194
195
196
СПОРТФОРМУЛЫ И ГРУППЫНА СТАРТ, ВНИМАНИЕ... На первые в истории автогонки по маршруту Париж - Бордо, состоявшиеся в июле 1894 года, было заявлено около 120 машин. Среди них бензиновые, паровые и электрические экипажи, повозки, движимые мускульной силой «шоферов» и сжатым воздухом, и даже, по словам их создателей, «сжатой водой» и «силой земного притяжения». На старт же вышло всего 20 машин, остальные не осилили пробный 50-километровый пробег, или, как сказали бы сейчас, не прошли квалификацию. Уже в начале прошлого века организаторам гонок пришлось делить гоночные автомобили на группы и вводить технические ограничения, дабы обуздать фантазию изобретателей. Соревнования машин с характеристиками, отличавшимися как небо и земля, уже тогда были явно бессмысленными. Ныне в официальном списке ФИА (FIA - Международная автомобильная федерация) более десятка классов, некоторые из них разбиты на группы. Помимо международных, существуют многочисленные национальные классы. Многие максимально приближены к техническим нормам ФИА. Скажем, автомобили нашей формулы «Русь» (ЗР, 2003, № 9) близки машинам формулы 3. ФИА наделена полномочиями разрабатывать и издавать правила соревнований и технические требования к машинам. Регламентируют множество параметров (для автомобилей формулы 1 - это около 30 страниц!) - размеры и массу, характеристики двигателя и тормозов, дорожный просвет и объем топливного бака и многое другое. Хитрые конструкторы ищут малейшие лазейки в регламенте, чтобы сделать машину быстрее, а задача организаторов уравновесить шансы участников.чтобы соревнования были зрелищными. Каждая модель, претендующая на участие в гонках, ралли, кроссах и т. д., должна пройти омологацию - строгую проверку конструкции на соответствие правилам. Для некоторых спортивных классов есть еще одно важное требование - производитель должен построить не меньше автомобилей, чем это определено правилами. Наиболее свободны в творчестве, пожалуй, создатели кроссовых машин. Здесь можно использовать кузов одной модели, трансмиссию другой, а двигатель - третьей. Основные ограничения для легковых машин и багги это объем двигателя и минимальная полная масса.СЕРГЕИ КАНУННИКОВПознакомимся с некоторыми боевыми машинами - героями автодромов и ралли, покорителями пустынь... •НАША СПРАВКАКлассификациячемпионатовФ ИА (2003 г.) Формупа1. Формула 3000. «Гран Туринг» (Grand Touring. Классы: GT, N-GT). Туристские автомобили (Touring Cars). Спортивные автомобили (Sportscars. КласCbi:SR1,SR2). Ралли (Группы: WRC - World Rally Championship, Super-1600, Production Cars - ceрийные автомобили). «Кросс-кантри» ралли (Cross-country rallies. Классы: T1 - легковые вседорожники, Т4 - грузовики). Формула 3. Кросс и ралли-кросс (Off-Road. Классы: D1 - легковые, D3 (D3A) - багги). Грузовики (кольцевые гонки). Подъем на холм (Hill Climb. Классы: серийные и подготовленные автомобили). Исторические автомобили (Historic Cars). Дрегстеры (Drag Racing). Альтернативная энергия (Alternative Energies).«PeHO-R23». Длина - 4600 мм, база - 3100 мм. Двигатель «Рено-К23» - V-образный 10-цилиндровый рабочим объемом 3 л. М ощ ­ ность - свыше 800 л. с. (точную, «Рено», как и прочие команды формулы 1, не указывает). Максимальные обороты - свыше 18 000 в минуту. Скорость - более 300 км/ч. Команда заняла в чемпионате прошлого года 4-е место. 194 За рулем 1/2004 ФОРМУЛЫ И ГРУППЫАвтомобили формулы 3000 весьма близки по конструкции и параметрам машинам «королевской» формулы, но дешевле. Их строят на одинаковых шасси - «Лола-В 02/50» с мотором «Зетек-Джадд KV96» мощностью около 353 кВт/480 л. с.«Ауди-И8» представляет класс спортивных автомобилей. Мотор V8 объемом 3,6 лс двумя нагнетателями «Гаретт» развивает 404 кВт/550 л. с. Длина - 4650 мм, масса - 900 кг. В 2003 году команда «Ауди» завоевала в чемпионате Sportscars 4-е место.Британский «Морган-Аэро 8» с кузовом в стиле «ретро» омологирован для гонок в классе «Гран Туринг». Масса - 1100 кг. Мотор V8 рабочим объемом 4 л. Мощность - 368 кВт/500 л. с. при 8000 об/мин, крутящий момент - 420 Н-м при 6300 об/мин. Коробка передач - 6-ступенчатая. Дебют «Моргана» состоялся на трассе Спа в Бельгии, но машина не прошла квалификацию.«Альфа-Ромео 156GTA Супер» класса туристские автомобили оснащена 2-литровым 260-сильным мотором и 6-ступенчатой коробкой передач с последовательным переключением. В Кубке конструкторов чемпионата-2003 команда «Альфа-Ромео» заняла 2-е место.Раллийная «Шкода-Фабия WRC» (бывшая группа А). Привод на все колеса, три самоблокирующихся дифференциала. Мотор 2-литровый мощностью 220 кВт/299 л. с. при 5000 об/мин. В элитном чемпионате WRC, где выступают лишь заводские команды, «Шкода» в прошлом году заняла 5-е место. За рулем 1/2004 195 СПОРТФОРМУЛЫ И ГРУППЫ«Ситроен-С2 Супер 1600» - представитель новой, более демократичной раллийной группы - «Super-1600» (между WRC и серийными - бывшей группы N). Привод лишь на передние колеса. Мощность двигателя - 165,4 кВт/225 л. с. при 8500 об/мин.«Мицубиси-Паджеро Эволюшн» для ралли-рейдов (по классификации ФИА - «Кросс-кантри» ралли). Полноприводный автомобиль оснащен мотором V6 объемом 3,5 л мощностью 195 кВт/265 л. с. при 5500 об/мин. Коробка передач - 6-ступенчатая.«Мерседес-Бенц ОМ 5011 А» для кольцевых гонок. Дизель V6 объемом 12,8 л развивает 884 кВт/1202 л. с. при 2000 об/мин. Момент - 4200 Н-м при 1800 об/мин. Разгон до 100 км/ч - 3,9 с. По регламенту ФИА максимальная скорость ограничена 99 миль/ч (около 160 км/ч); возможная максимальная скорость - 247 км/ч.«Абт-Ауди TT-R», участник немецкого чемпионата ДТМ (DTM «Дойче Туренваген Мастере»). Двигатель V8 объемом 4л развивает 327 кВт/445 л. с. при 6800 об/мин, коробка передач сблокирована с главной передачей, привод на задние колеса. 196 За рулем 1/2004«Додж-Интрепид R/T» национальной американской гоночной серии НАСКАР (NASCAR). Двигатель при 8000 об/мин развивает 574 кВт/780 л. с. Максимальная скорость - свыше 200 миль/ч (320 км/ч).