ТОСТБензин теперь дорог . Страдают от этого все, а вот реагируютпо - р азному . О дни стараются ездить плавно иэконо ­ м ично , д ругие ограничивают число поез ­ док, третьи же пытаются найти нечто этакое, от чего машина разомпотеря ­ ет свой топливный аппетит. Спрос, как известно, р ождаетпредло ­ ж ение . В палатках и на развалах автомобилист видит многотакого , что можно назвать продукцией «поля чудес»: магнитные прокладки , т урбинки , сеточки,.особые иголки , г омогенизаторыи т. п. Н есмотря на некоторыеперелицовки , все это нес колько напоминает анекдоты «с боро ­ дой» — обманываются только начинающие.ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬ БЕНЗИНАтворная способность, откуда-то появляется дополнительная энергия?), и антидетонационные свойства повышаются. Что ж , м ожети так, чего только не бывает. — Л адно , — соглашаешься с собеседн иком , — оставим эту тему для ученых. А вот результаты дорожных испытаний, проведенных на профессиональномуров ­ не, у вас есть? — К онечно , — отвечают разработчик и , — вот отзыв автобазы, вот мнение станции автосервиса, а вот бумага из Чили. Интересно, з ачемпотревожилидругое полушарие, к огдадо нашего Центрального автополигона рукой подать? С ловом , м но ­ го чего есть, нет только , ни одного стандартного отчета от НАМИ , ВАЗа, А ЗЛК , от любогодругого автомобильн огопредприятия , где имеется квалифицированная испытательная служба. Делать нечего, пришлось взяться за самостоятельную проверку . Слава Богу, теперь у нашей редакции есть хоро ­ шая исследовательская аппаратура для до ­ рожных испытаний, поэтому мнение « ч ужогодяди » нам ни кчему . Разумеется, ни в какие физико - х ими ­ ческие дебримы не полезли. Это «не наша кафедра». У нас задача иная — понять, к акие реальные блага получит рядовой автомобилист, к упившийпреоб ­ разователь топлива из ряда упомянутых выше. А они , если верить рекламе , вел ики : сулят 10, 20, д аже 40 % э коно ­ мии бензина, а такжедвукратноесни ­ ж ение токсичности отработавших газов. Такое дело попахивает государственной премией. Рассудили мы так. Недавно полученный с завода ВАЗ-21099 сам по себе хорош. Взять его для эксперимента — значит не дать новинке показать себя во всемблеске. П оэтому остановились на АЗЛК 21412 спробегом 24 тысячи километров : он и топлива расходует немало, и кдето ­ нации склонен . П одготовка была обычной : контрольный осмотр , п роверкарегулиро ­ вок, м онтажрасходомера топлива, заправка товарным бензином АИ-92 ( о дного бака хватило потом на все испытания), оценка токсичности отработавших газов. Проделав все это, приступили кзаездам . О нашей методикемы писали вод ­ ной из предыдущих публикаций (ЗР, 1992, № 12). Д лягородскойезды выбран кольцевой маршрут по Москвепротяжен ­ ностью 25 километров , для загородной — участок шоссе Москва — Симферополь. Ежедневные заезды проводили в будни ипримерноводнои то же время суток. Разумеется, следили за стабильностью по ­ годных условий, отсутствием помех и нештатных ситуаций на дороге . В качестве объекта испытаний взяли товарное изделие с названием ПАТ-1. Выбор был случайным и не определялся какими-то особыми соображениями. Проделав серию заездов на «чистом» автом обиле , установили преобразователь и «откатали» о коло двухсот километров , как предписывает инструкция. Затем заезды повторили. Результаты проведенной работы пока ­ заны в таблицах 1—3, но они нуждаютсяв комментариях.ТАБЛИЦА 1Заезды по городуСредняя скорость, км/ч Удельный расход топливе, л/100 кмУсловияБезпреобразователя преобразователем23,49,54Но есть и кое-что новенькое. В частности, так называемые преобразователи автомобильного топлива («Титан», ПАТ-1, УПТ). Внешне они похожи на фильтры тонкой очистки бензина и так жевре ­ заются втрубопроводмеждубензонасо ­ сом икарбюратором . Таким образом , все топливо, и дущеек двигателю, п ро ­ ходит через преобразователь. Что этим достигается? Из бесед сразработчиками выяснилось примерноследующее . Во-первых, в бензин попадают какие то соединения титана, к оторые затем оседают на рабочих поверхностях цилиндровипоршней . Трение уменьшается, а отсю ­ да — э кономиягорючего . Что ж , эффект плакирования известен, не ясно только, п очемупереносчиком металла сделали топливо, а не масло, к оторое омывает весь мотор . Кстати, д ажевэтом случае успех дается струдом : эффективных плак ирующихприсадокк маслу у нас нем ного («Ресурс», «Ремол»), большинство же оказалось пустышкой . Во-вторых, сам бензин , по замыслу авторов, д олженкаким - т ообразомулуч ­ шаться. Что с ним происходит — объясняют смутно . Д ело , м ол , с лишкомслож ­ ное, да и зачем вам это знать? Улучшается бензин — и точка. И горит он активнее ( н еужели увеличивается теплоС ПАТ-124,6 22,89,85 10,80ТАБЛИЦА 2ПАТ-1, бензин А-76Заезды по шоссеСредняя скорость, км/ч Удельный расход топлива, л/100 кмУсловияБезпреобразователя60 90 1205,07 6,18 8,01 4,90 6,15 8,12 8,30С ПАТ-1преобразователем60 90 120П АТ - 1 , б ензин А-7690Окончание —на стр . 42. ЗА РУЛЕМ 1 /9335