30
31
видно ВСЕ...Взглянуть на Москву с высоты птичьего полета доводилось немногим. Например, булгаковской Маргарите, которая верхом на щетке делала лихие виражи над ночной столицей. Мы тоже увидели наш город сверху, только путешествие совершали не на столь экзотическом летательном аппарате, а на вертолете.МНЕ СВЕРХУВертолет над Москвой — явление новое и необычное. Полеты над столицей до недавнего времени были запрещены. Правда, лет пятнадцать назад у ГАИ был вертолет, но над городом он не летал. Небесный патруль контролировал скорость транспорта на кольцевой дороге . И вот сравнительно недавно над головами москвичей вновь стала регу ­ лярно появляться бело-голубая винтокрылая машина, вызывая изумление прохожих. Когда вертолет плавно приземлил ­ ся на площадку перед мемориалом , строящимся на Поклонной горе, и его посадочные лыжи коснулись асфальта, поразили небольшие разме ­ ры «американца» — почти с «жигули», только с хвостом. Салон как у , комфортабельной иномарки — четыре кресла, похожих на автомобильные, р емни безопасности. Отличие лишь в наушниках смикрофоном для переговоров . Без них шум винта заглушает разговор . О бзор из широких прямоугольных окон отличный. Наконец, м ыв небе. Л етимвре ­ жиме дежурного патрулирования. Под нами знакомые московские улицы. Поразило то, что сверху все видно до мельчайших подроб ­ ностей. И менно поэтому вертолет можно успешно использовать для поиска угнанных машин. Действительно, автомобиль словно на ладони, и как ни менял бы направление движения , как бы ни петлял по улицам, он все время в поле зрения . М ы понаблюдали за одним автомобилем. Оторваться от нас у него шансов практически не было. Единственное, что плохо — в Москве пока нет четко отлаженного механизма перехвата зам еченногос воздуха преступника, нет взаимосвязи земля — вертолет.30 ЗА РУЛЕМ 1/93Рассказывает пилот Александр Чирва. Мы получили сообщение об угоне в Бабушкинском районе автомобиля «Форд-Торус» без номеров, красного цвета. Через некоторое время засекли его в парке «Лосиный остров», но как сообщить о местонахождении, если улица, на которой он находится, без названия? Ее даже на карте нет. В Америке для удобства ориентирования полицейских пилотов на крыши домов и патрульных машин наносят определенную маркировку, и все сразу ясно. Мы передали наземным службам приблизительные ориентиры стоянки угнанного автомобиля и полетели дозаправиться. Когда примерно через час вернулись, «Форд» был еще на месте, а оперативников видно не было. Зачем, спрашивается, тогда искали?Проспект Мира вывел нас к кольцевой дороге . И мы сразу увидели затор из-за ремонтных работ возле Осташковского шоссе. Внешняя сторона кольца совершенно пустынна, а на внутренней оставлена свободной всего одна полоса для движе ­ ния. Результат — м ногокилометровое скопление автомобилей. Ремонтники, наверное, не задумываются над тем , как они затрудняют жизнь водителям: потеря времени , лишний расход топ ­ лива, измотанные нервы. Наш вертолет низко, почти на бреющем полете, прошелся над кольцевой. Так летать можно далеко не везде — м ешают электрические про ­ вода, а их над Москвоймножество . Голос в наушниках оторвал нас от созерцания милого глазу подмосков ­ ного пейзажа: «Обратите внимание на проселочнуюдорогу — это «партизанский» выезд из города » . Поясним, «партизанским» называется он потому, что здесь никаких постовГАИ нет. И темные личности на автомобилях, к оторые не горят желанием встретиться с госавтоинспектор ом , м огут беспрепятственно поки ­ нуть нашу гостеприимную столицу.Рассказывает пилот Александр Чирва. Таких неконтролируемых выездов из Москвы мы обнаружили пять. Сразу же об этом сообщили. Однако не все они ликвидированы. Вот на этом, видите, положили поперек бетонные блоки, и то хорошо. Представьте себе, насколько снижается эффективность таких масштабных профилактических операций, как «Паутина» или «Гастролер». «Рыбка» похитрее уходит. (Как стало известно уже после рейда, все «партизанские» выезды из Москвы перекрыты — ред.,)Скорость у нас неплохая: на пере ­ лет от центра столицы до кольцевой уходит 10—15 минут, а на облет окружностиоколо часа. Высота ощущается только тогда, к огдарядом есть какой-нибудь ориентир . Вот бук ­ вально перед носом шпиль гостиницы «Украина». Э ге , — подумалось нам , — д о земли далековато. Но тут мы вспомнили, что вертолеты фирмы «Белл» отличает чрезвычайная надежность. За все время эксплуатации их в разных странах не было ни одного падения на город . Каждый крупныйгородАмерики имеет по нескольку вертолетов, к ото ­ рые контролируют определенный район, в Лос - А нджелесе их двенадцать. При отличном взаимодействии с землей эффективность полетов изумительная.Рассказывает пилот Александр Чирва. В Америке каждый вертолет с лужбы общественного порядка, м е ­ диков, экологов, архитекторов, словом, с пектрего действий очень ши ­ рок. Правда, вертолет — д орогое удовольствие, но вСША только стоимость обнаруженных во время оперативно-розыскной работы угнанных автомобилей многократно перекрывает затраты на полеты. Даже при множестве проблем, возникающих у вертолетной службымосковской милиции, у нашего «Белла», отлетавшего на 29 сентября прошлого года 340 часов (3 полета по 2 часа в день), у же есть послужной список: 129 сообщений о ДТП, еще не обнаруженных наземнымиРЕЙД «ЗА РУЛЕМ»средствами, 28 о пожарах, 11 раз передали информациюо необходимости срочной медпомощи , обнаруж ено 42 затора и «пробки» на до ­ рогах. Из 28 угнанных машин обнаруж ено9 (причина неэффективности оговорена выше — п оздно сообщили и связь плохая). В общем , если судить профессионально, не только Москва, но икаж ­ дый крупный российский городдол ­ ж ен иметь хотя бы по вертолету.Площадь Белорусского вокзала. Хорошо просматривается большое скопление автомобилей на Тверской улице.контролирует свой сектор — определенный достаточно небольшой район, любой точки которого можно достичь за 3—5 минут. Вертолет находится в воздухе не более двух часов в сутки. Вылетают, как правило, только по сигналу, причем земля взаимодействует с небом прекрасно. Когда я стажировался в Штатах, естественно, летал, и однажды поступила просьба проверить один дом. Буквально через несколько минут мы были на месте и сообщили на землю о своих подозрениях. А пока искали место для посадки, дежурная группа была уже там.К сожалению (а может быть к счастью), м ы за свой рейд не обнар ужили ни одной аварии. А хотелось бы знать, как срабатывает наземная служба по сигналу с воздуха.Одна из основных транспортных артерий столицы — Волгоградский проспект. Вдалеке — очередь на АЗС, которая мешает движению. Развязка Московской кольцевой и Осташковского шоссе. Виден затор из-за ремонтных работ. ,. £jgg .'Йва.-^... ГА^-4>ч*Шг~Рассказывает пилот Олег Оржеховский. Взаимодействие с землей у нас сейчас не на высоте. Кроме стационарного командного пункта, связаться с вертолетом могут только машины начальников дорожно-патрульной службы ГАИ, но их всего десяток на огромный город. Правда, подходит частота венгерских радиостанций «Виола», установленных примерно на 100 патрульных автомобилях, но у них нет позывных для связи с нами. Когда же все-таки выходишь с ними на связь, долго приходится объяснять, кто мы такие.Незаметно пролетело время , отведенное нам на полет, и вот мы , стоя на земле , м ашемрукамипод ­ нимающейся вверх машине. Рейд убедил нас, что очень многоеможет небесный патруль. Вертолет — это «палочка-выручалочка» не только для ГАИ и оперативников, но и дляВот так выглядит с высоты птичьего полета Кремль.Рейдовая бригада «За рулем»: журналисты Ф. Илюхин, Н. Щербаков и фотокорреспондент В. Князев. Вертолет — это семиместная американская машина фирмы «Белл Геликоптер» (ЗР, 1992, № 5-6). ЗА РУЛЕМ 1/93 31