16
17
СПОРТ*СПОРТ*СПОРТФинальная встреча команд РСФСР и Украины. Фото В. ГорловаМотобольный турнир принадлежал к тем немногим спартакиадным соревнованиям, где прогноз относительно двух первых призеров можно было сделать безошибочно — конечно же , сборные Российской Федерации и Украины. Вот только в каком порядке они финишируют? И все же предпочтение отдавалось команде РСФСР, хотя бы на том основании, что она еще ни разу не уступала главные спартакиадные награды. Достаточно сказать, что вVII летней Спартакиаде народов Российской Федерации участвовала 21 мотобольная команда. И не только из Краснодарского и Ставропольского краев, до недавнего времени признанных центров этого вида спорта в республике. В турнирную орбиту ныне включились представители Архангельской, Иркутской областей, Приморского края, Янутской, ЧеченоИнгушской, Северо-Осетинской АССР. Широта географии мотобола в РСФСР налицо. Этого, правда, не скажешь о ровности подготовки всех участвовавших команд. Некоторые матчи заканчивались прямо-таки с разгромным счетом — 20 ; 0 , 1 8 : 0 , 1 8 : 1 , 16 : 1 . . . Но, думается, сам факт появления в спартакиадных соревнованиях новых коллективов отраден, ну а что касается мастерства, то оно должно с годами прийти. Главное, чтобы у спортсменов, уступивших с таким крупным счетом, не опустились руки, не пропало желание постигать премудрости мотобола — игры совсем не простой, тре• бующей и коллективного взаимопонимания и индивидуальных, нестандартных действий каждого мотоциклиста.Хорошо в организационном плане развивается мотобол на Украине. Здесь давно создана своя Федерация, объединяющая крепкий общественный актив. В республиканском первенстве, которое разыгрывается в двух лигах, участвует около 30 команд. Кстати, и в чемпионате СССР среди коллективов высшей лиги Российская Федерация и Украина представлены почти равным количеством команд — соответственно четырьмя и тремя. Так что у тренеров, в отличие от их коллег из других республик, был довольно богатый выбор кандидатов. Спортивные цвета России защищали игроки «Автомобилиста» (Элиста), «Ковровца» (Ковров) и «Металлурга» (Видное, Московская область). В состав мотобольного коллектива Украины вошли также представители трех команд, выступающих в высшей лиге, — «Восхода» (Вознесенск), «Вымпела» (Полтава) и «Нивы» (Хорол, Полтавская область). Ныне в борьбу (она проходила по кубковой, с выбыванием, системе) вступили сборные 14 союзных республик. Согласитесь, не все командные соревнования по военно-техническим видам спорта, включенные в Спартакиаду, имеют такую широкую географию. Однако не стоит забывать, что девять лет назад, в год дебюта мотобола в спартакиадных турнирах (это была V Спартакиада народов СССР) участвовало 15 команд. Сейчас среди но-РАДОСТИ И ОГОРЧЕНИЯВ последнее время высказывалось много критических замечаний и претензий к гаревикам—спортсменам и тренерам. Вот почему подготовка к ны| нешнему сезону, уровень мастерства спортсменов ' находятся под пристальным вниманием общественности, любителей трековых мотогонок. С чем же подошли наши спортсмены к соревнованиям VII летней Спартакиады народов СССР? Первая ласточка, которая хотя и не делает весны, но, возможно, предвещает ее, — это успешное выступление в начале сезона уфимца М. Старостина, пробившегося в финал личного чемпионата мира, попав, таким образом, в число 16 сильнейших мастеров спидвея. Порадовало выступление нашего юниора А. Файзулина в чемпионате Европы среди спортсменов не старше 21 года, где он занял второе место. Но это, так сказать, дела международные. А каково положение в нашем внутреннем «трековом хозяйстве»? В этом смысле нынешний, спартакиадный год, подводящий итоги спортивной работы в республиках (в том числе ив гаревых гонках), должен был дать ответ на многие вопросы. Финал Спартакиады проводился в Тольятти. В город автомобилестроителей прибыли команды РСФСР, Украины, Латвии, Армении, Узбекистана и Ленинграда. Москвичи отказались от участия в этих соревнованиях (спидвей в столице из-за отсутствия трека практически прекратил существование). Команда Эстонии, хотя и получила право выступать в финале, в Тольятти не прибыла. Ктому же руководители мотоспорта в республике не сочли нужным заблаговременно известить о своем решении организаторов. Телеграмма накануне гонок не спасла положения. В итоге не осталось времени вызвать команду Грузии, получавшую в сложившейся ситуации право на участие в финале, и пришлось ломать голову, как заполнить шестью командами таблицу заездов, рассчитанную на семь. Факт — достойный не только порицания, но и определенных спортивных санкций. Кого же мы увидели в финале? Начнем с фаворита соревнований — гонщиков РСФСР. В недалеком прошлом команда «Турбина» из Балаково была одним из опорных пунктов нашего спидвея — основным поставщиком спортсменов в сборную страны. Не случайно этот клуб шестикратный чемпион Советского Союза в классе «А». Однако в нынешнем году балаковцы утратили свои ведущие позиции (в причинах этого, видимо, предстоит разобраться), и честь команды РСФСР в финале защищали уфимцы М. Старостин, Н. Корнев и новосибирец В. Кузнецов. Правда, в первоначальной заявке был Валерии Гордеев («Турбина»), но он получил небольшую травму на тренировке ив командной гонке не участвовал. Отсутствие известного мастера не сказалось на выступлении гонщиков России. Она была вне конкуренции, потеряв всего лишь 5 очков (все они пришлись на долю Корнева). Хотя команда Украины заняла в финале почетное второе место, но, по правде говоря, оно не очень-то обрадовало, поскольку было завоевано силами старой гвардии — сорокалетнего В. Трофимова, Г. Хлыновского и А. Миронова, у же много-много лет стартующих на гаревых треках. А где же молодежь? Показательно, что команда Латвии, не имея в своих рядах ни одно-го члена сборной страны, на равных боролась с именитыми гонщиками Украины и уступила им только одно очко. Более того, лишь случай помешал коллективу Латвии выйти на второе место. Главный судья Н. Айвазов снял Н. Корнева из команды РСФСР во время ее встречи с гонщиками Украины за нарушение в 30-метровой зоне. Этот неожиданный «подарок» в 2 очка вывел гаревиков УССР на второе место, отодвинув команду Латвии на третье. Подлинной сенсацией стало успешное выступление в Тольятти команды Узбекистана (тренер В. Сергеев), которой болельщики, да и многие знатоки спидвея отводили роль аутсайдеров. Однако получилось иначе. Дело в том, что в Фергане создан неплохой трек, где сборная команда СССР последние три года проводит весенний сбор, используя благоприятные погодные условия. Присутствие на тренировках асов спидвея, участие в совместных соревнованиях дало возможность гонщикам Узбекистана приобрести необходимый опыт. Молодых кандидатов в мастера спорта В. Сурхаева и В. Рязанова не испугали громкие титулы соперников. Встречи с командами Украины, Латвии и Ленинграда ониЦесис, Тольятти, Запорожье... Таков маршрут первых трех чемпионатов страны на легковых спортивно-кроссовых автомобилях багги. На трассу минувших соревнований, проложенную в районе знаменитого запорожского дуба на Верхней Хортице, вышло 56 участников —по 28 во II (до 1300 см3) и III (свыше 1300 идо 2500 см3) классах. Самым трудным путь к золотой медали чемпиона оказался у кандидата в мастера спорта, инженера автозавода «Коммунар» А. Лося (II класс). В полуфинальном заезде он сошел с дистанции из-за На трассе — чемпион СССР Л. Рева. Фото П. ЧурюкановаИЗ ЗАЕЗДОВполомки полуоси автомобиля. В заезде надежды, который часто ошибочно называют утешительным, -Александр неудачно стартовал, затем сумел переместиться на третье место, и тут новая неудача — после крутого спуска перевернулся, оборвал рычаг передней подвески. С большим трудом Лось все же закончил истанцию третьим и попал в финал. десь дела у него пошли веселее: в первом заезде — четвертое место, а во вто-§16 МОТОБОЛЬНАЯ РАТЬв ичков оказались спортсмены Молдавии, зато мы не увидели мастеров кожаного мяча МосквыиЛенинграда — городов, где еще до войны зарождался советский мотобол. Что же , п рогноз полностью оправдался: сборные РСФСР иУкраины без труда дош ли до финала. Однако турнир преподнес исюрпризы , т ак , третье призовое место все прочили мотоболистам Латвии — о пытным спортсменам из колхозн ойкоманды «Адажи». Однако в полуфинале ониуступили своим соседям — сборной Литвы , составленной из двух клубов — « Ш витуриса » (Кретинга) и «Бартувы» (Скуодас). Н аставникулитовских мотоболистов В. Браздейкису удалось создать очень интересную , р овную во всех линиях команду. Она стала настоящимоткрытием спартакиадного турнира . Другой приятной неожиданностью было выступление представителей Казахстана. В 1963—1964 годах, к огда проводились первые розыгрышиКубкажурна ­ ла «За рулем», о ткрывшие начало «мотобольной эры» в нашем автомотоспорте, именно досаафовской команде Алма-Аты удавалось дважды завоевывать почетный трофей. Затем, к сожалению , мотобол в республике стал угасать , а потом вообще прекратил существование. И вот он возродился — на этот раз в городе Караж ал на севере Казахстана. Т ак случилось, что сюда приехали работать молодые парнис Кубани ииз Ставрополья. Некоторые из них ранее игралив сильных клубах. Каражалский комитет ДОСААФ помог им приобрести мотоцикл ы , создать команду. И сразу жеуспех почетное четвертое место в Спартакиаде. А в финале встретились спортсмены РСФСР иУкраины . В первом матче, проходившем в Элисте, хозяева поля были явно сильнее. Великолепно здесь сыграл мастер спорта международного класса В. К узыченко . Несмотря на то , что он выступал с незалеченной травмой, полученной в Голландии на розыгрышеКубка Евр опы , ему удалось четыре раза точно поразить ворота команды Украины . Еще два мяча провел его товарищпо «Автомобилисту» А. Резников. Окончательный счет 6 : 1 в пользу сборной РСФСР. Повторный матч в Полтаве оказался нуда острее инапряженнее . Спортсмены словно забыли о результате первой встречи. А ведь мотоболистам Украины предстояло отыграть , к акминимум , пять мячей. Но иихсоперникижаждали только победы. В итоге боевая ничья2 : 2. Она означала, ч то общий счет 8 : 3 , и победа в Спартакиаде за сборной Российс кой Федерации. Вот имена тех , к то ее добывал, — Николай Белявцев, Владимир Крутилов, Вячеслав Ильин, Валерий Ку ­ з ыченко , Андрей Резников, Анатолий Богданов, Николай Анищенко и Александр Царев. Им был вручен главныйприз, у чрежденный ЦК ДОСААФ СССР, и Кубок СССР (в спартакиадные годы этот Кубок, у чрежденныйжурналом «За рулем», разыгрывается Не клубами, а сборн ыми командами союзных республик). Спартакиадный мотобольный турнир выдвинул ряд проблем и среди них — необходимость воспитательной работы на стадионах. Многие зрители не знают правил, с убъективно оценивают ситуации, недисциплинированно ведут хебя , что затрудняет судейство матчей. Это полностью относится ик Полтаве. Федерация мотоспорта СССР уже разбирала случай недостойного поведения части зрителей на одном из матчей, состоявшемся здесь в прошлом году. Похоже, местные организаторы не спешат прини ­ мать меры к тому, чтобы такое больше не повторялось, чтобы каждая встреча на полтавском мотодроме доставляла удовольствие и мотоболистам, и зрителям, и судьям . Ю. МАНСВЕТОВ, судья международной категории г. Полтава Результаты соревнований Финал: РСФСР — Украинская ССР — 8 : 3 ( 8 : 1 , 2 : 2 ) ; матч за 3—4-е места: Литовская ССР — Казахская ССР — 1 1 : 1 ; 5—8-е места: Азербайджанская ССР, Туркменская ССР, Грузинская ССР, Латвийская ССР.з акончилисничейным результатом 3 : 3 . Четвертое место — больш ойуспех дебютантов. Оно очень весомо, если учесть , что узбекс киеспортсмены опередили командуЛенинграда , за которую выс тупали чемпион страны по длинному треку В. Смирнов и известн ый по многимгонкам мастер спорта Г. Иванов. Во второй день соревнований, когда шла борьба в личном зачете за звание чемпиона СССР и Спартакиады, у спехтакже сопутствовал гонщикам РСФСР. Таблица свела в первом же заезде прошлогоднего чемпиона Владимира Гордеева и бронзового призера двух последних чемпионатов Михаила Старостина, к оторый находится в отличной форме. В остром поединке, под сплошнойгултрибун Михаил выиграл и показал лучшее время, которое никтов дальнейшем перекрыть не смог. Это была серьезная заявка на победу в чемпионате. Второй претендент чемпион страны 1977 г. Валерий Гордеев в первом для себя заезде из-за перебоев в двигателе. пришел последним. Потеря трех очков на старте, к ак оказалось, лишила его шансов на золотую медаль, х отяв следующем заезде он выиграл у Старостина. Перед последней серией у Старос тина было 11 очков , Никипелова — 10, Вал. Гордеева и Корнева — по 9. Стало ясно, ч то медали достанутся этим гонщикам . 18-й заезд решал судьбу главной награды . Старостину нужна только победа, и он добился ее, став недосягаемым для соперников. 19-й заезд. Здесь первое место В. Никипелова принесло ему серебряную медаль. И, н аконец , в последнем, 20-м на дорожку выехали Валерий Гордеев и Н. Корнев. Победу одержал Валерии. Его брат Владимир, к оторыйв этом году переехал вЛенинград , остался на пятом месте. Итак, подведем итоги . К сожалению , цельной картины состояния Дел в нашем спидвее спартакиадныестарты не дали. Об основной проблеме, м ешающейразвитию этого вида спорта, — отставании вмощностных показателях поставляемых нам мотоциклов по сравнениюс теми, на которыхвыступают основные зарубежныесоперники , — м ыуже писали. Она по-прежнему стоит очень остро. Но не об этом сейчас речь. На финальныхспартакиадных стартах мы увидели мало перспективныхгонщиков , к оторыев состоянии были бы в недалеком будущем составить достойнуюконкуренциюопытным мастерам, членам сборной командыстраны . Слишком уж медленно идет у нас подготовка молодой смены . Более того, сдают позиции представители опорныхпунктов нашего спидвея. В чем причины спада трекового спорта в «Турбине», л ишившейсявнынешнем году целой группысильных гаревиков? Почему не раст утгонщики на Украинеив ряде других республик, где есть все условия для развития спидвея? Эти идругие вопросы ждут своего решения. Г. АФРЕМОВ, почетный судья по спортуФото В. ГорловаНАДЕЖДЫ В ЧЕМПИОНЫром — первое. В итоге — л учшая сумма очкови звание чемпиона СССР. Более спокойно развивались события среди участников , в ыступавшихвIII классе. Здесь вне конкуренциибыл прош логодний чемпион страны , представитель Волжского автозавода Леонид Рева. Два предыдущих чемпионата прошликак настоящие спортивныепраздники . О третьем этого, к сожалению , не скажешь . О ргкомитет был создан лишь формально, и подготовкой соревнований занимался один человек. Н елогичными , прот иворечивыми выглядели некоторые решения главного судьи И. Дэюбы (Москва). Это вызывало нервозность уучастни ­ ков, представителей, тренеров. Кстати, почему-то становится правилом назначать на чемпионат страны по кроссу на легковыхспортивных автомобилях — соревнование молодое, в проведении которого существует еще много проблем, —г лавных судей, п роходящих квалификац ионнуюпроверку . Что иговорить , сомн ительный по своей целесообразности эксперимент . Серьезные претензии можно предъявить ик некоторым арбитрам судейскойколлегии , к оторые не знали, как пользоваться флагами. Перечень крупныхи мелких огрехов чемпионата вЗапорожье на этом не заканчивается. Кросс на легковых автомобилях — сложн ыйворганизационномотношении вид соревнований, и ких подготовке, проведению, к омплектованию судейской бригады нужно подходить с особой тщательностью. А. КЛОПИЧЕВ, ответственный сенретарь ФАС СССР17