118
119
Э КСПЕРТИЗА : СЦЕПЛЕНИЯ ВАЗ-2110ПЯТЕРКА ДЛЯ «ДЕСЯТКИ»Д МИТРИЙ НЕКРАСОВ, М ИХАИЛКОЛОДОЧКИНСцепление относится к тем агрегатам, которые даже бывалые спецы, как говорится, уважают. Заменить комплект сцепления на той же вазовской «десятке» новичку, скорее всего, будет не по силам. Главный вопрос так какое же купить? Ниже приводятся результаты испытаний пяти «десяточных» комплектов сцепления. ЧТО НАМЕРИЛИ? Начнем с самого безобидного параметра - массы. Она у всех комплектов сцепления оказалась в рамках требований технической документации, причем самым легким из них был «Крафттех», а самым тяжелым - «Пиленга». Напомним, что масса сцепления влияет на крутильные колебания и инерционные нагрузки в трансмиссии, но в нашем случае можно сказать, что видимых изменений при замене одного комплекта на другой не произойдет. С крутящим моментом ситуация немного сложнее. Формально только «Крафттех» и «Пиленга» уложилисьЗаявленный производитель KRAFTTECH. с трана не указанав вазовские требования: требуемый коэффициент запаса - 2,1. В то же время на Западе - свои представления об условиях работы сцепления, и, возможно, им такие запасы не нужны. В общем же, для моторов 2112 лучше использовать упомянутые брэнды, а для 2110 и 2111 остальные. По дисбалансу нажимного диска полностью провалился «ВАЗИНТЕРСЕРВИС» -тройное превышение нормы! На этом фоне показатели того же «Валео», не уложившегося «всего-то» процентов на 20, выглядят вполне приемлемыми. К остальным претензий нет.Нормативные требованияДисбаланс ведомого диска у всех оказался в норме - разве что «Пиленга» выступила на грани фола. Она же не уложилась в поле допуска по усилию выжима сцепления. Недостаточное перемещение нажимного диска при заданном ходе выключения отмечено опять-таки у «Пиленги», а также у «Крафттеха». По расстоянию от концов лепестков до поверхности трения снова «отличилась» только «Пиленга». Напомним, что эта величина характеризует узел в сборе и нормируется для конкретной модели автомобиля. При превышении нормы снижается ресурс ведомого диска. А ЧТО СОВЕТУЮТ БЫВАЛЫЕ? Если какой-то элемент сцепления после солидного пробега вышел из строя, экономить не стоит: лучше заменять одновременно и выжимной, и «корзину»,KRAFTTECH LuK VALEO «ВАЗИНТЕРСЕРВИС» 4030 3000 810 220 1,45 29.2 PIIENGAСРАВНИТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИСПЫТАНИЙ КОМПЛЕКТОВ СЦЕПЛЕНИЙ НА ВАЗ-21105270 Масса комплекта, г 3855 В том числе: нажимной диск 3990 2870 ведомый диск 1030 855 выжимной подшипник 250 130 Перемещение нажимного диска, не менее мм 1,40 1.10 (Ъсстояние от концов лепестков 29-31 до поверхности трения маховика мм 30,4 Выделенные показатели не отвечают нормативным требованиям Прмые4290 3170 780 120 1,45 30,24070 3170 780 120 1,404495 3350 1015 130 1.10ЗОЛалЗаявленный производитель LuK ( L amellen unci Kupplungsbau), ГерманияЗаявленный производитель VALE0. с трана не указанаШеР-Set• Маркировка: подшипник диск ведомый диск нажимнойчотсутствует Y3200A 80206 Х2200С• Маркировка: подшипник (приобретался отдельно) диск ведомый диск нажимнойSKF 500 063820 320 030810 2 D24 120 0252 10• Маркировка: подшипник диск ведомый диск нажимнойVALE0SNRBB12618S50 отсутствует отсутствует• Особые приметы: знак одобрения отсутствует. Ведомый диск имеет 4 демпферные пружины. У диафрагменной пружины нажимного диска («корзины») - 18 лепестков. На упаковке комплекта есть обозначение - 2110 W3200C В2240. I цена - 850 руб.I Особые приметы: знак одобрения отсутствует. В комплекте есть оправка для установки. Диафрагменная пружина нажимного диска имеет 18 лепестков, маркировка стерта. Маркировка на упаковке: 2 1102 - 2 1103 - 21108-2111 - 2 112 826622. 1Цена - 1 960 руб.I Особые приметы: знак одобрения МТ14. На ведомом диске есть маркировка для правильной ориентации при установке. У «корзины» 18 лепестков. У ведомого диска 6 демпферных пружин. Помечена сторона «корзины». I Цена - 1 565 руб.118За рулем1 / 2 004 ЭКСПЕРТИЗА: СЦЕПЛЕНИЯ ВАЗ-2110 Максимальный крутящий момент, передаваемый сцеплением, Н-мЗООп 269.4-Статический дисбаланс нажимного диска в сборе, г-смДинамический дисбаланс в< домого диска при частоте вращения 500 об/мин, г-смУсилие выжима сцепления, не более, НК•^чш500100KRAFTТЕСН —"BA3- PILENGA ИНТЕРСЕРВИС" Нормативные требования для двигателя 2112LuKVALE0KRAFT TECH"ВАЗ- PILENGA ИНТЕРСЕРВИС"0 ."вАЗ- PILENGA ИНТЕРСЕРВИС" Нормативные требования для всех двигателейi1DLuK•нШ н||KRAFTTECH IНормативные требования для двигателей 2110,211"ВАЗ- PILENGA ИНТЕРСЕРВИС" He уложились в нормуVALE0и ведомый диск. Особенно это важно при замене одного импортного комплекта на другой - отличия могут быть серьезными. Число демпферных пружин в ведомом диске, в общем-то, особого значения не имеет - каждый завод-изготовитель подбирает его сам. Это позволяет реализовать в изделии нужную угловую жесткость - как правило, каждая фирма придерживается «своей веры». Насчет лепестков в «корзине»... ну, скажем так, чем их больше, тем сцепление работает точнее. При замене сцепления, чтобы избежать коробления кожуха «корзины»,Заявленный производитель ЗАО «ВАЗИНТЕРСЕРВИС», Россиякрепежные болты затягивают постепенно и через один. Перед этим оправку, используемую для центровки ведомого диска, шевелят вверх-вниз и вправо-влево - это способствует точной центровке ведомого диска. Постарайтесь не перепутать ориентацию ведомого диска. Если на нем нет каких-либо указывающих надписей, взгляните на него сбоку. Сторона, с которой демпферные пружины меньше выступают от уровня фрикционных накладок, как правило, обращена к маховику. Ошибка может привести к тому, что пружины начнут цеплять за болтыЗаявленный производитель PILENGA, страна не указанамаховика. Кстати, не допускайте, чтобы коробка висела на первичном валу: это может вызвать деформацию ведомого диска. ВЫБИРАЕМ? Да, пора выбирать. Идеала достичь не удалось, но лучше других выглядели «Крафттех» и, пожалуй, «ЛуК», хотя недостаточный крутящий момент ему, конечно же, не к лицу... «Валео» четко занимает середину в нашей пятерке: подвела балансировка. Про остальных будем думать, что доставшиеся нам экземпляры просто были не в форме... • КОММЕНТАРИИ ЭКСПЕРТА К МЕТОДИКЕ ИЗМЕРЕНИЙАвтомобили ВАЗ-2110 могут комплектовать сцеплениями двух типов, которые различаются жесткостью нажимной пружины в зависимости от установленного двигателя, точнее - от его момента. Первая конструкция предназначена для автомобилей с моторами 2110 и 2111 с моментом 115,7 Н-м, вторая -для 2112 (момент - 128,3 Н-м). Максимальный крутящий момент, передаваемый сцеплением, должен превышать указанную величину в 2,1 раза - таков коэффициент запаса. Отсюда и цифры - 243,0 и 269,4 Н-м. Усилие выжима сцепления измеряют при перемещении концов лепестков нажимной пружины на 7,9-8,1 мм. Перемещение нажимного диска измеряют при ходе выключения, равном 7,9-8,1 мм от положения, определяемого расстоянием 8,26-8,34 мм между «корзиной» и маховиком. Толщину ведомого диска по накладкам измеряют под нагрузкой сжатия, равной 3400 Н.• Маркировка: подшипник диск ведомый диск нажимнойотсутствует отсутствует отсутствует• Маркировка: подшипник диск ведомый диск нажимнойотсутствует PILENGAотсутствуетI Особые приматы: знак одобрения - АЯ70 Диафрагменная пружина нажимного диска имеет 12 лепестков. Пластина крепления накладок - цельная. Ведомый диск - с 6 пружинами (4 большие и2 поменьше). Маркировка только на упаковке «корзины»-2110-1601180.I Особые приметы: знаков одобрения нет. На упаковке - СК-Р-4005 2110. Диафрагменная пружина нажимного диска имеет 18 лепестков, но маркировка отсутствует. Ведомый диск снабжен 8 демпо>ерными пружинами - из них 4 больших, 4 маленьких.I Цена - 965 рубI Цена-1100 руб За рулем 1/2004 119