136
137
вш.иг.кшы.:^*>,')DZZ)\(ЛР10Ш\ !/\ ШЛСергей НИКИФОРОВ автоматически поддерживает в заданных пределах температуру охлаждающей жидкости. Например, в "Москвиче" 80-95°С, в переднеприводных ВАЗах, "Оке", "Таврии" 87-102°С и т. д. Термостат обычно исправно выполняет эту функцию ив любой мороз (до известных пределов), и в любых режимах работы двигателя... пока не включен отопитель. В чем же дело? Рассмотрим работу системы. С одной стороны, радиатор является нагревателем воздуха, поступающего в салон, с другой - охладителем жидкости. Отопитель - это почти такой же радиатор, как и основной, только поменьше размером. Из основного радиатора охлажденная жидкость поступает в термостат, а далее через него уходит в двигатель к водяному насосу. Здесь она смешивается с охлажденной жидкостью из отопителя. Какой после этого становится ее температура? Явно ниже. И чем сильнее мороз, тем она холоднее. А термостат, выходит, побоку в прямом и переносном смысле. В этот момент обычно и ставят картонку иличехол на радиатор, чтобы жидкость в нем меньше охлаждалась. Для проверки я измерил температуру в двух точках: Т, - на верхней половине корпуса термостата, где находится термосиловой элемент, и Т2 - на корпусе водяного насоса (рис. 2, а). Температура воздуха была около 0°; двигатель работал при 1500-1700 об/мин коленвала на стоящей машине; электровентилятор радиатора был включен, имитируя набегающий поток воздуха при движении; кран отопителя закрыт. Результаты подтвердили предположения. В точке Т, температура повышается до 78° и остается постоянной при росте числа оборотов коленвала. В точке Т2 температура оказалась такой же - 78". Стрелка штатного указателя тем-1 пературы жидкости находится в середине белого сектора шкалы (норма). Стало быть, термостат действительно поддерживает заданную температуру около 80°. Теперь - самое интересное! Открыл кран отопителя. Не прошло и двух минут, как температура в точке Т2 опустилась до 72°. Включил вентилятор отопителя на максимальную скорость вращения и открыл заслонки отопителя на максимальную подачу воздуха (как в сильные морозы) - температура в точке Т2 упала до 60°. Стрелка указателя температуры отклонилась к левому краю белого сектора шкалы. А в точке Т, полный порядок - 78°. Нехорошая ситуация. В двигатель при включенном отопителе поступает жидкость на 10-20° холоднее, чем это необходимо, и мотор работает при ненормальном тепловом режиме. Отсюда, наряду с холодным отопителем, возможны провалы в работе карбюратора,Если направить жидкость из отопителя в термостат, температура в двигателе и салоне будет в норме зимой и летом.Наверное, не я один задумывался над тем, почему на наших машинах исправная система охлаждения при включении отопителя в холодную погоду не обеспечивает нормальный тепловой режим двигателя без применения различного рода утеплителей радиатора, дроссельных шайб в патрубках, удаления крыльчатки вентилятора и других мероприятий. Почти у всех отечественных автомобилей принципиально одинаковая система охлаждения (рис. 1, а) - с нижним расположением термостата, где онРис. 1. Схема штатной (а) и переделанной (6) систем охлаждения "москвичей", "жигулей" и других автомобилей: 1 - термостат; 2 - радиатор двигателя; 3 - вентилятор радиатора; 4 - расширительный бачок; 5 - датчик указателя температуры: 6 - насос охлаждающей жидкости; 7 - рубашка охлаждения двигателя; 8 - вентилятор отопителя; 9 - радиатор отопителя; 10 - кран отопителя; 11 - заглушка; 12 - дополнительный патрубок (от термостата ВАЗ-2108).136ЗР 12/99 несколько повышенный подводящих к нему расход топлива и т. д. патрубков подклюКартонки и прочие читься (через тройэкраны перед радиатоник) нельзя, так как ром на некоторых реони полностью пережимах помогают сокрываются клапанами греть двигатель, порой термостатов и нордаже слишком. Они. огмальная циркуляция раничивая теплообмен жидкости в системе в радиаторе, позволяохлаждения нарушитют основному клапану ся. Остается единсттермостата полностью венно возможный ваоткрыться и подать риант - встроить ножидкость с температувый патрубок в ту рой выше 95°. По пути часть корпуса термоона смешивается с хостата, где находится лодной из отопителя и термосиловой эле^двигатель получает мент. Лучшее место Переделанный термостат. жидкость более-менее напротив имеющегося нормальной температуры. Но это - при патрубка и как можно ближе к разъему небольших его нагрузках. Стоит им корпуса, где жидкость будет хорошо певозрасти - возникает угроза перегреремешиваться (рис. 2, б). Так яи сделал ва. Короче, картонки и другие утепли(на фото). Припаять патрубок и заглутели резко ухудшают приспособляешить отверстие на корпусе водяного мость системы охлаждения к различнасоса удалось без особых трудностей. ным условиям эксплуатации. Отличие переделанной системы Вывод напрашивается сам собой: (рис. 1, б) от штатной в том, что к по-Спросим читателейИспользуете ли вы зимой приспособления для утепления двигателя?оставалась такой независимо от режимов работы двигателя, отопителя и вентилятора радиатора. Стрелка указателя температуры жидкости стабильно стояла в середине белого сектора шкалы. К этому надо добавить и положительные субъективные ощущения: двигатель на ощупь стал горячее, работал без провалов, в салоне при максимальной подаче горячего воздуха стало жарко, как в бане. Теперь зимой можно забыть об утеплителях радиатора - всевозможных картонках и чехлах. Летом разницы в работе штатной и модернизированной систем нет. Иначе говоря, переделанная система охлаждения с новым термостатом всегда готова к работе ив любую жару, и в любой мороз. В заключение несколько советов. Наибольший эффект получен на автомобилях с небольшими по объему и мощности двигателями. То есть для всех отечественных моделей с их скромными двигателями при суровых условиях эксплуатации такая Рис. 2. Потоки жидкости в термостате и насосе: а - в штатной системе охлажденная (холодная) жидкость из отопителя идет мимо термостата; 6 - она "учитывается" в переделанном термостате. переделка будет особенно полезна. Система охлаждения с нижним тересли дисбаланс в работу системы охластупающим в термостат прежним потождения вносит радиатор отопителя, кам жидкости, которые управляют помостатом имеет очевидные, неоспоризначит, надо что-то с ним делать. Что ложением клапанов термостата и регумые преимущества перед системой с касается подачи жидкости в отопитель, лируются ими, добавлен еще один поверхним термостатом. Поэтому тем, у тут все понятно; она забирается из саток. но только управляющий. У обоих кого старые модели автомобилей "Волмого горячего места в двигателе. С оттермостатов на выходе температура га", "Москвич", ИЖ, старые иномарки, водом же ее возникает вопрос: почему жидкости должна быть одинаковой. рекомендую переделать систему охлахолодная жидкость возвращается пряЖелая узнать, что же получилось ждения, как описано в статье "Улучшамо в двигатель? Можно ли направить после переделок, сразу взялся за терем охлаждение ветерана" (ЗР, 1997, ее куда-нибудь еще? мометр. Условия измерений были таки№ 3) и в "Советах бывалых" (ЗР, 1996, Можно! Жидкость из отопителя ми же, как и при штатной системе охла№ 11). И конечно, надо установить педолжна попадать в термостат, потому ждения, а вот результаты - совсем друределанный термостат. что именно он управляет работой сисгими. После прогрева двигателя темпеНа предлагаемую систему охлажтемы охлаждения. Но ни к одному из ратура в точках Т, и Т2 равнялась 78° и дения получен патент на изобретение.ЗР 12/99137