58
59
60
61
62
63
64
66
68
69
ТРАНСМИССИИ SSANGYONG ACTYON, NISSAN JUKE, SUBARU FORESTER, SKODA YETIАВТОМОБИЛИ | СПЕЦТЕСТПРОГРАПЕР ММЫЕДАЧСегочеты дня покуСер рех осно пателюгей пВос вных ти олнопрпов.креиводсенсОнкий ценить ых автоих п. Фомобирто Конст еимуще лей достуанти ствана Я и нед пны транокубова статки в смиссии.зялся58За рулем 04/2012058-(2X1_2V)-064.066.068.069_Seliger.indd 5809.03.2012 12:14:17 Еще неизвестно, какое из при­ключений в этом тесте окажетсяинтереснее. Что перевесит в ито­говых оценках – проходимостьили управляемость? Какая из транс­миссий удобнее и надежнее в повсе­дневной жизни? Скажем, мне всегдахотелось попробовать, как поведет себякроссовер с передовой DSG в нестан­дартной ситуации: за пределами дорог,на снежном покрове толщиной санти­метров в двадцать. И какие аргументыпротивопоставят друг другу машиныс автоматом, вариатором и простой,надежной механикой?А поскольку случились морозы,грех заодно не оценить климатики.НА ЦЕЛИНУ!«Ниссан-Джук» никто из испытателейвсерьез не воспринимал. Непонятнаятрансмиссия – без заднего диффе­ренциала, с какими-то «бортовымиэлектронными муфтами» – и неубеди­тельный дорожный просвет в 145 ммв задней части. Некоторые экспертысоветовали сразу ехать в пробег: мол,с полигона после теста на проходи­мость «Джук», скорее всего, выедетна буксире.Но как поменялись интонации,когда автомобиль, подключив всерезервы (положение 4WD), с отклю­ченными электронными системами(в том числе системой стабилиза­ции) бесстрашно устремился в бой.На первой передаче (в ручном режимевариатор позволяет выставлять вир­туальные ступени) при 4000 об/минна тахометре «Джук», словно глиссер,бороздит 20-сантиметровый снег. Впе­ред, назад, с разворотом... Чувствуем,машине очень тяжело, но – едет! Болеетого, позволяет надежно трогаться,правильно дозируя крутящий момент.Правда, потом, чтобы не убитьвариатор, пришлось все-таки датьему поблажку, пустив машину однойстороной по следу лидера. «Джук»,вздымая буруны, уверенно идет впе­ред. Кстати, в колее его мотает меньшеостальных, просто надо как можноровнее держать газ.Но, остановившись метров черезвосемьсот, вдруг поняли: автомобильне едет, причем ни вперед, ни назад.На панели приборов не видно гроз­ного предупреждения и красныхламп, однако, похоже, основательноперегретый вариатор дал сбой. Увы,Смотрите на iPad:паркуемся без рукЗа рулем 04/2012058-(2X1_2V)-064.066.068.069_Seliger.indd 595910.03.2012 11:20:44 | СПЕЦТЕСТТРАНСМИССИИ SSANGYONG ACTYON, NISSAN JUKE, SUBARU FORESTER, SKODA YETI«СанЙонг-Актион»«Субару-Форестер»«Шкода-Йети»«Ниссан-Джук»Дизель, 2,0 л, 175 л.с.,6-ступенчатая механика.Бензин, 2,5 л, 172 л.с.,4-ступенчатый автомат.Бензин, 1,8 л, 152 л.с., роботизированная DSG, 6-ступенчатая.Бензин, 1,6 л, 190 л.с., вариатор CVTс шестью фиксированными передачами.на восстановление работоспособно­сти CVT необходимо никак не менеечаса. А пока на нажатие акселератора«Джук» почти не реагирует, лишьнатужно вздрагивает кузовом.К сожалению, дизель «Актиона»с его турбоямой и последующим турбо­взрывом, между которыми примерно500 об/мин, не самый подходящийпартнер для механики, пусть даже6-ступенчатой и с «силовой» первойпередачей. Да и противобуксовочнаясистема здесь слишком активна. Еслиее вовремя не отключить, в снегуможно запросто сжечь сцепление,поскольку кроссовер рывком прыгаетвперед и тут же останавливается.У «СанЙонга» явные проблемы пристарте в глубоком снегу.Тем не менее после обретенияводителем необходимых навыкови мобилизации всех возможностейтрансмиссии (режим 4WD Lock)«Актион» превращается в неплохойвседорожник. Главное – целеустрем­ленно держать обороты, тогда и целинанипочем. Правда, очень недолго!Быстро перегревшаяся электроннаямуфта, отвечающая за подключениезадней оси, через несколько сотенметров сдается (снова без предупре­ждения на панели приборов).Автомобиль становится практическипереднеприводным, словно упираетсяв невидимую стену – и останавлива­ется. В этой ситуации главное преиму­щество «Актиона» перед «Джуком»лишь в том, что его трансмиссиявосстанавливает работоспособностьгораздо быстрее. Ну и про возможностьраскачки автомобиля тоже не стоитзабывать.«Он может, он едет, пара минут –и будем на месте!» – звучит из рации.Но вижу лишь фонтаны снега из-подвсех четырех колес «Шкоды-Йети»,потом следует работа лопатой.Наукоемкий продукт – коробка DSG  Ну вот, опять слишком резко стартовал.  В таких жестких условиях удобно, чтона экран дисплея в «Шкоде» можно вывести,например, температуру масла.60За рулем 04/2012058-(2X1_2V)-064.066.068.069_Seliger.indd 6009.03.2012 12:14:25 Конечно, в повседневной городской жизни различия в поведениитрансмиссий не так очевидны. И каждая из них, несомненно, имеетправо на существование и симпатии покупателей. Но есть еще одинаспект такого сравнения.Например, «Йети» вызвал доверие не только правильным поведением, но и высокой экономичностью. Особенно это заметно на фоне«Джука» с CVT и «Форестера» с автоматом и боксом на крыше (11,2и 11,8 л/100 км соответственно против 9,0 л/100 км у «Йети»). Дизель,само собой, не в счет. Но точности ради отметим: «Актион» поедал8,5 л на сотню.Понятное дело, в автомобиле все взаимосвязано, коробки передачстоит рассматривать, увязывая их конструкцию с трансмиссией в целом.Да и дорожный просвет во многих ситуациях играет важную роль.Нужно помнить: современный кроссовер – существо, как правило, нежное, не рассчитанное на бездорожье. И все же разница заметна.  Иногда сложно даже предположить, что безотказнаямеханика бывает настолькозависима от вспыльчивогохарактера мотора и электронной муфты. Такое сочетаниепотребует нестандартныхнавыков для преодоления бездорожья.  Сегодня принято подчеркивать, современный на автомобиле автомат или, напротив,древний. Агрегат «Субару» –четырехступенчатый, запаздывает при переключениях,не обеспечивает особой экономичности, не может похвастаться новизной. Но именноэта коробка передач оказаласьне только на удивление стойкой, но и удобной на бездорожье.058-(2X1_2V)-064.066.068.069_Seliger.indd 61На правах рекламыВАМ ПЕРЕДАЧА!  Вариатор логичный, удобный, плавный, но способенвнезапно перегреться – и тогдадаже полный привод окажетсябесполезным.  Быстрота и натиск не всегдаубедительны, хотя на хорошихдорогах, безусловно, понравятся. Но как поступить умной,современной, обеспечивающейхорошую экономичность DSG,чтобы угадать нестандартныетребования водителя? Частона такие условия она простоне рассчитана. Впрочем, с большинством задач коробка справляется надежно; к тому же,как любая механика, она ещеи вынослива. Важно помнить,что излишняя стартовая прытьи резкость трансмиссии могутсыграть злую шутку и тогда буксира не миновать.09.03.2012 12:14:28 | СПЕЦТЕСТТРАНСМИССИИ SSANGYONG ACTYON, NISSAN JUKE, SUBARU FORESTER, SKODA YETI  На «Джуке» схема похожа на ту, чтоу «Актиона». Отличия – в надписях и возможности использовать лишь переднийпривод.  Скромный тумблер, ведающий отключением антипробуксовки, – единственноенеобходимое вседорожное дополнениев «Субару».  Вседорожное вооружение «Актиона»включается тумблером 4×4 Lock. Ныряяв снег, противобуксовочную систему лучшезаранее отключить.  Помимо противобуксовочной системы,в «Йети» есть режим Off road. Он позволяетнемного изменить чувствительность педалигаза и «расслабить» работу стабилизации.62периодически заставляет потрудиться.Основная сложность – в старте: он,особенно под нагрузкой, как правило,сопровождается рывком. Иногда кроссовер, будто получив пинок, героически устремляется вперед. Но нередко,не найдя нужного контакта с поверхностью, сразу повисает на сугробе.Поэтому, если тронулся, лучшене останавливаться. Тогда «Шкода»порадует выносливостью и отменнойпроходимостью. Да и мотор проявилсебя молодцом, не намекнув на перегрев и показав хорошее взаимопонимание с коробкой. Конечно, DSG иногдасвоевольничала, даже в ручном режимев самый неподходящий момент переключая передачи. Есть у нее эдакийинтеллектуальный грешок. Зато приперегреве (грозная надпись на панели!)трансмиссия очень быстро восстанавливалась.Надо было все это попробовать, пропустить через себя, чтобыв «Субару-Форестер» с традиционным автоматом очень быстро понять:на этом автомобиле по этой целинеможно просто ездить. Конечно,не как по асфальту, но задача ненамного труднее. Позволительно забытьперейти на ручной режим автомата илиотключить антипробуксовку. Автомобиль с 215 мм просвета под могучейЗа рулем 04/2012058-(2X1_2V)-064.066.068.069_Seliger.indd 6209.03.2012 12:14:31 Редкая, но очень важная составляющая автомобильной жизни. Ведьвсе плохое, как известно, происходит в самый неподходящий момент.Когда выясняется, например, что проушина очень узкая, стропа рвется,будто нитка, или приходится лезть в самую грязь под машину. У нас,к счастью, грязи нет, а мощный буксир мы дополнили универсальными карабинами.На правах рекламыЦЕПЛЯЕМ ТРОС  «Ниссан-Джук». Спереди очень тонко. Да и сзади приходитсягородить целую конструкцию, иначе надежно не зацепить.  «СанЙонг-Актион». Спереди и сзади проушины расположеныграмотно, но низковато.  «Шкода-Йети». Здесь главное – ввернуть петлю покрепче.Ну и желательны крючок или карабин.  «Субару-Форестер». Установленное дополнительно сцепное устройство очень пригодилось:благодаря ему «Форестер» легко выдергивалостальных.058-(2X1_2V)-064.066.068.069_Seliger.indd 6309.03.2012 12:14:34 | СПЕЦТЕСТТРАНСМИССИИ SSANGYONG ACTYON, NISSAN JUKE, SUBARU FORESTER, SKODA YETI  У троих из четверки примерно одинаковые схемы передачи крутящего момента к колесам задней оси. У «Йети» это«Халдекс», у «Субару» – фрикционная муфтас электронно-гидравлическим управлением,а у «Актиона» – просто электронная муфта.Принципиально конструкции схожи. Основныеразличия – в настройках.  «Джук» с его Torque Vectoring – оригинал. Здесь нет заднего дифференциала, лишь коническая передача.Распределением крутящего момента ведаютдве электронно-управляемые фрикционныемуфты на каждом из задних колес.ВИВАТ, «ДЖУК»!К коробкам передач езда на грани прямогоотношения не имеет – скорее к трансмиссиям в целом и системам, отвечающимза активную безопасность. Но как устоятьот соблазна, когда вокруг белое безмолвиеи размеченная конусами площадка! Даже  «Ниссан-Джук». Наконец-то он в своей стихии! Вот уж где «Джук»реабилитируется за намеки, касающиеся его ездовой неполноценности. Резкий старт, агрессивный, напористый разгон, чувствительноерулевое управление. Забыты сугробы, неровные дороги, потеряннаяеще в самом начале теста пара легкомысленных щиточков под днищем,якобы прикрывающих бензобак. Стабилизация отключена – и кроссоверпревратился в заводное, азартное существо, способное умело танцеватьна скользкой дороге. Постоянное, но прогнозируемое, управляемоескольжение. Чувствуешь машину до тонкости, до миллиметра. «Джук» –существо неугомонное, причем и в переднеприводном варианте.  «Шкода-Йети». Безупречному поведению в обычной жизни –такую же настройку электронных систем! По льду и снегу ездитьможно, иногда даже разрешается побуксовать. Но стоит хотя бынемного выскользнуть за рамки дозволенного, электронный церберсбивает темп и настрой. Безопасно, но скучно, неинтересно и слишком правильно. Никакого азарта и удовольствия!64самые невозмутимые авто, не говоря ужео водителях, начинают проявлять нетерпение.  «Субару-Форестер». Свободная практика на «Леснике» – ностальгия по былому, когда на «Форестере» можно было так же азартно,как на «Джуке», выписывать кренделя, мобилизуя все возможностинастоящего полного привода. Тем не менее неотключаемая, отличнонастроенная система стабилизации позволяет не только почувствовать начало скольжения, но и воспользоваться им на входе в поворот. Но когда начинается самое интересное и машина вроде бы готова показать, на что способна под умелым контролем рулем и газом,электроника говорит: «Нельзя!».  «СанЙонг-Актион». Даже с отключенной электроникой «Актион»не может противопоставить иным участникам теста ничего интересного. На скользкой дороге он становится опасным и плохо прогнозируемым. На входе в поворот, как правило, ведешь долгую борьбусо скольжением передней оси, вслед за которым возникает резкийи глубокий занос задней – когда он уже не нужен и только осложняет жизнь. Поэтому скользить приходится очень аккуратно.За рулем 04/2012058-(2X1_2V)-064.066.068.069_Seliger.indd 6409.03.2012 12:14:37 | СПЕЦТЕСТТРАНСМИССИИ SSANGYONG ACTYON, NISSAN JUKE, SUBARU FORESTER, SKODA YETI  Боевая лопата – напоминание о неисчерпанных человеческих возможностях.стальной защитой практически всегдаспособен к движению. А попадая иногда в ловушки, где и ему снега по бампер, «Форестер» лихо выбираетсязадним ходом. Обычный автомат здесьво благо, поскольку позволяет менятьстиль и приемы управления, стартовать то резко, как на «Йети», то, наоборот, очень мягко, тонко дозируя моментначала пробуксовки колес.Отличие нынешней автоматической трансмиссии «Субару» – в отдельной муфте, цитирую, «с электронногидравлическим управлением» дляподключения задней оси. Похоже,после рекордных 2 км бездорожья (остальные машины стольконе прошли) сдалась именно она(на панели приборов вновь никакихпредупреждений). Сначала «Форестер»потерял темп, затем и вовсе остановился, словно уперся в стенку. Они назад уже едет нехотя. Педаль газав полу, но с включенной передачей двигатель отказывается набирать обороты.И все же это лучший результат.А теперь надо дать отдых трансмиссиям.ПО АСФАЛЬТУ И ПО ЛЬДУ«Вам следовало позвонить заранее(интересно, по какому телефону? –С.В.), а лучше всего получить соответствующую бумагу в ФСБ». Никакиеуговоры пустить нас в местный музейили хотя бы в столовую пообедатьне помогли. Довольствовалисьинтернет-историями про пленныхнемцев – инженеров и конструкторов,занимавшихся разработками ракет типаФАУ здесь, в Городомле, сразу послевойны. Отправившись в пробег, решилисовместить приятное с полезным.66ДАННЫЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЯМОДЕЛЬОБЩИЕ ДАННЫЕРазмеры, мм:длина/ширина/высота/базаколея спереди/сзадиОбъем багажника, лРадиус поворота, мМасса снаряженная/полная, кгВремя разгона 0–100 км/ч, сМаксимальная скорость, км/чТопливо/запас топлива, лРасход топлива: городской/загородный/смешанный цикл,л/100 кмВыбросы CO2, г/кмДВИГАТЕЛЬРасположениеКонфигурация/число клапановРабочий объем, смзСтепень сжатияМощность, кВт/л.с.Крутящий момент, Н.мТРАНСМИССИЯТипКоробка передачПередаточные числа:I/II/III/IV/V/VI/з.х.Главная передачаSSANGYONGACTYONNISSAN JUKESUBARUFORESTERSKODA YETI4410/1830/1710/26501573/1558486/13125,51672/226010,0179ДТ/574135/1765/1570/25301525/1525205/785н.д.1385/19108,4200А95/504560/1780/1700/26151530/1530450/16605,31495/н.д.10,2185A95/604223/1793/1691/25781541/1537405–510/1580–17605,21540/20859,0192А95/557,9/5,5/6,410,2/6,0/7,612,5/7,5/9,310,6/6,8/8,0169дизельный175бензиновый220бензиновый189бензиновыйспереди поперечно спереди поперечно спереди продольно спереди поперечноР4/16199816,5129/175при 4000 об/мин360при 2000–3000 об/минР4/1616189,5140/190при 5600 об/минОп4/16249810,0126/172при 5800 об/мин240при 2000 об/мин235при 4100 об/минполноприводная полноприводнаяМ6A6 (CVT)3,54/1,91/1,18/0,81/ 2,35–0,39/1,750,73/0,63/3,912,975,8ХОДОВАЯ ЧАСТЬПодвеска: спереди/сзадиРулевое управлениеТормоза: передние/задниеРазмер шин«Мак-Ферсон»/«Мак-Ферсон»/многорычажнаямногорычажнаяреечное с электро­ реечное с электро­усилителемусилителемдисковыедисковыевентилируемые/вентилируемые/дисковыедисковые215/65R16215/55R17Р4/1617989,8112/152 при 4300–6200 об/мин250при 1500–4200 об/минполноприводная полноприводнаяA4A6 (DSG)2,79/1,55/1,00/ 3,77/2,09/1,47/1,10/0,69/–/–/2,271,20/0,93/4,553,95 (I–IV)/4,443,09 (V–VI)*«Мак-Ферсон»/многорычажнаяреечное с гидро­усилителемдисковыевентилируемые/дисковые225/55R17«Мак-Ферсон»/многорычажнаяреечное с электро­усилителемдисковыевентилируемые/дисковые225/50R17*Для I–IV/V–VI передач.За рулем 04/2012058-(2X1_2V)-064.066.068.069_Seliger.indd 6609.03.2012 12:14:39 | СПЕЦТЕСТТРАНСМИССИИ SSANGYONG ACTYON, NISSAN JUKE, SUBARU FORESTER, SKODA YETI  Это не вездеход на воздушной подушке, а отслуживший свой векселигерский «трамвай». На верхней палубе слева направо: КонстантинЯкубов (фотограф в кадре!), Денис Панов, Сергей Воскресенскийи Александр Крапивин. Кнопку затвора нажал Михаил Кулешов.  Температура воздуха в области головы водителя.  Температура воздуха в ногах водителя.ТАК ОТХОДЯТ СТЕКЛА ПОСЛЕ МОРОЗНОЙ НОЧИ  «Ниссан-Джук».  «СанЙонг-Актион».  «Субару-Форестер».  «Шкода-Йети».  Температура воздуха в ногах заднего правого пассажира.68За рулем 04/2012058-(2X1_2V)-064.066.068.069_Seliger.indd 6809.03.2012 12:14:44 МодельЗАМЕРЫ ЗРSSANGYONGACTYONNISSANJUKEМ1, кг (%) 1080 (61) 867 (60)М2, кг (%) 689 (39) 586 (40)M 1453(M1+M2), кг 1769h, мм175*145290280h1, ммSUBARUFORESTERSKODAYETI843 (53)736 (47)923 (58)656 (42)15791579215*305170*230*По защите двигателя.ПАРАМЕТРЫ ГЕОМЕТРИЧЕСКОЙПРОХОДИМОСТИ (замеры «За рулем»)ОТОГРЕЙ-КА!Испытать климатические установки машинреальным морозом – упустить такую возможность мы не могли.Режим Auto, задатчики температуры –на максимум, воздуховоды на переднейпанели направлены вверх и в сторонуот градусников, расположенных в областиголовы водителя, в его ногах и в ногах пассажира справа. В «Йети» при автоматическойнастройке температура выставляется толькона +22 ºC. Если крутануть в сторону болеевысоких температур, отключается автомат.В этот раз машины прогревали по комбинированной схеме: 20 минут стоя на месте,потом еще столько же в движении. Попробуем понять характеры современных моторов,некоторые из которых буквально отказываются прогреваться без рабочих оборотови нагрузки. К утру на градусниках –25 ºC.Заведется ли дизельный «Актион»?МодельSSANGYONGACTYONПросвет, мм175205195Угол, град.24α30β17γa*bcNISSANJUKESUBARUFORESTERSKODAYETI180170145215225220170190210313215343319203116,5*а = h.  «Ниссан-Джук». Ай да малыш! Простозадушил теплом и водителя, и пассажира,прогревшись заметно быстрее остальных.Отличный результат, но с серьезной помаркой: ветровое стекло так и не оттаяло.Вывод: иногда лучше воспользоваться ручным регулированием потоков.  «Шкода-Йети». Здесь раздельныйклиматик, ветровое стекло со встроеннымэлектроподогревом. Выходит, инженерыпрекрасно осведомлены о зимних особенностях их турбодвигателей: пока не тронулсяс места, мотор ни в какую не желает греться, а значит, и обогревать салон. Это оченьхорошо видно на графиках.  «Субару-Форестер». Все очень стабильнои четко. Салон в целом прогревается правильнее, чем у «Джука», хотя и чуть медленнее.В помощь быстро очищающемуся ветровомустеклу – электроподогрев в зоне дворников.Претензии в основном к управлению климатической установкой: мелкие символы и тумблерыне дают быстро сориентироваться. Да и шумно:в автоматическом режиме климатик почти всевремя работает на максимальной скорости.  «СанЙонг-Актион». Завелся, и довольно уверенно! Более того, этот дизельбез всяких вспомогательных систем при–25 ºC за бортом способен отогреть салон.Да, медленнее, чем «Джук» и «Форестер»,но достаточно стабильно.Но смогли насладиться лишь зимнейприродой да широченным (метровпятнадцать-двадцать) трехкилометровым «шоссе», проложенным из Осташкова, а точнее, от полуострова Кличенпрямо по льду Селигера. Интересно,что все кораблики в бухте названы на Б:«Борец», «Буря», «Буран»… Случайно?Кроссоверы после снежного пленаотряхнулись, вкусили хороших дорог.А наши симпатии сместились в сторонуудобства, комфорта и сбалансированности ездовых возможностей. «ШкодаЙети» – недешевый, не без недостатков,но поистине удобный и практичныйавтомобиль. Мотор и коробка передачотлично понимают друг друга.Убедившись во вседорожных возможностях «Форестера», оценилиавтомат на шоссе. Он рассчитан скореена взвешенную, спокойную езду. Темболее что и песня оппозитного моторазвучит нынче без былого культовоговеличия.Остались «Джук» и «Актион».На загородных трассах последнийинтереснее. Здесь становишься поклонником его удобного дизеля, на высшихпередачах усмиряющего свой турбо­нрав, но не теряющего прыти.«Джук» – городская штучка. Всеэксперты в один голос заявили, чтодаже в спортивном режиме моторна обещанные 192 «лошади» как-тоне едет. Я, вдоволь поэкспериментировав, остаюсь приверженцем промежуточного, моментного стиля, а не езды«педаль в пол». Именно под такуюманеру вариатор подстраивается наиболее охотно.За рулем 04/20112058-(2X1_2V)-064.066.068.069_Seliger.indd 696909.03.2012 12:18:39