магистрали едет полностью загруженный «Урал-375Д», а следом КамАЗ-53212 сполуприцепом ГКБ-8352, то на перевозку одной тонны полезного груза КамАЗ потребует в пять раз меньше топлива, ч ем «Урал». С другойжестороны , п о раскисшей грунтовойдороге на КамАЗе просто не поедешь. То жеможно сказать ио шинах. П окрышкисрисункомпротектора повышенной проходимости ходят по асфальту приблизительно в2 раза меньше обычных, ресурс их редко дотягивает до 40 тысяч километров. Ну, а шины 260—508Р на ЗИЛеиКамАЗе или «мазовские» 320—508Р в этих условиях должны пройти 85—90 тыс. к м . Но повто ­ р имся : использование грузовиков повышенной проходимости целесообразно там, где другиемашины работают только в паре страктором . С ледующая группа машин, к оторая такж е активно приватизируется, включает в себя автомобили средней грузоподъемности. Как правило, это бензино ­ вые машины ГАЗ-52, ГАЗ-53А, ЗИЛ-130, ЗИЛ-431410 и самосвалы на их базе. Использование этих машин целесообразно при небольших годовых пробегах ( 2 0 — 50 тыс. к м ) . Они достаточно универ ­ сальны испособны удовлетворить раз ­ н ообразные транспортные потребности в перевозках относительно некрупного хозяйства. Если возникает необходимость перевозкикрупных партий груза, м ож ­ но арендовать к этой машине прицеп , что приблизительно в полтора раза снизит себестоимость перевозки . А втомоби ­ ли этой группы составляют сегодня око ­ ло 70 % всего грузового парка страны. В озможно , кто-то задумается над при ­ обретением специального автомобиля, то есть такого , на шасси которогосмон ­ тирована какая-то установка — к омпрес ­ сор, п одъемный кран или что-либо другое . К онечно , покупать бурильную установку для того , чтобы бурить одну водоносную скважину, никто не станет, но ведь услуги такого рода имеютогромный спрос и вполне допустимо заняться именно этим бизнесом . Тем более, что в последнее время индивидуальное строительство волнует очень многих . Спрос на такие работы в вашей местности позволит сделать правильный выбор. К примеру , о динподъем груза автокраном стоит сегодня 200 рублей , пробурить один колодец — 1000 рублей . И стоимость работ, вероятно, еще будет повышаться. Если же вы планируете заняться междугородными перевозками грузов, то выбор сведется всего кнесколькиммаркам , а скорее всего кдвум . Это МАЗиКамАЗ . Заслуживают определенного внимания и ЗИЛ-133ГЯ, и меющий огромную (6138X2303 мм) бортовую платформу, но, к сожалению , тесную для ночлега кабину, а также КрАЗ-257. Последний — автомобиль для настоящих мужчин , способных выдержать гро ­ хот, тряску и полное отсутствие ком ­ форта. Отправляться на нем в длительный рейс — дело чрезвычайно утоми ­ тельное. Зато есть у него неоспоримое достоинство — безопасность водителя и пассажиров. При лобовом столкновении безопасность обеспечена такая же , как если бы вы ехали на танке. О б автомобиле КАЗ-608 серьезного ­ ворить просто неприлично. М арка известна своим крайне низким качеством сбор ­ ки иненадежностью . Наиболее простые и дешевые моделив семействе магистральных грузовиков — М АЗ - 5 335 , -53352, -504В, -5429.Машины надежны , крайне неприхотливы, просты в эксплуатации, не требуютде ­ фицитных эксплуатационных материалов, э кономичны . Ввиду их широкойраспро ­ страненности запчасти к ним также относительно доступны . Самый существенный недостаток — низкий уровень ком ­ форта, к оторый , в прочем , м ожно повысить, если приложитьруки . Большегрузные автомобили КамАЗ-5320, -53212, -5410, -54112 — э то наиболее распространенные в своем классе грузовики , надежные, б ыстроход ­ ные, комфортабельные. Большое значение имеет то, что в стране существует обширная сеть автоцентров «КамАЗ» ( о коло 150), где можно купить за наличный и безналичный расчет практически любую запчасть, получить квалифицированную консультацию, а -кое-где ипрактическуюпомощьвремонте . Зам етим , что на наших дорогах еще долго не будет нормальных условий для ночлега: к емпингов , дешевых гостиниц, м оте ­ лей сохраняемыми стоянками. Поэтому к достоинству КамАЗов отнесем еще ито , что в этих машинах водитель может сносно переночевать, а если кабина обору ­ дована спальным местом — то и со смен ­ щиком. Наиболее производительные имощные автомобили для междугородных перевозок — МАЗ-6422 и -5432 сполупри ­ цепами МАЗ - 9 398и -9397. Высокие тя гово-динамические качества и хорошая топливная экономичность новых МАЗов обеспечиваются двигателями ЯМЗ-238ПМ и ЯМЗ-238РМ стурбонаддувом , 8-ступенчатой коробкой передач, улучшенной аэродинамикой всего автопоезда. К ом ­ фортабельность, хорошая эргономика несравнимы с теми же армейскими машинами . Нельзя не отметить регулируе ­ мый наклон рулевой колонки , наличие двух спальных мест, п анорамное ветровое стекло. К онечно , цена этих машин немалая, но если вы затеяли серьезное дело, размениваться не стоит. Вспомните пословицу: «скупой платит дважды » .Открытый рынок лучше «черного»Эпоха позорных ночных «черных» р ынков , судя по всему, кончилась. Не нужно готовить карманный фонарик, к оторым высвечивались искомые детали, снимать номера со своего автомобиля, прятать документы от ГАИ имилиции . «Железный рынок » — место торговли автомобильными запчастями — с темных пустырей и свалок переместился вобжи ­ тые и престижные места городовипо ­ селков. Он трансформировался воткры ­ тые рынки , кооперативные, к омиссионные магазинчики автозапчастей, и меющие на сегодня неоспоримые преимущества перед государственными специализированными магазинами, где прилавки девственно чисты, как и десять лет тому назад. У открытого рынка есть достоинства и недостатки. Достоинств, п ожалуй , больше. Во-первых, торговля идет ежедневно , без выходных ипраздников , все 365 дней в году. Во-вторых, на рынке есть практически все запасные части. А если нужной детали нет, ее можно заказать уторговцевс доставкой в течение суток. Чем не западный сервис? В-третьих, немаловажный «человеческий» ф актор : нет нужды, искать блат, просить и унижаться на СТО или в магазине^ чтобы достать копеечнуюдетальку. Наконец, р ынок — это конку ­ ренция, которая вконечном счете ведет к выравниванию иснижению цен, «накачке» т орговли дефицитными товарами, разрушению монополии производства. | Так случилось, к примеру , с ветровыми стеклами. Сейчас нет проблемсприобре ­ тением стекол типа «триплекс» или «сталинит» к любымлегковыммашинам и, заметьте, по доступной цене. В Москведажекимпортным автомобилям делают И еще. Следует иметь в виду, что на заказ стекла «триплекс» л юбой разг рузовикмогут угнать так же запросто, ! м ерности . И еще. Обратите внимание: как, например, «Жигули». Подобрать ключкзамкузажигания — пара пустя! все режеворуют колеса. Ш инылюбой модели ифирмы теперь можноприоб ­ ков, набор их традиционно очень скуден . рести в уличной лавке или на томжерын ­ Д остаточно иметь по два-три ключа от ке — были бы деньги. Правда, здесь каждоймарки , чтобы открыть и завести есть идругое обстоятельство: ж уликилюбую машину. К рометого , з амки на не дураки , они поняли, что угнать магрузовиках через год-два зачастую можно шину целикомпрощеи безопаснее, чем открыть простымгвоздем . Наиболее уязснять колеса, а правосудию еще придется вима машина с дизельным двигателем: доказывать, что это было похищение для пуска надо просто подтолкнуть ее сцелью наживы, а не угон . каким-нибудь самосвалом. И не нужно подбирать ключкзамку . Вот пара со ­ Любопытная подробность: открытый ветов, как защититься от угонщиков . рынок позволяет сопоставить реальную Если на машине стоят тормозныекаме потребительскую ценность отечественных и импортных товаров. Выяснилось, ры сэнергоаккумуляторами , перед дол ­ н апример , что охаянные молвой отечегой стоянкой можно выпустить воздух ственные свечи зажигания не хужемно ­ из ресиверов _;— столкнуть ее будет гих импортных , а в ряде случаев даженевозможно . Неплохо такжепредусмот ­ лучше. Вообще рынок высвечивает мно ­ реть перекрытие подачи топлива крани ­ гое. В частности, он называет истинком, р асположеннымв потайном месте. ную цену любой запчасти, а не ту, что Взаключение еще раз обращаем внибыла придумана вкаком - т о «высоком» мание на то, что приобретениегрузо ­ кабинете. В связи с этим на ВАЗе даже вика, его эксплуатация — дело хлопоторганизовали специальную группу по изуное. К онкуренты вынудят посвятить емучению спроса, п редложенияи цен, к ото ­ все свободноевремя . Ибо грузовой рая черпает информацию на «живых» рынавтомобиль — это прежде всего способ ках. Есть, разумеется, у свободного рынзаработать себе на хлеб. Если решаетесь ка и отрицательные стороны . П режде на это — ж елаем удачи. всего — отсутствие гарантии качества А. С ИДОРОВ или целесообразности изделия. С этим справляются, приглашая в качестве советчиков опытных друзей-автомобилистов.IОкончание — на стр. 49.ЗА РУЛЕМ 1/93 37