64
65
66
67
<HONDA-FCX» НА ТОПЛИВНЫХ ЭЛЕМЕНТАХ• -i-* 4 'шНОШРазгон «• пол» - до 108 км/ч: мощность ТЭ на максимуме (голубой сектор слева), заряд конденсатора почти исчерпан.Под капотом наиболее заметны крышки системы управления тяговым электродвигателем. «HONDA-FCX» НА ТОПЛИВНЫХ ЭЛЕМЕНТАХопливные элементы, вырабатывающие электричество из водорода и кислорода, сами по себе давно не новинка - уже более 30 лет назад они снабжали энергией американскую лунную экспедицию. Да и автомобиль на топливных элементах (ТЭ) тоже не новость. Десятки концептуальных моделей, выполненных с использованием этой технологии, украшают сегодня подиумы международных автосалонов. Не столь презентабельные внешне машины служат «подопытными кроликами» в лабораториях автомобильных концернов. Медленно, но верно определяется путь развития транспортных средств на ТЭ и его основные вехи.ванный электродвигатель при тех же 60 кВт обеспечил более высокий крутящий момент, улучшив разгонную динамику «Хонды-FCX». Запас хода вырос до 355 км, а багажник - до 102 л. В шестом поколении, появившемся в октябре 2003-го, дебютировали новые топливные элементы, разработанные «Хондой» самостоятельно. Благодаря более высокой рабочей температуре (95 против 80°С) и новым мембранам они эффективнее прежних на 10% и лучше приспособлены к серийному производству. Кроме того, они мощнее (86 кВт против НЕЗАМЕТНАЯ 78), могут работать даже при ЭВОЛЮЦИЯ Первая экспериментальная температуре на улице до «Хонда-FCX» появилась в 1999 -20°С, а время прогрева соИтак, по порядку. Что дегоду и внешне отличалась от кратилось на 20%, это позволать с водородом? Трудно нынешней только формой лило увеличить мощность тянайти более неудобное для бамперов. Однако тот автогового электродвигателя до хранения топливо. Самый мобиль вмещал только двоих, 80 кВт. Результат - с тем же легкий из известных газ сжиа запас водорода хранился в количеством водорода «Хонжается только при -253°С, а в гидридном накопителе. Друда-FCX» проходит без доза50-литровом баллоне даже гой вариант расходовал свой правки уже 395 км. Прогресс под давлением 25 МПа внутренний объем на устройвпечатляет, не правда ли? (250 атм) его поместится ство, преобразующее металишь чуть больше килограмнол в водород. О ходовых каНА САМОМ ДЕЛЕ ма - сравните с обычной качествах тех прототипов инВ пресс-релизах все всегда нистрой бензина. Сейчас его формации немного - главное, выглядит замечательно. Но принято сжимать, а такие экони могли перемещаться санастал день, когда «Хонда» зотические методы хранемостоятельно. Только третье выкатила целых три FCX посния, как использование ме- поколение FCX в 2001 году леднего поколения для пробталлогидридов или сжижепришло к современной схеме. ной поездки. Основное разние, похоже, не получат расБаллоны со сжатым водороличие между ними - распопространения. Как и пригодом на 100 л под давлением ложение руля: справа для товление водорода «на бор25 МПа расположились под японской версии и слева для ту» из метанола или даже полом багажника, основной американской. Три машины объем которого занял кон- это не удивительно, ведь бензина. денсатор, а электродвигатель два десятка таких же опытКак преодолеть инертпеременного тока мощноных экземпляров уже прохоность топливных элементов? стью 60 кВт обеспечивал макдят эксплуатационные испыКак обеспечить тяжелой масимальную скорость до тания на улицах Токио и Лосшине хорошую динамику 130 км/ч. На одной заправке Анжелеса. разгона? Как бороться за машина третьего поколения наибольшую эффективность Внешность «Хонды-FCX», проходила 180 км. использования энергии? конечно, на любителя. СвоеПридется добавить «буферВ четвертом поколении образная «двухэтажность» ную» батарею, чтобы запапоявились более прочные контрастирует с привычнысать энергию ТЭ, когда они баллоны на 35 МПа (их объми пропорциями. Необычиспользуются не на полную ем возрос до 137 л), новые ность силовой установки и мощность, или при торможебатареи ТЭ и конденсатор. требования пассивной безонии двигателем. Результат- скорость выросла пасности диктуют именно таВот вам и схема большиндо 140 км/ч, пробег на одной кую «комплекцию» - кто скаства современных автомобизаправке достиг 315 км, поязал, что машины на ТЭ должлей на топливных элементах. вился багажник на скромны выглядеть как обычные? Чем отличается «Хонда- ные 98 л. Над пятым поколеПод полом располагаются тоFCX»? Вроде бы немногим. нием компоновщики потрупливные элементы; под капоОсновное - вместо аккумулядились особенно тщательно: том - электродвигатель, двухторов использован конденсаобъем баллонов с водородом ступенчатый редуктор, систетор. Он легче и проще адапдостиг 156 л. Модифицирома управления питанием, те-Ттируется к запросам электросистемы автомобиля, а главное - более надежен, долговечен и не столь щепетилен к процессу зарядки. Созданный в научных лабораториях «Хонды» «ультраконденсатор» емкостью 8 фарад обладает удельной энергией 1,5 кВт-ч/кг. Это почти в три раза больше, чем у никельгидридных аккумуляторов. В результате КПД силовой установки «Хонды-FCX» достиг 45% - вдвое больше, чем у современных бензиновых автомобилей ив 1,5 раза лучше, чем у гибридных схем.За рулем 1/200465 ТЕХНИКА«HONDA-FCX» НА ТОПЛИВНЫХ ЭЛЕМЕНТАХплообменники ТЭ и электровозможных ударах в пределах двигателя. Под задним сисертификационных требоваденьем нашлось место для ний (спереди, сбоку, сзади) баллонов с водородом, за ниразгерметизации систем не ми «ультракондесатор», а еще происходит. Но даже если - небольшой багажник. Если удар все-таки достигнет балне обращать внимания на нелонов с водородом, взрыва обычно высокий пол в машивсе равно не должно быть не, ее вполне можно считать трехслойная конструкция типичным современным хэт- (алюминий внутри, углевочбеком «гольф-класса». Впролокно в середине и стекловочем, нет - под полом мощная локно снаружи) выдержит. лонжеронная рама, со всех Так что называть ТЭ-автомосторон окружающая баллоны биль «водородной бомбой» и топливные элементы. Проявное преувеличение. Доведенные «Хондой» крэш-тес- вольно страшилок, пора и ты показали, что при всех за руль.КРУГ ПОЧЕТА Вокруг «хондовского» полигона ведет обычная двухполосная дорога, имитирующая загородное шоссе. Плавные повороты, несколько показательных неровностей, перекресток и переезд - вот и весь «круг почета» длиной шесть с небольшим километров. Пожалуй, самое необычное ощущение - полная тишина в салоне, когда повернут ключ зажигания. Впрочем, стоит лишь передвинуть селектор в положение «R» или «D», как тишину нарушает негромкий шум проснувшейся батареи топливных элементов: жужжание многочисленных насосов и вентиляторов. На панели приборов место тахометра занял указатель мощности батареи топливных элементов и заряда конденсатора, а указатель количества топлива в баке дополнен дисплеем запаса хода. Голубой столбик показывает, сколько можно проехать в текущем режиме движения, белый - в экономичном. На ходу впечатления от «Хонды-FCX» тоже необыч-Расположение агрегатов «Хонды-FCX»"Ультраконденсатор»Ш1Радиатор батареи топливных элементов^влажнителя вных элементов ивных элементов Тяговый электродвигатель Радиатор трансмиссии егат управленияпитанием (ушныи насосБатарея ТЭ на 10% эффективнее канадской «Баллард», а деталей меньше.«Ультраконденсатор» нетребователен к току и напряжению зарядки.Два заправочных лючка: чтобы открыть задний, надо подключить заземление.66За рулем 1/2004 «HONDA-FCX»ДАННЫЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЯH0NDA-FCX • Общие данные Размеры, мм: длина 4165 ширина 1760 высота 1645 база 2530 Снаряженная масса, кг 1680 Максимальная скорость, км/ч 150 Топливо сжатый водород Р=35МПа 156,6/3,75 кг Расход топлива. 395* л/100 км (EU 99/100): • Кузов Количество дверей Число мест Объем багажника (VDAU • Двигатель на яонжеромнок вайе 34 102Неужели скоро мы-будем ездить на ЭТОМ?ные, но отнюдь не пугающие. Плавность хода покоряет тяжелый (почти 1,7 т) автомобиль не замечает неровностей покрытия. Динамика разгона спокойная, но скорости выше 100 км/ч легко достижимы. «Максималка» в 150 км/ч сомнений не вызывает. О напряженности работы силового агрегата говорит лишь указатель мощности на панели приборов и стремительно убывающий заряд конденсатора. Восьми фарад хватает только на один разгон до максимальной скорости. При равномерном движении со скоростью 100 км/ч потребуется несколько минут, чтобы заряд пришел в норму. Или нужно просто дать машине «выкатиться» с этой скорости. Об управляеНа правах рекламыэлектромотор переменного тока Мощность. кВт/л. с. 80/109 при об/ мин 11000 Крутящий момент, Н м 272 при об/мин Н.Д. Привод Коробка передач на передние колеса нетмости можно с уверенностью сказать лишь одно - в обычных режимах движения «Хонда-FCX» ничем не отличается от современного мини-вэна. Автору довелось поездить на других машинах с ТЭ. По сравнению с прототипами от «Дженерал моторе» и «Даймлер-Крайслер» «Хонда-FCX» гораздо больше похожа на серийную, чем на экспериментальную. Значит, ждать осталось недолго - возможно, первые «коммерческие» ТЭавтомобили появятся всего через два-три года. Хотя инженерам предстоит решить еще немало задач, связанных с совершенствованием их конструкции и созданием сети заправочных станций. Но даже сегодня «Хонду-FCX» можно рассматривать не какдиковинный самодвижущийся экипаж, а как полноценный, хотя ис некоторыми ограничениями, автомобиль. МЫСЛИ О БУДУЩЕМ Вы наблюдали, как строится большое здание? Поначалу кажется, что строители никогда не вылезут из котлована: проходят месяцы, порой годы, а на поверхности нет ни малейших изменений. Но когда фундамент наконец появляется из земли, этажи начинают прибавляться чуть ли не ежедневно. Так и машины на топливных элементах: пока строится «фундамент», масштабы труда незаметны. А когда подготовительные работы закончатся, новые автомобили станут радовать нас ед-• Трансмиссия• Ходовая часть Подвеска: спереди сзади Рулевое управление Тормоза: передние независимая, типа «Мак-Ферсон» многорычажная реечное с электроусилителемдисковые, вентилируемые задние дисковые Системы силовая установка на топливных элементах * 395 км на одной заправке по циклу LA4ва ли не каждый день. Наверняка среди них окажутся и машины «Хонды». По крайней мере, есть основания полагать, что ранние образцы транспортных средств нового поколения будут очень похожи на «Хонду-FCX».красным по беломук онечно , можно выбрать другой цвет снегохода Главное — выбоать снегоход -Тайга» А это значит выбрать надежность, высокую проходимость, устойчивость. маневренность, современный дизайн, простоту управления... и удовольствие.'?-&J- ^-^•JMBJIJJBIH С ^Г"--—-•—*Я5Г>НПО А САТУРН Факс: (0855) 21-45-03, 21-70-91. E-mail: updz@npo-saturr ,ru111 ibX~За рулем 1/2004 67г. Рыбинск, Ярославская обл. Контактные телефоны: (0855) 21-30-09. 21 -32-78,24-39-19.