170
171
АВТОКЛУБМАСТЕРСКАЯ: ДВИГАТЕЛИЧТО ТАКОЕ «НЕ ВЕЗЕТвтомобилисты, склонные к мистике и суевериям, приехав ко мне, округляют глаза и, опасливо косясь на машину, сообщают о том, какая она коварная или невезучая. Изгнать дьявола из этой бестии - задача Вайсмана. А меня это тут же настораживает. Ведь даже то, как заказчик формулирует свои мысли, говорит о многом. Например, не скажет, что разинул варежку - и наехал на столб. Или перегрел мотор, сжег сцепление, сломал коробку передач. Нет! Это машина виновата: поехала не туда. Мотор перегрелся сам. В крайнем случае - по воле нечистого. Сцепление и коробка полетели, ясное дело, вопреки грамотнейшим действиям водителя.»АНАТОЛИИ ВАИСМАНАсмесью масла с «Тосолом». Картина прискорбная: хозяин знал, что с мотором неладно, но положился на авось. Началось с того, что лампа минимального давления масла стала гаснуть только выше 1000 об/мин. Потом 1100, 1200... В работе мотора стали слышны угрожающие нотки - сначала, будто отголоски далекого танкового сражения, а потом все ближе, явственней: глухой гул, грохот, резкие стуки, визг, скрип, лязг... Богат русский язык! Но нашего героя это не пугало, пока друзья не надоумили: мужик, мотор-то разваливается! К этому времени лампа уже гасла только при оборотах больше двух тысяч... Тогда-то машина и прибыла к нам. ...Проверяя масло, механик вынул щуп, подозвал коллег: какая-то дрянь. Зато ее много! «Коктейль» «Тосола» с маслом. Воткнули контрольный манометр, пустили мотор: давление никудышное, лампа не врет. Измерили компрессию: ого! Между худшим и лучшим цилиндрами разница в пять единиц! Вердикт непреклонен: разбирать. Убитый горем владелец поплелся к метро. А мы приступили к разборке мотора и глазам открывалась все более страшная, но зато поучительная картина. Жаль, хозяин уехал. Нам не впервой видеть результаты езды на таком «коктейле», да и журналне раз предупреждал о такой опасности. Еще раз напомню: охлаждающей жидкости не место в трущихся парах. Неважная это «смазка». Уже при небольшой нагрузке детали быстро изнашиваются, а нажмешь посильнее - им хана. Вот вкладыши (фото 1). И коренные, и шатунные «потекли» - к счастью, коленвал не успел серьезно пострадать. Повезло. Но что за поршни! Похоже, кольца ходили в цилиндрах с огромным трением - перемычки между канавками поршней сломаны (фото 2). А на рабочих поверхностях цилиндров - следы наволакивания алюминия и глубокие задиры. Хорошо еще, что не пострадали шатуны. Распределительному валу, корпусу его подшипников и рычагам подфартило -разрушительный процесс сюда не докатился. Зато цепь и звездочки кончены. Водяной насос тоже убит: из-под сальника течет «коктейль», подшипник хрустит. Ну, а что с масляным насосом? Изношен так, что фонтаном гонит масло через зазор между валиком и корпусом. А «поросенок» (горизонтальный валик в приводе) попросту болтается во втулках. Нетрудно догадаться, ^гго износ деталей в подобных случаях развивается лавинообразно. Например, если слить «коктейль», заменить прокладку, виновницу неисКонечно, не обходится без заводских дефектов - но умелый владелец и плохо собранную машину работать научит. Это в традициях русского экстремального автомобилизма. Но сегодня мы отметаем все «старое»! Спеша опередить время, многие решили, что для благополучного существования достаточно не путать педали под ногами и кнопки на приборной панели. Ошибаются - однажды гром грянет! Беда, если в систему смазки попадет охлаждающая жидкость. Приведу пример того, как владелец осознанно запорол мотор, позволив ему «смазываться»правности, залить новое масло, то это еще не значит, что езда на «коктейле» осталась без последствий. Износ масляного насоса и вкладышей может так снизить давление, что при больших нагрузках процесс будет только ускоряться, а в ответ - еще ниже давление... Вот она лавина! Нетгмьтсла рассказывать о том, как ремонтировали двигатель. Отмечу лишь, что даже без шлифовки шеек коленчатого вала, замены распредвала, его «постели» и т. д. безответственное отношение к мотору влетело клиенту в копеечку. Вкупе с запчастями и материалами ремонт обошелся почти в 12 тысяч рублей. Вот так недооценка роли смазки может опустошить кошелек. Когда меня спрашивают, какое масло покупать, я не советую выбирать его, исходя только из привлекательной цены. Хотя и ни к чему (по крайней мере, для двигателей ВАЗа) тратить большие деньги, к примеру, на «синтетику». В продаже немало менее дорогих масел с вполне приемлемыми характеристиками. Поэтому следите за публикациями в журнале на «масляную» тему. Они помогут сделать правильный выбор. А насчет «коктейля» помните: если в картере скапливается «Тосол», то никакая «суперсинтетика» не спасет! •170За рулем 1/2004 СОВЕТЫ БЫВАЛЫХ РУБРИКУ ВЕДЕТ БОРИС СИНЕЛЬНИКОВУважаемые читатели! Как ив предыдущие годы, мы будем определять лучший совет каждого номера и награждать его автора премией в размере 5000 рублей. Кроме того, вручим и специальные призы - инструменты, оборудование от известной отечественной «Компании СОРОКИН СТРУМЕНТ~... Надеемся, эти устройства станут верными помощниками в гаражном хозяйстве бывалых.В этом номере Александр Глускин получает премию 5000 руб. и реечный домкрат High Jack. Незаменимая штука на бездорожье High Jach способен поднять 3т на 1,35 м. Благодаря большому ходу его можно использовать и как лебедку. Родился в 1960 году в Воронеже. В1982-м там же окончил политехнический институт по специальности «Технология машиностроения. Металлорежущие станки и инструменты». Работал в оперативных подразделениях ГУВД Воронежской области, пять лет назад ушел на пенсию. Ныне работает в 000 «Инструментальная компания «Энкор». Водительские права получил в 1980-м. За это время управлять приходилось различными машинами, более других - «Жигулями». В позапрошлом году стал владельцем «ФольксвагенаДжетта». Серьезных проблем автомобиль пока не подкинул, хотя приходится порой использовать навыки механика. Несложные усовершенствования и приемы ремонта из журнала «За рулем», который читает постоянно, с удовольствием применяет на практике. Рад поделиться с коллегами опытом. ОТ ОТДЕЛА ЭКСПЛУАТАЦИИ Напомним несколько основных способов очистки свечей от нагара и отложений. Каждый имеет свои достоинства и недостатки. Термический. Нижнюю часть свечи обжигают пламенем газовой горелки, бензина или в печи. Отложения быстро выгорают, нагар легко соскребается, но страдает «здоровье» свечи: повреждается уплотнение между корпусом и изолятором, в нем могут возникнуть трещины. Механический. Нагар и отложения с электродов, юбки изолятора и корпуса удаляют металлической щеткой. Требует много времени, на юбке изолятора образуются микроцарапины, в которых задерживается нагар, там же остаются частицы металла, способствующие утечке тока.Сдвижная дверь в «Газели», особенно работающей на маршруте, доставляет немало хлопот. Я отрегулировал ее по рекомендации журнала (ЗР, 2002, № 6) и поставил шарикоподшипники по совету Ю. Ковальчука (ЗР, 2003, № 3), после чего она стала легко открываться и закрываться. Однако после сильных хлопков пассажирами регулировки и работа замка нарушаются, что заставляет применять монтировку при открывании двери. Чтобы ослабить удары (хлопки), я закрепил на боковине кузова рядом с фиксатором резиновые амортизаторы, применяемые в УАЗах для капота. Высоту их определил по месту и отрезал лишнее. Теперь дверь требует внимания гораздо реже. В. ИВАНОВ, ЧЕБОКСАРЫ агудел подшипник полуоси в «Жигулях». Снять ее оказалось непросто - подшипник сильно приржавел к «чулку». Не помогли ни кувалда, привязанная тросиком к полуоси, ни монтировки, пока не попались на глаза болты, крепящие головку цилиндров «Нивы» 1,7 л. Два болта намазал графитной смазкой и, вворачивая их в штатные отверстия для колесных болтов в полуоси, легко выпрессовал ее. Длины болтов хватило, чтобы упереться в щиток Н. МИКЕРИН, КАЗАНЬЯЗне отношу себя к бывалым автомобилистам, поэтому, когда свечи стали работать с перебоями и требовалось очистить их от нагара, обратился к специалистам. Те посоветовали соскрести нагар металлической щеткой. Ни работа, ни результат мне не понравились. Тогда попробовал удалить нагар чистящим порошком «Сплит» - для кафеля, ванн и т. п. Развел его водой в баночке и погрузил свечи электродами вниз. Через 12 часов нагар на корпусе и электродах свечи отслоился, и я легко удалил его зубной щеткой. Юбочка изолятора приобрела почти первозданный цвет (см. фото). Я рассказал об этом спосо-Другойстгасоб- пескоструйный: нагар сбивают струей воздуха с пеСвеча до и после приема ввнны ском. Времени занимает мало, но с «Силитом». поверхности электродов, юбки изобе очистки мастерам в автолятора, корпуса становятся шерохосервисе, где ремонтирую маватыми, благодаря чему довольно шину, и они через несколько быстро вновь покрываются нагадней сообщили, что опробоваром. ли мою технологию и остались Химический. Отложения и надовольны. Полагаю, такое же гар размягчают сильнодействуюмнение будет иу читателей щими жидкостями, обычно ацетожурнала. ном. Уходит много часов, раствоА. ГЛУСКИН, ВОРОНЕЖ рители токсичны и пожароопасны.JjfljtJтПри поездках по гравийным дорогам в ВАЗ-21093 страдает от летящих камней радиатор. Чтобы защитить его, я закрыл окна в бампере металлической сеткой, снятой с отслужившего свое воздушного фильтра КамАЗа, как показано на фото. На ней вскоре Защитная сетка в бампере. появились вмятины, которые раньвполне достаточным в нашем клише «достались» бы радиатору. мате. Кстати, охлаждение его осталось К. ФЕДОРОВ, ЛЕНИН0Г0РСКВВАЗ-2108, 2110 для замены сальника в насосе охлаждающей жидкости обычно разбирают последний, как указано в руководстве: снимают зубчатый шкив с валика, который затем выпрессовывают из корпуса. При сборке шкив рекомендуется заменять новым, чтобы обеспечить требуемую посадку на валик. Однако их соединение не будемтрогать, если выпрессуем валик с противоположной стороны. Крыльчатка при этом упирается в корпус, не повреждая его, и валик легко из нее выходит, поскольку посадка здесь менее плотная. Покупая сальник, проверьте, на месте ли распорные кольца манжеты, а устанавливая, нанесите герметик. В. КОТОВ, КРАСНОЯРСК За рулем 1/2004 171