СПОРТ*СПОРТ*СПОРТФинальная встреча команд РСФСР и Украины. Фото В. ГорловаМотобольный турнир принадлежал к тем немногим спартакиадным соревнованиям, где прогноз относительно двух первых призеров можно было сделать безошибочно — конечно же , сборные Российской Федерации и Украины. Вот только в каком порядке они финишируют? И все же предпочтение отдавалось команде РСФСР, хотя бы на том основании, что она еще ни разу не уступала главные спартакиадные награды. Достаточно сказать, что вVII летней Спартакиаде народов Российской Федерации участвовала 21 мотобольная команда. И не только из Краснодарского и Ставропольского краев, до недавнего времени признанных центров этого вида спорта в республике. В турнирную орбиту ныне включились представители Архангельской, Иркутской областей, Приморского края, Янутской, ЧеченоИнгушской, Северо-Осетинской АССР. Широта географии мотобола в РСФСР налицо. Этого, правда, не скажешь о ровности подготовки всех участвовавших команд. Некоторые матчи заканчивались прямо-таки с разгромным счетом — 20 ; 0 , 1 8 : 0 , 1 8 : 1 , 16 : 1 . . . Но, думается, сам факт появления в спартакиадных соревнованиях новых коллективов отраден, ну а что касается мастерства, то оно должно с годами прийти. Главное, чтобы у спортсменов, уступивших с таким крупным счетом, не опустились руки, не пропало желание постигать премудрости мотобола — игры совсем не простой, тре• бующей и коллективного взаимопонимания и индивидуальных, нестандартных действий каждого мотоциклиста.Хорошо в организационном плане развивается мотобол на Украине. Здесь давно создана своя Федерация, объединяющая крепкий общественный актив. В республиканском первенстве, которое разыгрывается в двух лигах, участвует около 30 команд. Кстати, и в чемпионате СССР среди коллективов высшей лиги Российская Федерация и Украина представлены почти равным количеством команд — соответственно четырьмя и тремя. Так что у тренеров, в отличие от их коллег из других республик, был довольно богатый выбор кандидатов. Спортивные цвета России защищали игроки «Автомобилиста» (Элиста), «Ковровца» (Ковров) и «Металлурга» (Видное, Московская область). В состав мотобольного коллектива Украины вошли также представители трех команд, выступающих в высшей лиге, — «Восхода» (Вознесенск), «Вымпела» (Полтава) и «Нивы» (Хорол, Полтавская область). Ныне в борьбу (она проходила по кубковой, с выбыванием, системе) вступили сборные 14 союзных республик. Согласитесь, не все командные соревнования по военно-техническим видам спорта, включенные в Спартакиаду, имеют такую широкую географию. Однако не стоит забывать, что девять лет назад, в год дебюта мотобола в спартакиадных турнирах (это была V Спартакиада народов СССР) участвовало 15 команд. Сейчас среди но-РАДОСТИ И ОГОРЧЕНИЯВ последнее время высказывалось много критических замечаний и претензий к гаревикам—спортсменам и тренерам. Вот почему подготовка к ны| нешнему сезону, уровень мастерства спортсменов ' находятся под пристальным вниманием общественности, любителей трековых мотогонок. С чем же подошли наши спортсмены к соревнованиям VII летней Спартакиады народов СССР? Первая ласточка, которая хотя и не делает весны, но, возможно, предвещает ее, — это успешное выступление в начале сезона уфимца М. Старостина, пробившегося в финал личного чемпионата мира, попав, таким образом, в число 16 сильнейших мастеров спидвея. Порадовало выступление нашего юниора А. Файзулина в чемпионате Европы среди спортсменов не старше 21 года, где он занял второе место. Но это, так сказать, дела международные. А каково положение в нашем внутреннем «трековом хозяйстве»? В этом смысле нынешний, спартакиадный год, подводящий итоги спортивной работы в республиках (в том числе ив гаревых гонках), должен был дать ответ на многие вопросы. Финал Спартакиады проводился в Тольятти. В город автомобилестроителей прибыли команды РСФСР, Украины, Латвии, Армении, Узбекистана и Ленинграда. Москвичи отказались от участия в этих соревнованиях (спидвей в столице из-за отсутствия трека практически прекратил существование). Команда Эстонии, хотя и получила право выступать в финале, в Тольятти не прибыла. Ктому же руководители мотоспорта в республике не сочли нужным заблаговременно известить о своем решении организаторов. Телеграмма накануне гонок не спасла положения. В итоге не осталось времени вызвать команду Грузии, получавшую в сложившейся ситуации право на участие в финале, и пришлось ломать голову, как заполнить шестью командами таблицу заездов, рассчитанную на семь. Факт — достойный не только порицания, но и определенных спортивных санкций. Кого же мы увидели в финале? Начнем с фаворита соревнований — гонщиков РСФСР. В недалеком прошлом команда «Турбина» из Балаково была одним из опорных пунктов нашего спидвея — основным поставщиком спортсменов в сборную страны. Не случайно этот клуб шестикратный чемпион Советского Союза в классе «А». Однако в нынешнем году балаковцы утратили свои ведущие позиции (в причинах этого, видимо, предстоит разобраться), и честь команды РСФСР в финале защищали уфимцы М. Старостин, Н. Корнев и новосибирец В. Кузнецов. Правда, в первоначальной заявке был Валерии Гордеев («Турбина»), но он получил небольшую травму на тренировке ив командной гонке не участвовал. Отсутствие известного мастера не сказалось на выступлении гонщиков России. Она была вне конкуренции, потеряв всего лишь 5 очков (все они пришлись на долю Корнева). Хотя команда Украины заняла в финале почетное второе место, но, по правде говоря, оно не очень-то обрадовало, поскольку было завоевано силами старой гвардии — сорокалетнего В. Трофимова, Г. Хлыновского и А. Миронова, у же много-много лет стартующих на гаревых треках. А где же молодежь? Показательно, что команда Латвии, не имея в своих рядах ни одно-го члена сборной страны, на равных боролась с именитыми гонщиками Украины и уступила им только одно очко. Более того, лишь случай помешал коллективу Латвии выйти на второе место. Главный судья Н. Айвазов снял Н. Корнева из команды РСФСР во время ее встречи с гонщиками Украины за нарушение в 30-метровой зоне. Этот неожиданный «подарок» в 2 очка вывел гаревиков УССР на второе место, отодвинув команду Латвии на третье. Подлинной сенсацией стало успешное выступление в Тольятти команды Узбекистана (тренер В. Сергеев), которой болельщики, да и многие знатоки спидвея отводили роль аутсайдеров. Однако получилось иначе. Дело в том, что в Фергане создан неплохой трек, где сборная команда СССР последние три года проводит весенний сбор, используя благоприятные погодные условия. Присутствие на тренировках асов спидвея, участие в совместных соревнованиях дало возможность гонщикам Узбекистана приобрести необходимый опыт. Молодых кандидатов в мастера спорта В. Сурхаева и В. Рязанова не испугали громкие титулы соперников. Встречи с командами Украины, Латвии и Ленинграда ониЦесис, Тольятти, Запорожье... Таков маршрут первых трех чемпионатов страны на легковых спортивно-кроссовых автомобилях багги. На трассу минувших соревнований, проложенную в районе знаменитого запорожского дуба на Верхней Хортице, вышло 56 участников —по 28 во II (до 1300 см3) и III (свыше 1300 идо 2500 см3) классах. Самым трудным путь к золотой медали чемпиона оказался у кандидата в мастера спорта, инженера автозавода «Коммунар» А. Лося (II класс). В полуфинальном заезде он сошел с дистанции из-за На трассе — чемпион СССР Л. Рева. Фото П. ЧурюкановаИЗ ЗАЕЗДОВполомки полуоси автомобиля. В заезде надежды, который часто ошибочно называют утешительным, -Александр неудачно стартовал, затем сумел переместиться на третье место, и тут новая неудача — после крутого спуска перевернулся, оборвал рычаг передней подвески. С большим трудом Лось все же закончил истанцию третьим и попал в финал. десь дела у него пошли веселее: в первом заезде — четвертое место, а во вто-§16