Вот и пришло время вновь вспомнить об особенностях вождения автомобиля по зимним дорогам. Конечно, никакие рекомендации не сделают езду безопасной, пока вы не привыкнете к изменившимся условиям движения и не освоите основные приемы вождения в этих условиях на практике. Так что с первым снегом — осторожность и еще раз осторожность. Это главное. При движении по заснеженной, а тем более обледенелой дороге автомобиль не любит активных ускорений, резкого маневра и внезапного торможения. Если летом все это не столь опасно, то теперь надо вносить серьезные коррективы ив технику управления, и в саму манеру езды. На скользкой дороге очень аккуратно пользуйтесь педалью тормоза. Чуть перестараешься — и заблокированные колеса идут юзом, автомобиль становится неуправляемым и вам остается только уповать на счастливый случай. Зимой тормозите как можно мягче, не выключая сцепление, чтобы на задние колеса до самой остановки передавалось усилие от двигателя, препятст-вуя их блокировке. Тогда и вероятность заноса будет меньше, и тормозной путь короче. Но ив этом случае надо быть максимально осторожным. Некоторые считают, что при торможении двигателем заноса вообще быть не может. Это неверно. И при таком способе, если силы сцепления окажутся меньше тормозных, юз неизбежен. Самое верное выбирать такой режим движения, чтобы тормозить приходилось как можно реже. И уж во всяком случае ездить так, чтобы совершенно исключить экстренное торможение. Для этого необходимо тщательно прогнозировать развитие ситуации на дороге, точно выбирать скорость и дистанцию между автомобилями. Энергично разгоняться и тормозить можно разве что на рыхлом снегу, так как он оказывает достаточное сопротивление движению. И не только в прямом направлении, но и по сторонам, что позволяет быстро двигаться и на поворотах дороги. Но будьте внимательны при езде по снегу в глубокой колее, здесь уж не остается ничего другого, как следовать туда, куда ведет колея. Каждая попытка увести автомобиль с этих «рельсов», как правило, кончается неудачей. На небольшой поворот руля автомобиль просто не реагирует. При сильном же повороте передние колеса вырвутся из колеи, а задние вряд ли, и тогда автомобиль развернет поперек дороги, а это всегда опасно. Летом дорога, если сухая, то сухая, мокрая — так мокрая. Зимой же даже на дороге, свободной от снега и льда, где можно держать довольно высокую скорость, могут неожиданно встретиться участки, покрытые ледяной или снежной коркой. Поэтому ваша задача не отвлекаться ни на секунду и постоянно контролировать состояние проезжей части. Если вы заметили или предполагаете, что впереди гололед, сразу снижайте скорость. Сейчас важен каждый метр тормозного пути. Если же вы оценили опасность слишком поздно, то не паникуйте и не нажимайте резко на педаль тормоза или «газа» — это может привести к аварии. Старайтесь не пропустить места, где нет льда, чтобы замедлить движение ставшего неуправляемым автомобиля. Для этого можно использовать обочину, заехав на нее хотя бы одной сто-роной. Учтите только, что руль надо держать крепко, и колеса должны катиться, а не быть заблокированными. В заключение хочется предупредить еще вот о чем. Зимой на дорогах вне населенных пунктов будьте особенно внимательны к пешеходам. На обочинах нередко лежит глубокий снег, и люди просто вынуждены выходить на проезжую часть. Тут уж надо забыть, что она принадлежит только автомобилям. В таких ситуациях пешеходы пользуются ею на равных правах с водителями. А на дороге скользко, и пешеход может вдруг упасть в самый неподходящий момент. Это необходимо учитывать и объезжать человека, идущего по краю дороги, на максимально возможном расстоянии. Тогда и неожиданно поскользнувшийся пешеход не поставит вас в безвыходное положение. Помните, что в таких ситуациях легкомыслие недопустимо, нельзя рассчитывать, что пешеход посторонится. Особенно это опасно при встречных разъездах. В этом случае надо так выбрать скорость, чтобы автомобили не поровнялись как раз напротив пешехода. Этого необходимо избегать, ибо в таком случае вы лишаете себя свободы маневра. Поскользнись пешеход — и он окажется под колесами машины. То же самое возможно и при заносе автомобиля, который не исключен при торможении. Поэтому если по вашей стороне проезжей части идет пешеход, то притормозите, а при необходимости и остановитесь, чтобы беспрепятственно разъехаться со встречной машиной. Сложная ситуация может возникнуть и когда пешеход идет по противоположной стороне дороги, а вы совершаете обгон или на суженных участках, где безопасный интервал трудно обеспечить. Выход здесь тот же — сбавить скорость и отказаться от опасного маневра. Подводя итоги, скажем, что, определяя свой режим движения зимой, вы должны учитывать не только дорожную ситуацию, но и состояние проезжей части. И в любом случае полезно помнить, что мастерство водителя проявляется прежде всего в плавном движении, без лишних ускорений и торможений. В любое время года, а зимой — тем более. Ю. КОНДРАТЬЕВ (по материалам зарубежной печати)Отвечаем на вопросы читателей.Для выплаты страхового возмещенияруки, а теперь требуют официальный шествии в ГАИ и Госстрах остался прежним. запрос из Госстраха и только после этодуры Изменения коснулись только процеоформления. го оформляют справку и высылают ее Установлена единая форма запроса Госстраха об аварии, который направляется по почте. Что это — самодеятельность в ГАИ не нашего отделения ГАИ или новый появления позднее трех дней с момента зао выплате возмещения. На рядок выдачи документов? запрос Госстраха руководитель подраздолжен пяВ. АФИНОГЕНОВ деления ГАИ времени не позднее проти дней со окончанияверки обстоятельств ДТП отправить по почте справку, заполненную по стандартной форме, и копию постановления следователя об отказе или возбуждении уголовного дела. Справка и копия подписываются только руководителем подразделения ГАИ или следователем и заверяются печатью. Если водитель не заявил своевременно в ГАИ об аварии и поэтому не были установлены ее обстоятельства, то об этом направляется сообщение в инспекцию Госстраха, а справка не заполняется. Все документы по запросам Госстраха высылаются только по почте, и выдача их на руки категорически запрещена.К ак нам сообщил начальник отдела Уважаемая редакция! Главного управления ГАИ МВД СССР Попал яв дорожно-транспортное Г. П. БЕЛОВ, Министерство внутренпроисшествие — не разминулись на них дел СССР и Министерство финанперекрестке. Скорость была маленькая, сов СССР утвердили и ввели в действие новый порядок запроса и выдачи докуи повреждения ерундовые. -Короче, ментов в связи с дорожно-транспортными происшествиями по застрахованным авария, о которой и говорить бы не котостоило, а не то что в редакцию писать.автомототранспортным средствам,между Но дело в том, что у меня машина зарый определяет взаимоотношения же ­ владельцами транспортных средств, лающими получить страховое возмещестрахована, надо получить денежную ние, с компенсацию. А для этого, как известхом — одной стороны, и ГАИ и Госстрас другой. но, необходима справка ГАИ об аваСогласно этому документу, порядок зарии. Всегда такую справку давали на явления о дорожно-транспортном проис-25