80
81
82
83
А СНЕГ НЕ ЗНАЛ И ПАДАЛ... ОМИХАИЛ гзовскии бильные снегопады - радость для лыжников и детворы, а также длинный и тяжелый рабочий день для тех, кому очищать зимние дороги. В тех широтах, где минусовая температура не в диковинку, на «бой» со снегом и льдом ежедневно выходят специальные машины. ЗНАКОМЫЕ ВСЕ ЛИЦА Привычные нам городские снегоуборщики оснащены лишь скребками, на языке профессионалов - отвалами для сдвигания снега к обочине. Но есть гораздо более интересные машины. Повоенному вышколенный трудяга «Мерседес-Бенц Унимог» надежен и обладает уникальными возможностями. Где вы видели, чтобы педальный узел, комбинацию приборов и руль можно было... сдвинуть с левой стороны на правую, всего лишь повернув ручку-блокиратор? Сделано это не ради праворульных стран, а для удобства водителя. Ведь очищать от снега правую обочину сподручней сидя справа.80 За рулем 1/2004Специфика службы диктует особый подход к планировке шасси, прежде всего - к габаритам. Например, «Унимог» 300-й серии при ширине около 1,7 м как нельзя лучше подходит для работы на узких улочках, где появление солидного «3000-го» уборщика попросту парализовало бы движение. При этом даже самый легкий «Унимоп> возит до 2т грузов, а грузоподъемность наиболее мощных версий достигает 16 т! Рулевое управление немецких машин тоже необычно. Есть модификациис управляемыми задними колесами такие способны развернуться буквально на пятачке. Как только машина набирает скорость, положение задних колес автоматически фиксируется. Трансмиссия насчитывает до 24 ступеней, что позволяет варьировать скорость от 7,7 до 80 км/ч. Управлять трансмиссией с последовательным переключением передач помогает электропневматическая система «Теллигент». «Унимоги» оснащают широкой гаммой дизелей мощностью от 84,5 кВт/}* &__w.•в*»»Мв*Жг •^t- Шк i 5й " t•г АЗРОфЛОТ.>U•вШ *-^--,Появись «Амкодор-9561» в городе, он бы, несомненно, произвел фурор. СПЕЦМАШИНЫ115 л. с. до 206 кВт/280 л. с. с турбонаддувом и промежуточным охлаждением. Но самое интересное все же навесное оборудование: тут множество вариантов отвалов, разбрасывателей песка, шнекороторов самых разнообразных конфигураций. Чего стоит шнек, приводимый... отдельным дизельным мотором мощностью под 700 «лошадей»; такой способен отправить «в утиль» до 7т снега в час! И еще одна диковина: на многих версиях «унимогов» стоят хитроумные замки навесного оборудования, чтобы менять «насадки», не выходя из-за руля. РОЖДЕННЫЙ ПОЛЗАТЬ Такие машины мало кто видел - ведь на их «поле боя» не ходят и не ездят посторонние, зато разгоняются и тормозят самолеты. Здесь свои правила: уборщики аэродромов не только отскребают взлетно-посадочные полосы с помощью огромных 5-метровых отвалов и щеточных роторов, но и сдувают с бетонаПри уборке узких улиц и тротуаров «УниMor-U300» незаменим (слева). На многих версиях «унимогов» по желанию заказчика педальный узел и рулевую колонку делают сдвижными. Сгрести снег - полдела. В горах с дорог необходимо убирать камни и грязь.влагу и пыль. Для этого машины оборудуют генератором воздушного потока, который может выполнять функцию пылесоса или фена. В качестве газоструйной установки, как правило, используют авиационный двигатель. После обильного снегопада спецавтомобили сначала «утюжат» полосы, убирая основной слой снега. Затем растапливают наледь, щедро разливая жидкие реагенты или разбрасывая гранулированные. Потом просушивают покрытие или продувают его холодным воздухом.Масса ощетинившихся навесным оборудованием машин порой достигает 30 с лишним тонн. При этом напряженный график работы требует высокой производительности и скорости. Поэтому аэродромно-уборочные автомобили строят на шасси тягачей с мощными двигателями. Например, 15-метровый белорусский «Амкодор-9561» выполнен на базе одноосного «МоАЗ6442». Его дизель развивает 165 кВт/225 л. с. и позволяет производить уборку на скорости до 44 км/ч.За рулем 1/200481 Благодаря развитым грунтозацепам и мощной лебедке ратрак взбирается на самые крутые холмы. ГОРНЫЕ ПОРОДЫХалф-пайпы, карвы, апре-ски... если эти слова что-то значат для вас, вы имеете отношение к горным лыжам. Коли так, термин «ратрак» вам тоже хорошо знаком. Поклонники шахмат и водного поло справедливо потребуют объяснений. Ратраками называют широкогусеничные тракторы с навесным оборудованием для работы на снежных склонах. Это элитная порода снежных машин. Дизайн некоторых разрабатывают такие гранды стилистики, как «Пининфарина»! Из-под карандаша ее спецов вышел, например, новейший итальянский ратрак «Принот-Ляйтвольф». Кстати, основатель фирмы Эрнст Принот в прошлом - автогонщик, призер формулы 1 сезона 1961 года. Крутой поворот в карьере принесГусеницы ратрака «Пистенбулли» выглядят очень внушительно. Ратраком «Паркбулли» управляют с по мощью единственного многофункцио нального джойстика.Приноту даже большую славу: его ратраки есть в арсенале, наверное, каждого второго горнолыжного курорта. Основные принципы конструкции просты: машина обязана быть устойчивой, тяжелой и мощной. В ее задачи входят уборка и утрамбовка снега, выравнивание склона, срезание лишнего покрова и создание искусственных бугров, прокладка лыжни и трасс для прогулок, транспортировка людей и грузов. А еще ратрак должен играючи взбираться по чрезвычайно крутым склонам. Для эффективного уплотнения снега ратраки нередко делают массой под 10 т. Особое внимание уделяют системам антиопрокидывания. Чтобы машина уверенно преодолевала подъем в несколько десятков градусов, ей требуются цепкие «когти» и мощный мотор. «Принот-Ляйтвольф» щеголяет алюминиевыми траками гусениц, усеянными победитовыми шипами и гидропневматической подвеской, гасящей вибрации от неровностей. Выдержать нагрузки кузову позволяет «скелет» - трубчатая пространственная рама. Трактор движет рядный 6-цилиндровый 12-литровый дизель МАН мощностью 320 кВт/435 л. с. и крутящим моментом 2000 Н-м при 800-1400 об/мин. Максимальная скорость ратраков редко превышает 25 км/ч - быстрее не нужно. Зато машины способны развернуться на месте и за час «укатать» 100 000 м2. Основное «оружие» ратраков - ножи-отвалы и фрезы. Именно последним горнолыжники обязаны идеальными трассами. На «Приноте-Ляйтвольф» фреза самостоятельно адаптируется к рельефу. А последнюю операцию на уплотненном снегу делают особыми пластиковыми гребнями. Для беговых трасс фрезы оборудуют специальными лыжепрокладчиками. Несмотря на обилие электроники и вспомогательных систем, ратраки требуют квалифицированного «присмотра» водителя-оператора. Управление оборудованием выносят на руль, поэтому вести машину и «гладить» склон можно без лишнего напряжения. А информация о скорости, глубине среза снежного покрова и т. д. выводится на большой контрольный дисплей. Интересно, какими будут снегоуборщики лет через 100? Может, механизированных «дворников» научат работать без помощи человека, а зимние дороги станут такими же сухими и гладкими, как летом? Главное, чтобы люди окончательно не разрушили экосистему и зимой все-таки выпадал бы снег. На радость детворе и лыжникам.82За рулем 1/2004 На правах рекламыСМАЗКА «ВЫМПЕЛ»скромный труженик в вашем автомобилеты достигнуты без замены и пополнения смазки в процессе работы! Аналогичны испытания «Вымпела» в подшипниках скольжения. И еще пример совсем из другой области. Применение «Вымпела» в задвижках газопроводов зимой на севере нашей страны обеспечило им ресурс работы без замены смазки и самих узлов с октября и по май. Без «Вымпела» узлы подлежат ежемесячной замене! Пластичные смазки но определению предназначены для тех подшипников, которые невозможно полностью герметизировать. Такова их конструкция. Введение в состав смазки специального нанометалла резко повышает ее антикоррозионные свойства. Так что «Вымпел» еще и существенно улучшает работу тех подшипниковых узлов, внутрь которых может попадать небольшое количество воды или образовываться конденсат. По экологическим характеристикам сегодня «Вымпел» не отличается от обычных смазок, так как не содержит никаких токсичных элементов. Высокую оценку смазке «Вымпел» дали те владельцы автомобилей, которые уже успели её применить. Подшипники ступиц колес, шаровые опоры, ШРУСы, шарниры рулевых тяг — вот далеко не полный перечень тех узлов, нормальную работу которых можно существенно продлить, применяя пластичную смазку «Вымпел». Надеемся, что вскоре многие автолюбители и профессионалы по достоинству оценят высокие рабочие качества пластичной металлоплакирующеи смазки «Вымпел» производства ЗАО «НПП ВМП».ЗАО «НПП ВМП» г. Екатеринбург, тел.:(3432) 67-91-82, 43-92-41 e-mail: [email protected] Представительство в Москве тел./факс: (095) 955-12-64; 236-13-11 Представительство в С.-Петербурге тел./факс: (812) 303-82-11 http://www.rlmet.ruавтомобильном мире ЗАО«НПП ВМП» широко известно как производитель реметаллизантов серии «РиМЕТ». Менее знакомы автолюбителям и профессионалам выпускаемые этим же предприятием пластичные смазки, в частности «Вымпел». Вместе с тем, по совокупности потребительских качеств, именно эти смазки не имеют аналогов на рынке. История их появления в технике насчитывает уже более 100 лет. Так, первые патенты на подобную смазку были выданы в США и Германии еще в конце 19 века. И главным ее отличием было присутствие в рецептуре ультратонких порошков металлов или, как теперь говорят, нанометаллов, — олова, свинца, висмута и других. Обладая выдающимися качествами, эти смазки тогда не стали массовыми из-за высокой стоимости. Однако они получили широкое применение в военной и аэрокосмической технике, например в узлах шасси «МиГ-29». Суть их действия на поверхность трущихся тел, как и «Вымпела», состоит в образовании тончайших слоев серебра или олова, а когда эти плакирующие слои начинают изнашиваться и подшипник уже готов превратиться в обычный, они снова возобновляются благодаря чудесным превращениям нанометаллов. Эти принципиально новые идеи в области нанотехнологий открыты и используются учеными НПП ВМП для создания новых типов смазок и реметаллизантов. «Вымпел» — смазка, разработанная на основе металлического ианопорошка, «сконструировашюго» специально для работы узлов трения. Литиевая основа смазки придает ей водостойкость и высокую стабильность. Результаты испытаний оказались впечатляющими и даже ошеломляювдими. Например, долговечность закрытых подшипников с заложенной в них смазкой «Вымпел» увеличилась в4 раза по сравнению с широко применямой пластичной смазкой«Литол-24>! Эти результаВОфициальные дилеры и партнеры ЗАО «НПП ВМП»: Калининград (0112) 45^3948,45-30-10 Украина, г. Харьков (0572) 32-43-00.28-74-73,32-20-51 Казахстан, г. Астана (3172) 31 -4352.31-47-99 Москва (095) 417-06-24,417-06-35.417-07-64,417-16-44 Москва (095) 279-94-12 Краснодар (8612) 64-02-69,640268,35-01-07 Самара (8462) 24-9646 Нефтекамск (34713) 2-50-71 Казань (8432) 1840-22,18-54-11 Ижевск (3412) 30-68-57 5055-57,52 34-02 Энгельс,Саратовскойобд(845 11)2 75-02 Екатеринбург(3432)J50-94 72,50-58-36,50-83-58 Челябинск(3512) 41-01-68,41-52-92 Тюмень(3452)78-55-48,36-76-12,24-96-12 КВартовск(3466)24-51 -88 Омск(3812)51-19-16.51-19-14.3324-64 Новосибирск (3832) 40-82-25 Красноярск (3912) 27-2944,55-55-06 Иркутск (3952) 46-82-57 Владивосток (4232) 44-0173 Петропавловск-Камчатмй (41531) 6-47-35