18
19
— Мой-сеев| Мой-сеев! Мой-сеев... — в осторженный возглас, повторяемый десятками тысяч зрителей, катился по склонугоры вслед за гонщиком , котор ыйс удивительной ловкостью обгонял соперников , у ставших бороться с дождем ираскисшей трассой. Геннадий Моисеев стал героем последнего, 12-го этапа чемпионата мира в классе 250 см3 , проходившего в болгарском городе Самокове, под Софией. Хотя, забегая вперед, с кажем : это не смогло вывести его даже в число призеров. Советские телезрители имели возможность наблюдать многие фрагменты этой полной драматизма гонки благодаря почти часовой трансляции , о рганизован ­ ной спортивными редакциями телевиден ия Болгарии и Советского Союза. Н все же хочется вспомнить и главные событ ия , и то, что оказалось «за кадром». Перед этим, последним этапом призер ы мирового первенства определились уже : первый — швед X. К арлквист — 248 очнов; второй — а нгличанин Н. Хадсон (178); третий — с оветский спортсмен В. Кавинов (133). Судьба следующих трех мест решалась в этой гонке : К. ван дер Веен (Голландия) имел 97 очков , Г. Моисеев — 96, Р. Диффенбах (ФРГ) — 9 1 . На тренировкенакануне соревнован ий лучше всех прошел эту новую для участников мирового первенства трассу Р. Диффенбах (новый чемпион X. Карлк висти заболевший бронзовый призер В. Кавинов на соревнования не прибы ­ ли). Мотоцикл «Кавасаки», на котором выступает Диффенбах, имеет заднюю подвеску с центральным амортизатором — и это позволяет резвее других преодолевать «гребенку» и кочки , преобладавшие на круге длиной 2400 м. Одн ако начавшийся ночью дождь основательно размочил трассу, и на утренней тренировке время у фаворитов было почти одинаковым . Старт первого заезда Моисеев принял неудачно. Он, видимо, полагал, что при большой нагрузне на заднее колесо с отрывом переднего мотоцикл докопается до твердого слоя дороги и получит максимально возможное ускорение . Расчет не оправдался. Пока он «гарцевал» на вздыбленной машине, вперед ушло больше десяти участников . Г онку возглавил Р. Диффенбах, от которого Г. Моисеев отставал на 38 секунд! Однако, постепенно увеличивая темп, он закончил шестой кругуже третьим — вслед за гон ­ щ иком из ФРГ и чехом Я. Ф алтой . Еще несколько круговпозиции лидеров не менялись, и уже казалось, что заезд такизакончится . Но иначе думали Г. МоисеЙев и тренер нашей команды Ю. Трофимец. Зная Диффенбаха, его сильные и слабые стороны, они были уверены , что он не выдержит такого высокого темпа на трудной , с каждымкругомухудшаю ­ щейся трассе. На десятом круге это произошло. Диффенбах попал вколею , мот оцикл развернуло, г онщик не удержалс я , упал, а пока поднимался, его обогнали Фалта и Моисеев. Следующие два круганаш спортсмен шел, не прибавляя скорости , несмотря на то, что ему показывали табличку с цифрами «2» (второе место) и «8» (то есть отставание от лидера на восемь сек унд ) . Только на последнем круге Моисеев сделал резкийрывоки вплотную приблизился к Фалте. Ободряемый зрителям и , он пытается обойти лидера, но мног оопытный чех всякий раз занрывает выгодные пути для обгона. Моисееву к этому не привыкать . На очередном повороте он делает вид, что устремляется по наружному радиусу, а когда Фалта занимает его, эффектным рывком, чуть ли не на заднем колесе переставляет машину на внутреннюю дорожку ирезкоуходит вперед! Заезд, а с ним и 15 очков завоеваны. Т аким образом, перед вторым заездом у Моисеева стало на 12 и десять очков больше, чем у Диффенбаха и ван дер Bee на соответственно. Но предстояла еще нелегкая борьба. Волнения начались сразу после старта. Наш спортсмен, находясь в небольшой группе лидеров, на выходе из поворота зацепил развернувшийся поперек трассы мотоц икл японца Т. С узукии упал. Пока он поднимался, поправлял, к ак нам казалось, щ иток на плече (а на самом деле ощупывал, цела ли ключица , — удар о руль оказался сильным), вперед ушли почти все участники . Опять догонять! Сколько? Почти сорок секунд! Но впереди еще 12 кругов , поэтому не все потеряно (сумел же он в первом заезде отыграть 38). Третий круг Моисеев заканчи ­ вает третьим . Опять воодушевляемый зрителями, он демонстрирует виртуозн уютехнику , терпение, выносливость. И, все время увеличивая темп, на пятом круге становится первым ! Так под аплоисменты и восторженные возгласы оисеев ифиниширует . Заслуженная, великолепная победа мужественного и искусного гонщина, подтвердившего свои высокий класс. К сожалению , она была единственной на протяжении всех двенадцати этапов. Хотя и почетны третье и четвертое места, но после первого, занятого впрош ­ лом году, первого и второго в позапрошлом, они не очень радуют.УЖЕ НЕ ТЕ...В классе машин 250—350 см3 все ждали дуэли старых соперников — Владимира Мамонова (РСФСР) и Валерия Воронина (Украинская ССР) — неоднократных победителей прошлогодних чемпионатов. Первое испытание — на старте — выиграл Валерий, затративший в два раза меньше времени на запуск двигателя. Казалось, и дальше он не уступит. На огневом рубеже, после трех кругов гонки Воронин точно поразил пять «тарелочек». Такого добились только шесть участников, но среди них не было Мамонова, и ему, как и остальным «промазавшим», пришлось идти на штрафной круг. Все же — такое нередко случается на мотоциклетных соревнованиях — изза неполадок в двигателе Воронин уступил и Мамонову, и многим другим. За этим захватывающим соперничеством двух лидеров как-то не замеченным поначалу оказалось выступление других спортсменов, стартовавших позже. А именно они-то и стали главными героями дня. Прежде всего хочется назвать С. Назаренко из Хабаровска — прошлогоднего чемпиона в этом классе. Отлично прошел он всю трассу, отлично выполнил дополнительные упражнения ив награду получил «золото». Приходится только удивляться тому, что тренеры команды России, как ив прошлом году (тогда хабаровские мотоциклисты завоевали две медали), не включили чемпиона в состав команды, и он выступал как личник. Обстановка на трассе обострилась, когда стало известно что на позиции спортсменов Российской Федерации и Украины повели наступление представители Белоруссии и Азербайджана. Забегая вперед, скажем, что только неудача, постигшая на огневом рубеже Владими-На призы „За рулем"ПЕРЕМЕНЫ НАЗРЕВАЮТНа снимках : председатель оргкомитета — председатель райисполкома И. Петрук (справа) и председатель обкома ДОСААФ Д. Корнеев вручают наград ы победителям ипризерам ; на трассе соревнований. Фото П. Л укьянчукаи Н. Т рофимчукЧетвертый раз районный центр Волынской области — Рожище принимал участников чемпионата страны по многоборью на личных мотоциклах, где наряду с медалями разыгрываются призы журнала «За рулем». Как и всегда, хозяева были гостеприимны и сделали все, что было в их силах, чтобы спортсмены-мотоциклисты, жители города смогли почувствовать: они присутствуют на событии всесоюзного масштаба. Именно на этом уровне проходило и торжественное открытие соревнований (под него отвели Центральную площадь), и большой концерт в Доме культуры, который дали для гостей города замечательные мастера художественной самодеятельности, и многое другое, что входит в понятие «организация чемпионата». Но вот в отличие от прошлых лет погода оказалась не очень гостеприимной — в день соревнований зарядил холодный осенний дождь. К счастью, коррективы, которые он внес в ход встречи, не испортили, а скорее подправили то, что заготовили организаторы. Речь идет о новой семикилометровой трассе. Ее проложили по ровной местности и придали откровенно скоростной характер. На такой трассе первое слово имели моторы, их мощность, а не мастерство вождения и физическая подготовка спортсменов. Дождь значительно усложнил трассу и все поставил на свои места. Как ив прежние годы, основной спор за лидерство разгорелся между спортсменами Российской Федерации и Украины. В составы этих команд (напомним, что каждая из них включает четырех спортсменов — два в классе 250350 см3, два — 125—175 см3) входили неоднократные участники и победители чемпионатов, в том числе шесть мастеров спорта.18 Чем же объяснить сдачу позиций? Попробуем разобраться в причинах этого с помощью спортсмена и тренера. Г. МОИСЕЕВ. В мотоспорте, и кроссе в частности, принято считать, что успех наполовину зависит от машины. В последние годы мы завоевывали победы, выступая на мотоциклах КТМ , специально изготовленных этой австрийской фирмой. Тогда они не уступали по основным показателям — мощности и надежности — машинам соперников, что позволяло вести с ними борьбу, к ак говорится, на равных. Однако ужев прошлом сезоне стало очевидным, что ряд фирм сумел создать машины, превосходящие КТМ в мощности, а главное, по ходовым качествам, зависящим от экипажной части. В нынешнем сезоне моторы наших машин тоже прибавили сил, но с потерей «тяги» на малых и средних оборотах. У же первые старты показали, что такое решение явно неудачно, и мы вынуждены были обратиться к старым машинам, более пригодным для условий соревнований чемпионата мира. Однако конкурировать с новыми мотоциклами других ведущих фирм они уже не могли. Ю. ТРОФИМЕЦ. Лучше, чем спортсмен, определить качества машины не может никто. В современном кроссе, кроме объективно оцениваемых параметров, таких, к ак мощность и крутящий момент, огромную роль играет соответствие характеристик мотоцикла индивидуальным качествам гонщика, уровню его мастерства, физической подготовленности. И я считаю, что ужев прошлом году Моисееву и Кавинову пришлось основательно поработать за машины. Их спортивная форма в нынешнем сезоне была не хуже , но возросшее техническое совершенство машин соперников и, несомненно, поднявшийся уровень их спортивной подготовки не позволили нашим гонщикам повторить успехи прошлых лет. К тому же травмы Моисеева на последних этапах осложнили дело. В этих высказываниях спортсмена и тренера находит подтверждение известная истина: чтобы не отстать, нельзя стоять на месте, надо идти вперед, иначе тебя обгонят. Разумеется, бывают осечки иу чемпионов — не каждый сезон складывает-ся удачно. Возможны и просчеты конструкторов, механиков. Все это еще не повод для того, чтобы опускать руки. Замечательные победы наших кроссменов Г. Моисеева и В. Кавинова убедили в эффективности системы подготовки гонщинов экстра-класса, разработанной и осуществляемой ведущим нашим тренером Ю. Трофимцом. Зарубежные спортсмены и специалисты высоко ценят и признают заслуги советсной школы подготовки гонщиков. Но используем ли мы свои достижения в полную меу — вот в чем вопрос. Наверно, нет. то-то не видим мы рядом с Моисеевым и Кавиновым тех, кто может бороться за высокие титулы на чемпионатах. В. Корнеев, Ю.3 Худяков, выступающие в классе 125 см , а дальше кто? Современный мотокросс, к аки мотоспорт вообще, требует воспитания таких качеств и навыков, которые не разовьешь за два-три года, не привьешь юноше без природных данных, соответствующих задатков. Опыт, накопленный в ряде олимпийских видов спорта, свидетельствует в пользу создания специализированных школ, где высококвалифицированные тренеры готовят из мальчинов и девочек, подростков будущих мастеров высшего класса. Но идея о создании хотя бы одной экспериментальной школы в подходящем для круглогодичной работы месте пока не реализуется. Да и высококвалифицированных тренеров можно пересчитать на пальцах одной руки. А время идет! Технический уровень мотоциклов ведущих мировых марок, на которых выступают участники чемпионатов мира, затраты на их изготовление чрезвычайно высоки. Естественно, их получают лишь лучшие из лучших. Но, чтобы успешно овладеть ими, добиться результатов, спортсмены должны готовиться на технике, хотя бы близкой к эталонной по своим основным параметрам. С сожалением приходится отмечать, что выпускаемые нашими заводами кроссовые машины еще очень далеки от требований сегодняшнего дня. Заключительный этап чемпионата мира в Болгарии показал, что «есть еще порох в пороховницах» у наших мотокроссменов, что способны они вернуть утраченные позиции. Но в этом им нужна серьезная помощь. Помощь с прицелом на будущее, с перспективой на подготовку юной смены чемпионам. Б. СИНЕЛЬНИКОВ, спецкор «За рулем» София — МоскваНа снимках: тысячи любителей мотокросса наблюдали за спортивной борьбой; на трассе — Геннадий Моисеев. Фото Б. Лазова (НРБ) и автораpa Романенко — чемпиона Азербайджана 1979 года, который «заработал» четыре штрафных круга, лишила его команду призового места. В итоге в «старшем» классе мотоциклисты России, главным образом благодаря стараниям опытного В. Петрова, занявшего второе место вслед за Назаренко, создали «запас прочности». Правда, в классе 125—175 см3, где судьба призовых мест долго оставалась неясной, украинские спортсмены, вроде бы, взяли реванш — Ю. Юрченкович и М. Батюк заняли две высшие ступеньки на пьедестале почета. Но Батюк тоже не оказался в числе зачетных участников команды. А это означало, Что победа досталась спортсменам России. Успешно выступила в чемпионате команда Азербайджана, которая в прошлом году была в числе аутсайдеров. И заслуга в этом ребят из небольшого городка Али-Байрамлы. Они завоевали первое место на республиканских соревнованиях, тщательно готовились к чемпионату страны и, как уже было сказано, не дотянули самую малость до призеров. К сожалению, далеко не все так же хорошо были готовы к решающим стартам. Представители команд, тренеры, спортсмены объясняют это двумя факторами: недостаточным вниманием со стороны комитетов ДОСААФ и советов ДОАМ к развитию спорта среди владельцев личных мотоциклов (убедительное подтверждение этого — отсутствие в Рожище коллективов из Ленинграда, Литвы, Эстонии, Армении, Таджикистана), а также сложностью программы чемпионата, что в известной мере сужает базу соревнований, тормозит проведение встреч в районах, городах и областях.Мне трижды довелось быть главным судьей этих соревнований, что дает право высказать некоторые замечания и пожелания. Первое касается протяженности трассы. Сокращение основного круга, несомненно, пошло на пользу, но, как показывает опыт, и при этом условии судейства требуется большое количество арбитров, да ив зрелищном плане не получается желаемого эффекта. Думается, оптимальный вариант лежит в пределах двух километров. На такой короткой трассе могут быть небольшие трамплины, колейные мосты, другие несложные естественные и искусственные препятствия, которые, с одной стороны, требуют от участника мастерства, а с другой — не вызывают особой тревоги за сохранность мотоцикла. Разумеется, на короткой трассе горазда удобнее обзор для зрителей. К тому же найти и обустроить ее можно в любом районе. Видимо, следует ввести в программу разгон-торможение или спринт. Возможно, стоит проводить в рамках соревнований и конкурс по Правилам дорожного движения. Высказывая эти предложения, я думаю прежде всего о том, чтобы соревнования на личных мотоциклах были не столь сложны в организации, динамичны, интересны, смогли прижиться в районах и городах, чтобы комитеты ДОСААФ или советы обществ автомотолюбителей (они, по-видимому, станут шире заниматься спортивной деятельностью) могли проводить их с малыми затратами сил и средств. Конечно, могут быть и другие предложения. Но перемены, мне думается, назревают.О. ЛИТВИН, судья всесоюзной категории Волынская область, г. Р ожищеРезультаты соревнований Личный зачет. Класс 125 — 175 см3: 1. Ю. Юрченкович; 2. Н. Батюк (оба — Украинская ССР); 3. Я. Лунчевицс (Латвийская ССР); 4. А. Архипов (Белорусская ССР); 5. М. Карпец (Украинская ССР); 6. И. 3 Шевченко (РСФСР). Класс 250—350 см : 1. С. Назаренко; 2. В. Петров (оба — РСФСР); 3. Я. Штос (Латвийская ССР); 4. В. Левченко (Украинская ССР); 5. В. Мамонов (РСФСР); 6. А. Шинкевич (Белорусская ССР). Командный зачет: 1. РСФСР; 2. Украинская ССР; 3. Белорусская ССР; 4. Азербайджанская ССР; 5. Латвийская ССР; 6. Киргизская ССР.19