емля, как известно, слухами полнится. Недавно автовладельцы услышали новое таинственное слово — сертификация. Пошли разговоры о том, что каждый автомобиль надо сертифицировать, иначе на учет в ГАИ не поставят, что иномарки теперь через границу не провезешь, по секрету сообщались жуткие для неискушенного автомобилиста подробности.ЗАВТОМОБИЛЬ П ОБШЕСТВОтели автомобильной техники в отличие от зарубежных, п охоже , прочувствовали всю серьезность намерений Госстандарта. У же 18 автозаводов России и СНГ прислали заявки на проведениесертифика ­ ционных испытаний. Заставляет их торопиться новый порядок регистрации транспортных средств вГАИ , к оторый предполагалось ввести с1 января 1993 года. Становится реальностьюиконтроль за качеством . К онт ­ рольные функции возложены на Госкомитет по антимоно ­ п ольнойполитикеи Госстандарт России. Ш трафы они мо ­ гут налагать внушительные — д омиллионарублей . А вот срегистрациеймного неясного. Взять хотя бы иномарки . П о ­ лучается, что если ввозить бо производстве практически нет. Если Россия присоедини ­ лась кЖеневскомусоглаше ­ нию, то зачем контролировать машины, у жеимеющие сертификаты, выданные за рубе ­ ж ом ? Ведь наша страна обяза ­ на их признать. Оказывается, все дело именнов тех национальных требованиях (внутренний шум , вентиляция иотопление , с одержание вредных веществ в салоне и кабине, о бзорность , управляемость и устойчивость на плохих дорогах ) , д ействующих тольк оу нас. П оэтомузарубеж ­ ным изготовителямавтомоби ­ лей нужно обязательно их «добрать». Но фирмачипоче ­ му-то не спешат. Только ФИАТпрошел на полигонечерез все необходимые формальности,ЗАЩИТИТ ЛИ НАС СЕРТИФИКАТ?И нельзя сказать, что слухи эти совсем лишены оснований, так как с1 мая 1992 годав России начала дей ­ ствовать единая система сер ­ тификации механических автотранспортных средств. Утвердил ее Госстандарт России — национальный орган по серти ­ фикации. Сертификация транспорта имеет свои особенности . Требуется, ч тобы автомобиль был не только эстетичным внешне, к омфортным , у добным , качес твенным , но ибезопасным . В международной практике в соответствии сЖеневскимсо ­ г лашением 1958 года к автотранспортным средствам предъявляется 89 требований ЕЭК ООН . П роверяются внешний шум , т оксичность , д ым ность, т ормозная эффективность, прочность кузова , п о жаробезопасность и многое другое . Если продукция завода-изготовителя отвечает всем требованиям , то она получает сертификат, котор ый дает право продавать и регистрировать автомобиль. Занимаются проведением испытаний на соответствие предъявленным требованиям обычно независимые и очень солидные экспертные фирм ы , чрезвычайно дорожащие своим именем . О ни имеют для этого все необходимоеоборудованиеи условия. О т России вООН заявлены НАМИ (административный ор ­ ган, в ыдающий сертификаты), 26 ЗА РУЛЕМ 1/93 атакже Центральный автополигон, НИИавтоэлектроники, Институт шиннойпромышлен ­ ности и Чеховский филиал НАТИ (технические службы, п роводящие испытания). Наша страна будет проводить сер ­ тификацию по 71 правилу ЕЭК ООНи по нескольким национальным. Проверяться будет вся отечественная иим ­ портная техника. Что касается выпускаемойу нас техники , то нельзя сказать, что она не проходиланикакойпроверки . Тем более бывший Союз присоединился к Женевскому соглашению еще пять лет назад. О днако развернутой системы контроля качества итребованийбез ­ опасности не было . Д лятого , чтобы продавать свои автомо ­ били, В АЗ , н апример , получал сертификат во Франции . К ро ­ м етого , наша автомобильная продукция , м ягкоговоря , не совсем хороша , и как она смо ­ ж ет отвечать всем стандартам — для многих загадка. Так что же, останавливать конвейер? П одобнаяперспек ­ тива, к онечно , не устраивает ни автозаводы, ни потреби ­ телей. П оэтому Госстандарт предложил демпферный, пер еходный этап. Д ля отечественных автопроизводителей , чья продукцияв начале сер ийного изготовления соответствовала ГОСТу, п редусмотре ­ на возможностьсертификации по упрощенной схеме в течение двух лет. Наши изготови -лее трех, то сертификат нуж ени без него их на учет не поставят, а если меньше , то, пожалуйста, провози и ставь на учет. В ообще , с ертификация зарубежных автомобилей, мягко говоря , вызывает недоумение . Цель вродебы благая — пресечь ввоз в страну неаттестованных автомобилей, то есть оградить российско ­ го потребителя от недоброка ­ чественной продукции . Н о , п о ­ м илуйте , з ачем нас защищать от отличных автомобилейиз ­ вестных во всем мире марок? На них есть сертификаты . Д ру ­ г оедело , если машина сделана неизвестной фирмой , пусть проходит полный курс пред ­ писанных проверок . Но таких предприятий , о которых никто не знает, в автомобильномзатратив на это месяц. М о ­ ж ет , все желогичнее было бы со всей строгостьюподойтикиномаркам года через два, если экономическая ситуация в стране стабилизируется. Как бы там ни было , м о ­ ж ет быть, впервые со време ­ ни принятия закона «О защи ­ те прав потребителя» сделан реальный шаг кеговоплоще ­ н ию на практике . Год, два или трибезусловно понадобятся для отладкисистемысер ­ тификации. Очень важно , чтоб ы она у нас была, ч тобы это прочно вошло в нашу жизнь , чтобы товар без сертификата просто не покупали , как во всех цивилизованных странах, где сертификат — непрем енный атрибут качества про ­ дукции. Ф. И ЛЮХИН