Дизельный седельный тягач ЗИЛ —133ВЯ. Фото Ю. АндриановаТехническая характеристика ЗИЛ—133ГЯ (в скобках отличающиеся данные по ЗИЛ—133ВЯ) Общие данные. Снаряженная масса7790 (7100) кг. Грузоподъемность (нагрузка на седло) — 10 000 (9500) кг. Грузоподъемность буксируемого прицепа (полуприцепа) — 8000 (18 500) кг. Колесная формула — 6x4. Максимальная скорость одиночной машины — 85 км/ч, автопоезда — 80 км/ч. Контрольный расход топлива — 30 л/100 км. Запас топлива — 170 (340) л. Размеры. Длина — 9250 (7075) мм. Ширина — 2500 (2435) мм. Высота — 2405 мм, Погрузочная высота (высота седла) — 1380 мм. Ваза по переднему и среднемуляостам 4610 (3700) мм и 1400 мм для задней тележки. Колея — 1835 мм для передних и 1850 для задних колес. Дорожный просвет — 235 мм. Двигатель. Число цилиндров — 8. Степень сжатия — 17,0. Рабочий объем — 10 850 смЗ. Мощность — 210 л. с. прн 2600 об/мин. Максимальный крутящий момент — 65 кгс . м при 14001700 об/мин. Трансмиссия. Сцепление — сухое, двухдисковое с гидравлическим приводом и пневмоусилителем в системе управления. Коробка передач — 10-ступенчатая с передним делителем и пневматическим преселективным переключением передач в делителе. Главная передача — гипоидная с передаточным числом 6,83. Межосевой дифференциал — блокируемый. Управление. Рулевое — с гидравлическим усилителем. Тормозное — посредством четырех раздельных систем: рабочая — с раздельным пневматическим приводом барабанных тормозов на всех колесах, стояночная — с пружинными энергоаккумуляторами и механическим приводом тормозов на колесах задних осей, вспомогательная — с заслонкой в выпускной системе, запасная — с пружинными энергоаккумуляторами. Ходовая часть. Подвеска передних колес — зависимая на продольных полуэллиптических рессорах и телескопических амортизаторах. Подвеска задних колес — зависимая, балансирная на продольных полуэллиптическсх рессорах с реактивными штангами. Шины — 260—508Р. Рама — лонжеронного типа, штампованная, сварная.Расширение производства большегрузных автомобилей с дизельными двигателями — одна из важнейших задач, которые решает в десятой' Пятилетке и будет решать в одиннадцатой наше автомобилестроение. К шести предприятиям отрасли (БелАЗ, КамАЗ, КрАЗ, МАЗ, МоАЗ, УралАЗ), уже выпускающим такие машины, теперь присоединился завод имени И. А. Лихачева, коллектив которого взял социалистическое обязательство в этом году освоить изготовление дизельных грузовиков. В третьем квартале новые машины ЗИЛ—133ГЯ и ЗИЛ—133ВЯ начали сходить с главного конвейера. Таким образом, автозаводцы выполнили обязательства и встретили шестьдесят вторую годовщину Октябрьской революции освоенным производством дизельных грузовых автомобилей. Новые трехосные модели (бортовой грузовик ЗИЛ—133ГЯ и седельный тягач ЗИЛ—133ВЯ) созданы на базе выпускаемого с 1975 года ЗИЛ—133Г1 и значительно превосходит его по многим технико-экономическим показателям. Они предназначены для эксплуатации на дорогах, допускающих осевые нагрузки до 10 тонн. Возможна кратковременная . эксплуатация на грунтовых дорогах в любое время года, кроме периодов распутицы и снежных заносов. У ЗИЛ—133ГЯ трехместная кабина и грузовая платформа с металлическим основанием и деревянными бортами, а также съемным металлическим каркасом и тентом. Машина рассчитана на эксплуатацию с прицепом, то есть уже по своему назначению является тягачом. Ее модификация, седельный тягач ЗИЛ—133ВЯ, предназначена для буксировки полуприцепа е бортовой платформой или полуприцепа-фургона. Обе машины пригодны для эксплуатации в Любых климатических зонах при температурах окружающего воздуха от + 4 0 до —40°. Вкратце ЗИЛ—133ГЯ можно охарактеризовать как ЗИЛ—133Г1 («За рулем», 1976, № 8) с дизельным двигателем, Сцеплением, коробкой передач и тормозной системой автомобилей КамАЗ («За рулем», 1976, № 3) и необходимыми для их монтажа дополнительными узлами и деталями. В частности, установка более длинного (чем двигатель ЗИЛ—130) дизеля КамАЗ потребовала изменения моторного отсека. В результате машина получила новую облицовку радиатора с выдвинутой вперед средней частью и более длинный капот. Применение дизеля вместо карбюраторного двигателя, как и использование 10-етупенчатой трансмиссии вместо прежней пятиступенчатой, позволило сделать машину более экономичной — контрольный расход топлива у ЗИЛ133ГЯ составляет'ЗО л/100 км дизельного топлива против 36 л/100 км бензина А-76 у ЗИЛ—133Г1. Кроме того, благодаря более мощному (на 40%) двигателю новый грузовик способен буксировать прицеп грузоподъемностью 8тонн. ЗИЛ—133Г1 на это не был рассчитан и не имел сцепного устройства. Кстати, по той же причине стало возможным создание на базе ЗИЛ—133ГЯ и седельного тягача. Таким образом, оба автомобиля, освоенные нашим заводом, могут осуществлять перевозки грузов в составе автопоездов, что наиболее эффективно экономически. Оценивая ЗИЛ—133ГЯ и ЗИЛ—133ВЯ с технической точки зрения, надо сказать, что это первые серийные модели завода, снабженные дизелем, пневматическим усилителем в приводе управления сцеплением, 10-ступенчатой коробкой передач, имеющей делитель и преселективное управление им, тормозное управление с четырьмя независимыми системами привода. Наряду с этими оригинальными узлами и агрегатами, отличающими новые машины от многих зарубежных моделей, отметим также задние ведущие мосты с гипоидной главной передачей и блокируемым межосевым дифференциалом. Остановимся несколько подробнее на отдельных узлах. Управление такими современными большегрузными автомобилями, как ЗИЛ—133ГЯ и ЗИЛ—133ВЯ, требует создания для водителя условий, максимально снижающих нервные и физические нагрузки. Органы управления, оставаясь традиционными, подверглись существенной модернизации. В первую очередь это относится к управлению сцеплением и коробкой передач.12