27
28
29
СВЕРХМОЩНЫЕ И СВЕРХМАЛЫЕС 10 по 18 октября 1992 года в Берлине прошла международная автомобильная выставка ААА-92МИРОВАЯ ПРЕМЬЕРАРабочие в нарядных комбинезонах мигом убрали фанерные щиты сэмбле ­ мой Европейского сообщества, укрывавш ие новинку, с дернули чехол — и под звуки необычноймелодии , м ощнойиодно ­ в ременно таинственной, глазам гостей предстала « Х онда - А ккорд » м одели 1993 года. А плодисменты , звон бокалов сшам ­ панским — м ироваяпремьера состоялась. То, что фирма выбрала для нее Берлин, а не Франкфурт , П ариж или Жене ­ ву с их куда болеезнаменитыми автосалонами, на рукучестолюбивыморга ­ н изаторам выставки. Стремясь сделать ее заметнее, в есомее , они намерены удвоить экспозиционные площади к 2000 году, когда, как здесь надеются, Берлин будет принимать вторыевего истории Олим ­ пийские игры . Таковы планы, а прошед ­ шая выставка предоставила свои 23 павильона общейплощадью более 40 000 м2 250 фирмам - у частницам из 18 стран. Хотя несколько эффектных премьер «отбил» более престижный Парижский салон, сетовать на отсутствие новинок посетители не могли . Список впервые демонстрируемыхмо ­ делей выглядел словно программа фестиваля сверхмощныхи суперскоростных машин . Его открывал BMB-850CSi — новый вариант спортивногокупе , у кото ­ р огорабочийобъем увеличили с4 до 5,6 л, а мощность — с 300 до 370 л. с. Так баварцы ответили на вызов вечногоконкурента , «Мерседес-Бенца», чуть раньше выпустившего самый мощныйиско ­ ростной из своих родстеров -600SL ( V I2 , 6 л, 395 л. с ) . В прочем , г ораздо ярче спортивный характер выраженудругой новинки — «БМВ-МЗ-купе». Его важная особенность — устройство в двигателе для изме ­ нения продолжительности фазы впуска. О но обеспечивает более плавное изме ­ нение крутящегомомента (эластичность) в сочетании с высокой мощностью , Волну спортивноймоды гнали, однако, не только немцы. На автобаны Германии, единственной в Европе страны, где нет «генерального» ограничения ско ­ рости, казалось, готовы сорваться прямос выставочных стендов пылкие итальянцы из семейства «Альфа-Ромео-1 55», элегантные английские «спортсмены» — «Ровер-827-купе» и два «Ровера» п оменьше , -216-купе и -220-купе (второй стурбонад ­ д увом ) ; «накачанный», словно игроквамериканскийфутбол , «Крайслер-ВайперRT/10» ( к оммерческийдебютв Германии), « Ф еррари - 5 1 2TR» (модернизированный «Тестаросса»); за многолитровыми «грант уризмо » поспешал изо всех 115 (но турбонаддувных!) сил «Хёндэ-Б-купе». Безнадежно 7* устарели понятия недав-«Форд-Эскорт»: существенно обновлен всего через два года после начала выпуска. него прошлого , по которым автомобиль, разгонявшийся с места до «сотни» за 10 секунди развивавший, с кажем , 180 км / ч , считали весьма динамичнымискоростным . «Спортсменам» н овогопоко ­ ления хватает для разгона (загляните в таблицу) семи-восьми секунд, а таким , как, « Ф еррари » и «Порше», и пяти много . А скорость? 260, 280, 320... М еждупро ­ чим, дебаты внемецкой прессе насчет того, надо ли все-таки ограничить ско ­ рость на дорогах , то затихают, то раз ­ гораются вновь. С торонники полной своб оды (среди них, разумеется, в идную роль играютруководители автомобильных фирм ) пока не сдают позиций , у мерен ­ ное крыло возмущается: «Немцы — нация лихачей?» Благоразумный вариант — скорость ограничивает электрон ­ ное устройство ( с м . таблицу).АКЦЕНТ НА БЕЗОПАСНОСТИТакие примеры , о днако , е диничны . Д аицелесообразно ли ограничивать скорость, если можно сделать ещебез ­ опаснее конструкцию автомобиля? Вопрос не риторический — судя по моделямпо ­ следних двух лет, ф ирмы делают акцент именно на конструктивнойбезопасности . Усиливают двери внижней части ( п ростое , но эффективное средство защитить ноги пассажиров при боковых ударах), у совер ­ шенствуют силовую структуру кузова (каркас), делают его более жестким , оснащают машины надувными подушками безопасности, устройствами для подтя ­ гивания ремнейвмомент столкновения ( п одробнеесм . ЗР, 1989, № 8 — ред.), все ширеприменяютантиблокировочные системы тормозов (АБС). Так, за допол ­ нительную плату подушки для водителя и пассажира рядомс ним устанавливают «Опель» (на модели «Вектра»),«Фольксваген» («Гольф», «Венто», «Пассат»), «Тойота» («Королла»), на одной из модификаций «Хонды-Сивик» надувная подушка для водителя входит в стандартное оснащение. (Кстати, «Вектра» — первая модельтакого класса, на всех вариантах которой АБС стала стандартным оснащением.) Здесь намереннопере ­ числены толькомоделималого класса: средства конструктивной безопасности перестали быть привилегией тех, к топо ­ купает более дорогиемашины , они завоевывают самый массовый секторрынка . Как видите, м ы довольно быстро пере ­ шли от экзотических автомобилей кобычным , к оторых на дорогахмиллио ­ ны. Здесь уместно вспомнить еще раз о « Х онде - А ккорд » . В ней труднос ходу назвать какие-то оригинальные, не встречавшиеся прежде технические решения . _ Тем не менее это эпохальная модель : первая «Хонда», к оторую выпускают в Евр опе — на новом заводе, п остроенномвАнглии . Правда, у же были «ТриумфЭ кклейм » и «Ровер-200», по сути, я пон ­ ские, но те — под «крышей» английской фирмы . В новой же «Хонде» 80 % д е ­ талей изготовлены на предприятиях Европы. (Кстати, 130 своих смежников «Хонда» отобрала по конкурсу из более чем тысячи фирм-претендентов.) Стало быть, «по происхождению » это уже не японский, а европейский автомобиль ( п одобный «Ниссану-Примера»). И на него нельзя распространить импортныеквоты , к оторые во многих странах Старого Света ограничивают ввоз японских машин . новинки ПОД КАПОТОМ « Х онда - А ккорд » , если судить по двигателям, относится книжней части обшир ­ н ого диапазона машинсреднего класса, к оторый (простите за невольный каламЗА РУЛЕМ 1 /9327 такие шаги предприняли «Дайхатсу», СЕАТ, «Ситроен», «Фольксваген», «Хёндэ». СЕАТ и «Ситроен» представили модификации с дизелями, снабженными турбонаддувом . Последний стал относи ­ тельно реже встречаться на бензиновых моторах (с приходом четырехклапанных головок ) , но каждая фирма, и спользую ­ щая дизель, теперь непременно поставляет . и его турбонаддувный вариант с более высокой литровой мощностью. А втомобильстакимдизелемуже не уступает оснащенномуобычнымбензино ­ вым мотором в ездовых качествах, превосходя его вэкономичности ( н о , правда, и в цене). ЭЛЕКТРОМОБИЛЬ МОЖНО КУПИТЬ Что касается сверхмалых, я, в озмож ­ но, н есколько преувеличил их представительство на выставке, вынеся это слово в заголовок. Хотя как судить? «ФИАТЧинквеченто» здесь ажиотажа не вызвал — зато к «Дайхатсу-Опти», не пред ­ назначенному (судя по рулю справа) «Альфа-Ромео-155»: еще одна модель с передним (или полным) приводом на смену заднеприводной.«CEAT-Толедо»: немецкая механика, итальянский дизайн и каталонское качество исполнения (хуже немецкого), S бур) становится все более высоким . Нем алую роль здесь играет то, что на переднеприводных моделях последнего поколения («Ауди-80» и -100, «Мазда-626» и «Кседос-6», «Альфа-Ромео-155») использ уютV - о бразные шестицилиндровые мо ­ торы рабочимобъемом 2—2,6 л, к омпакт ­ ные имощные . Что касается фирм , сохраняющих модели с классической компонов ­ кой, то, с кажем , «Мерседес-Бенц» и БМВ пока воздерживаются от применения двигателей V6, зато последовательно переходят к использованию многоклапан ­ ных головок цилиндров на всех выпускаемых автомобилях. Так, в Берлине впервые представили семейство «средних» «мерседесов» («200—400Е») с моторами несколько меньшего рабочего объема, но с четырьмя клапанами на цилиндр . «Четырехклапанная техника», как выраж аютсянемцы , закрепляется ивмалом классе, где последней новинкой стал 1,6-литровый двигатель «Форд-Зета» для семейства «Эскорт-Орион» (несколько раньше появился аналогичный мотор объемом 1,8 литра). Важно, что речь идет о двигателе для массового выпуска, а не для модификации спортивного характера. О борудованныйвпрыском топлива, 90-сильный мотор «Форд-Зета» сочетает высокую мощность схорошейэкономичностью , что наряду смодерни ­ зированной внешностью должно оживить сбыт этих еще свежих моделей . Д а , полностью обновить модель ( п реж ­ де всего кузов — м оторы «живут» дольше) раньше, чем через 8—10 лет, пока удается только японцам. О щущая это, е вропейскиефирмыускоряют темп мо ­ дернизации, чаще идут на «малые», но тоже совсем не дешевые, шаги — обновление внешности, выпуск дополни ­ тельных модификаций . П омимо « Ф орда » , 28 ЗА РУЛЕМ 1/93«БМВ-МЗ-купе»: скорость'спортивного купе благоразумно ограничена. Модель автомобиля, страна* КомпоНОЕ-^ Двигателька2 Альфа-Ромео-155Q4 (I) Альфа-Ромео-I55V6 (I) БМВ-МЗ-купе (D) BMB-850CSi (D) Ауди-80-Аван-2,6Е (D) Алеко-дизель (RF) Дайхатсу-Эпплаус (J) Дайхатсу-Опти-АХ (J) Мазда-Кседос-6 (J) Мерседес-Бенц-20ОЕ (D) Мерседес-Бенц-320Е (D) Мицубиси-Лансер (J) Пежо-106-XND (F) Порше-911 -спидстер (D) Ровер-220-купе (GB) Ровер-827-купе (GB) СЕАТ-Ибиса-CLX 1,21 (Е) СЕАТ-Толедо-1,61 (Е) Ситроен-ZX-TD (F) Сузуки-Свифт-кабрио (J) Форд-Эскорт-I,6i-16V (D) XeHfl3-S->cyne-l,5GT (КО) Хендэ-Лантра-СЬБ^б (КО) Хендэ-Лантра-СТ1,8 (КО) XoHfla-Aracopfl-2,0ESi (J) Хонда-Аккорд-2,0Е5 (J) Шкода-пикап-135 (CS) Шкода-Форман-LE (CS) ПП П33ППППП33ПРасполоЧисло жение и клапанов число цина цилиндр линдров^ Р4 V6 Р6 V12 V6 Р4 Р4 РЗ V6 Р4 Р6 Р4 Р4 Об Р4 V6 Р4 Р4 Р4 Р4 Р4 Р4 Р4 Р4 Р4 Р4 Р4 Р4 4242224444432244222243444422Рабочий объем, смЗ 1995 2492 2990 5576 2598 1753 1589 659 1995 1998 3199 1299 1361 3600 1994 2675 1193 1595 1905 1298 1597 1495 1596 1836 1997 1997 1289 1289Мощность, л. с. (кВт)/об/мин 190(140)/6000 165(121)/5800 286(210)/7000 370(280)/5300 150(110)/5750 58(43)/4750 105(77)/6000 75(55)/7000 144(106)/6000 136(100)/5500 220(162)/5500 75(55)/6000 50 (37)/5000 250(184)/6100 200(148)/6100 169(124)/5900 70(52)/6000 70(52)/5200 90(66)/4000 68(501/6000 90(66)/5500 115(85)/5500 114(84)/6200 126(93)/6000 !15(85)/5300 131(96)/5400 58(43)/5000 54 (40)/5000Расход топлива4, л/100 км 9,0 9,7 9,1 12,8 9,4 4,9/6,9/6,7 5,3/7,2/8,5Р.16,1/7,6/10,7 7,1/8,8/11,9 8,8/9,9/15,1 5,4/7,1/8,3 3,7/5,2/5,6 7,8/9,7/17,1 6,2/7,9/11,1 7,9/9,0/13,3 4,8/6,4/8,6 5,7/7,3/9,3iп зм пппппппппппппп4,7/6,2/6,5 5,7/6,9/9,1 6,2/8,4/11,6 6,9/8,6/12,3 7,0/8,2/13,7 6,5/8,0/10,2 6,9/8,3/11,1 5,9/7,9/9,4 6,1/8,2/9,9•: для экспорта в Европу, проявили немало любопытства. Н овую волну интереса поднял и «Фольксваген-Чико» (или « Ш и ко»?). Г одназадегопоказаливоФранк ­ фурте как прототип с гибридным приводом, а теперь принято решение о серийном выпуске оригинальной машины, но пока с бензиновым 45-сильным мотором . Две другие крупные фирмы, увы, не выставили свои новинки в Берлине, н ообемашины , «Рено-Твинго» и «Ниссан-Микра» — и зтогоже ряда. И чембольшепо ­ является подобныхмоделей , т ем понятней становится, что жители городов, перенасыщенных транспортом, ищут альтернативы традиционныммашинам . Н еслучай ­ но все настойчивей заявляют о себе электромобили, к оторымв Берлине по ­ святили специальную экспозицию . В ее проспекте — более двух десятков фирм , готовых продать электромобиль сегодня. ж « П ежо - 1 06ХТО » : в семействе « л ьвенка » прибавились вариантыспятидвернымкузовомидизелем« Х онда - А ккорд » : эту мо ­ дель японской фирмы будут делать в Англии.Зремя азгона до 100ГМ/Ч, СМаксимальная скорость, км/ч 225 215 250» 250» 207 140 185 216 200 235 170 150 260 240 211 157 170Тип кузова, число rmeneip С4 С4 К2 К2 У5 Х5 С4 ХЗш6,0 6,0 9,5 22,0 10,0Коэффициент лобовог сопроо тивления (Сх) 0,29 0,29База, ммДлина, ммОбъем багажника",«Шкода-пикап»: дешевый и практичный — находка для начинающего пред принимателя.2540 2540 2700 2684 26124443 4443 4433 4780 4482 4350 4260 3295 4560 4740 4740 4275 3564 4250 4270 4882 3683 4321 4070 3745 4229 4215 4358 4358 46751390 1330 1460 1865 1370 1140 930 660 1195 1360 1490 940 860 1350 1185 1450 910 9850,41 0,41 0,4 0,32 0,37/0,32/0,96 0,34/0,740,352580 2470 2280 2610 2800 28009,3 11,5 8,0 12,5 21 5,7 6,6 9,0 14,5 13,3С4 С4 С4 С4 Х3,5 КБ2 К2 К2 Х3,5 С4 Х5 0,33 0,33 0,31 0,320,39 0,52 0,52 0,32 -/0,95 0,09 0,3 0,44 0,26/1,13 0,55/1,36 0,32/1,15 1 С8-Чехо-Словакия;0 Не только легковой, но и микроавтобус,2500 2385 2277 2550 2766 2443 2471 2540 2265 2525 2383 2500 250013,0 12,3 9,5 10.6 10,2 15160 195 190 197 200 138 135КБ2 Х3,5 К2 С4 С4 С4 С4 П2 У5 0,34 0,35 0,35825 1105 1080 1126 1155 1240 1335 860 920 2,15 0,34/0,7 0,38/1,13 0,26 0,35 0,35 0,42720 2450 24504675 4065 4215ни«Т-Франция;ИОВа- м ини - г рузовик . С реди них немаломоде Великобритания; 1 - л ейнабазесерийныхмашин , н оестьи Италия; J - Япония; КО оригинальные . П окавсеонинамногодороюжнзя ivopeflj Кг — £• t же Россия. бензиновых и дизельных (например, 2 з - заднеприводная; п ереоборудованная « Ш кода - Ф аворит » — ЗМ - заднемоторная; П вдвое ) п рикудаболеескромныхпара переднеприводная; м етрах . Н оихпокупают , п ричемсознаПП - полноприводная. _ л3_ тельно, ценя прежде всего экологичермнмГо-"оппозитное. с киепараметры . Р азумеется , и нтереск4 При скорости 90; 120 электромобилямстимулирует ( к акэтобы км/ч ив городском цик- л оснейтрализаторами ) и соответствую ле;_одна цифра - сред- щ аяполитикагосударства . Н апример , н а нии расход по этим трем покупку самого дешевого электромобиля циклам. 5 к - купе; К Б - кабри- ( т рехколесного ) ц енойоколо12000ма олет; п - пикап; с - р окмагистратБерлинадает субсидию седан; У - универсал; X вдветысячи . К стати , в экспозициибы - хэтчбек. а иВ знаме. ,и 1 «Ока-Электро». Что ж , если сверхсложетном заднем си- б ыстрымавтомобилемнаммирнеуди ­ денье. вить, может, сумеем заинтересовать * Ограничена принудп- с верхмалым ? тельно. Прочерк озна_ чает отсутствие данных. •• Ь ерлИН " В. АРКУ ША ЗА РУЛЕМ 1/93 29