Ва вгустовскомномережурнала за прошлый год мы рассматривали вопросы , связанные сприобрете ­ н иемгрузового автомобиля в частные руки . П родолжая эту тему, п оговоримотом , что представляет собой парк оте ­ чественных грузовиков , к акоймашинев тех или иных условиях следует отдать предпочтение. На Западе главная задача покупателя состоит втом , чтобы сделать правильный, э кономически обоснованный выбор среди множества модификаций имоде ­ лей. У нас иное делоивопрос чаще всего один : брать вот этот конкретный автомобиль или не брать? Но все же случается и так, что какие-то варианты есть. В таком случае надо руковод ­ ствоваться следующимипринципами . Что выгоднее — новый автомобиль или подержанный ? Без сомнения , новый.'•":''шшшшшЧАСТНЫЙЭто надолго избавит от множестваэксп ­ луатационных хлопот, что особенно важно в начальный период развертывания дела. К онечно , разница встоимостино ­ вой и « п ожилой » м ашиныпорой очень велика, но надо смотреть дальше и иметь в виду, что цена новогоавтомобиля обычно не превышает 15 % от суммы эксплуатационных затрат за весь срок службы машины. К акой двигатель — б ензиновый или дизельный? Здесь решающим фактором является интенсивность эксплуатации. Чем больше годовой пробег, т емвыгоднеедизель . При малых пробе ­ гах повышенный топливный «аппетит» б ензиновогомотора перестает быть ре ­ шающим фактором. Какова должна быть грузоподъем ­ ность автомобиля или автопоезда? Это впрямую зависит от планируемогообъема перевозок, грузооборота. Общий закон транспорта гласит: чем выше грузоподъ ­ емность, т ем дешевле выполняемая рабо ­ та. Не зряжевыпускаютсупертанкеры или 200-тонные самосвалы. Но это верно лишь втом случае, к огда обеспечен неп рерывныйфронт работ — б езнедо груженности и простоев. Короче говоря, если возить песок на «Жигулях», то он станет для вас золотым , но и доставлять клиентам заказанные букеты цветов на КамАЗе — не меньшая глупость. Д ляоценки эксплуатационных качеств автомобилейи сравнения моделейсуще ­ ствует определенная система критериев . Эффективность использования грузовиков определяется следующимипараметрами : г рузовместимость , . с коростные свойства, н агрузка на ось, использование массы, безопасность, долговечность, цена, э коно ­ мичность, н адежность , проходимость, у добство использования и запас хода. При этом надо принимать во внимание конкретные условия работы автомобиля, учитывать особенностиперевозок , о пре ­ деляемых дорожными , транспортными, к лиматическими условиями. К оротко поясним суть сказанного . Д орожные условия характеризуютсясостояниемикачествомпокрытия , обустр ойством трассы (наличие АЗС , СТО и т. д.), п рофилемдороги ( м ного ли кру ­ тых спусковиподъемов ) , интенсивностьюдвижения и добросовестной работой дорожной службы. Под транспортнымиусловиямиподра ­ зумевается объемперевозок , р азмеры партии груза , е го вид, расстояние пере ­ в озкии условия погрузки - р азгрузки . Теперь, о знакомившисьнемногостео ­ р ией , м ожно приступить к составлению технического задания на выбормаркии модели. Серьезные транспортные фирмы делают это так: оценивают в баллах качества выбираемых машин, сводят результаты в таблицу, с уммируют баллы, а затемпринимаютрешение . Разумеется, все это выглядит несколькоутопич ­ но и адресовано тем , к топокупаетно ­ венькое транспортное средство в условиях неограниченноговыбора . Нам же следует спуститься с небес на землю . Чаще всего приходится брать машину «от забора» в каком - н ибудьавтохозяй ­ стве. Это понятно : п редприятиеохотно расстается савтомобилем , на которыйужениктодобровольно не сядет. Ж дать его списания невыгодно , а продать — прибыль. О бычнотакуюмашинуможно купить за сносную цену. Если вас интере ­ с уют не толькодокументы , а предпола ­ гается восстановить машинусвоими силам и , надо обратить внимание на распро ­ страненность марки , доступность и цену запчастей, о бъемремонтных работ, а такж екритически оценить свои возможности . М ожет , не стоит связываться? Если эти задачи покажутся вам раз ­ р ешимыми , н ужно браться за дело . Чаще всего автомобиль «от забора» — это всего лишь рама , х орошо , если год ­ ная. В прочем , у мелыеруки частника иногда творят чудеса ив итоге получается вполне приличный автомобиль. Но ик чуд отворству надо подходить со смыслом . Если в вашем распоряжении нет валюты, не следует брать импортныйгрузо ­ вик: запчасти очень дороги , найти их трудно , а заменить отечественными не всегда удается. Поступление запчастей по импорту — с обытиенепредсказуе ­ м ое , ж ивыепримеры — известные всем грузовики « М агирус » , «Татра», автобусы «Икарус», для которыху нас практически ничего нет. Решаясь на такой шаг, надо трезво оценить свои производственныешшшшшГРУЗОВИКв озможностив плане самостоятельногоизготовления деталей или переделкиагре ­ гатов сиспользованием отечественных конструктивных элементов. Теперь обратимсянепосредственноквопросам эксплуатации. Использование частного грузовикаоб ­ ходится дорого , несравненно дороже , ч ем эксплуатация легковогоавтомобиля . Поэтому большая машина должнанепре ­ р ывно работать, чтобы приносить доход . Многие предприниматели покупают грузовики на распродажахармейского оснащения. Как правило, это бортовые автомобили повышенной проходимости с небольшой грузоподъемностью . Покупать их целесообразнотольковтом случае, если не пугает расход бензина, а ездить придется там , где нет дорогствердым покрытием. Из наиболее « п рожорливых » в ыделим «Урал-375Д», 314Л-131, З ИЛ - 1 57КД , ГАЗ-66. Вот небольшойпример . Если по авто-пищит136ЗА РУЛЕМ 1/93