КЛГБИНФОРМАЦИЯИЗ КОПИЛКИ БЫВАЛЫХЛЕКТОРИЙРаздел ведут редакторы В. АРКУША, Б. СИНЕЛЬНИКОВ, Д . ПОСТНИКОВАВТОЛЮБИТЕЛЕЙстой картонки ) . Хотя зимой , как правило, радиатор не работает, экран все же преградит доступ воздуху вподкапотное пространство. Н апомнимио такой мелочи , как положение заслонки воздушного фильтра (оно должно быть «зимним»). Все это так или иначе сказывается на времени прогрева, расходе топлива, эффективности отопления. О последней проблемепоговорим под робнее . Д еловтом , что у владельцев «таврий» есть возможность несколько повысить температуру воздуха в салоне и тем самым сделать езду зимой более комфортабельной. П орой , д аже если в салоне про ­ хладно, вы ощущаете, что голове чересчур тепло. М еждутеми пословица, и данные биологов утверждают , что в наиболее теплой зоне должны находиться ноги, голова же , наоборот, в относительно прохладной. В «Таврии» п редусмотренавозможностьтого , чтобы воздух проходилв салон врежиме вентиляции, м инуя отопитель. Д ля этого надо изменить положение рычажка, управляющего воздушной заслонкой (он расположен справа от отопителя). У рычажка два положения : «открыто» (воздух идет сквозь отопитель) и «закрыто» (соответственно, путь возду ­ ху в отопитель перекрыт ) . Если же установить рычажоквсреднемположении , зафиксировав егоклинышком , м ожнодо ­ стичь требуемого эффекта, к огдагоря ­ чий воздух будет поступать кногам , а прохладный — в верхнюю часть салона. При этом температура внизу станет значительно выше, так как через радиатор отопителя проходит только часть под аваемого воздуха. П оскольку эти потоки , холодный игорячий , перемешиваются, в верхнююзону салона все же приходит подогретый воздух. Описанный прием распределения тем ­ пературы имеет и недостаток: им нежелательно пользоваться в начале прогрева салона, к огда теплый воздух нужнопо -В «ТАВРИИ» ЗИМОЙКогда «Запорожец» с его неудобным и шумным отопителем стал уступать место «Таврии», казалось, у владельцев новых машин проблем с отоплением не будет. Опыт показал, что они все же могут возникнуть, хотя, конечно, в гораздо меньших масштабах. Как их преодолеть, чтобы с комфортом ездить на «Таврии» зимой, рассказывает инженер С. ЛИСИЦКИЙ, участвовавший в специальных испытаниях этих машин. П режде всего убедитесь, что ваш автомобиль впорядке . Начните вданном случае спроверки уровня жидкостив расш ирительномбачке : он должен быть нем ного выше метки . И менно нехватка ТОСОЛав системе порой служит причиной того, что радиатор отопителя прогре ­ вается плохо. Будьте внимательны ик качеству заправленного ТОСОЛа, не допу ­ скайте, чтобы накануне холодов он ока ­ зался чрезмерно разбавлен водой ( п од ­ р обнее об этом впредыдущемномере ЗР — ред.)- Известно свойство ТОСОЛа при пониженных температурах становиться желеобразным , а при температуре нижедопускаемой для раствора данной концентрации — кристаллизоваться. Это не приводит кразрушению деталей, как при замерзании воды, но неприятности все жевозможны . Д еловтом , что после запуска двигателя жидкостьциркулирует только по маломукругу , в котором ее температура быстро повышается. О днакопробка из застывшего ТОСОЛавнижнем шланге радиатора препятствует движению по большомукругу , хотя термостат исправен. Если жидкость не проходит через 38 ЗА РУЛЕМ 1/93радиатор, значит, не сработает датчик электровентилятора, установленный в правом бачке , — Т ОСОЛвмаломкругеможет закипеть и часть его будет потеряна. Чтобы не допустить этого , нижний шланг радиатора необходимо отогреть, поливая горячей водой. Двигатель оставьте работать и следите по указателю на щиткеприборов , чтобы температура в системе не превысила 105 — 1 10 ° С , иначе ТОСОЛ закипит. (О том , что зимойнедопустимо заправлять систему водой , читатели ужепредупрежденыв упоминавшейся выше статье — ред.) По нашим наблюдениям , при темпе ­ ратуре воздуха ниже — 1 0 °С целесоо бразно установить защитный экран передосновнымрадиатором (достаточно про ­Схема системы охлаждения «Таврии»: 1 — радиатор; 2 — датчик включения электровентилятора; 3 — электровентилятор; 4 — сливная пробка радиатора; 5 — датчик указателя температуры; 6 — насос; 7 — двигатель; 8 — впускной коллектор; 9 — пробка расширительного бачка; 10 — расширительный бачок; 11 — сливная пробка двигателя; 12 — кран отопителя; 13 — отопитель; 14 — термостат: А — циркуляция по большому кругу; Б — циркуляция по малому кругу; В — циркуляция прн открытом кране отопителя; Г — место установки дроссельной шайбы.