324
325
326
327
328
КЛАССИКИLAND ROVER 80БЕЗ ГРАНИЦ | ЖИВЫЕ324 За рулем 04/2012324-328_LandRover80.indd 32409.03.2012 13:17:35 ДРУГЧЕЛОВЕКАЭпитеты «легендарный», «знаменитый»,«культовый» от частого употреблениятеряют сочность и яркость. Но такой автомобильвновь наполняет их смыслом. С «Ленд-Ровером»1949 года подружился Сергей Канунников.Фото Александра Кульнева.Ивпрямь – мальчишество! Вдруг ловлю себяна том, что все смелее пускаю автомобильв галоп по кочкам, штурмую мокрые косогоры,нахально лезу в довольно глубокую колею.А ему, похоже, это нравится. И он, и я словно забыли,что 1,6-литровый мотор всего-то в 50 л.с., шины, хотьи зубастые, по нынешним меркам детские – 6.00-16,кузов и дверки такие, что при пересечении бродавода так и норовит залить ноги. И главное – ему уже63 года!ДИТЯ ПОЛЕЙ И ОГОРОДОВСкажи кто-нибудь в конце 1940-х, что прямых наследников этого автомобиля будут производить и покупать в ХХI веке, фантазера подняли бы на смех. Причем в первую очередь – создатели машины.Инженер Морис Уилкс и руководство компании«Ровер», уважаемой, но переживающей в первыепослевоенные годы не лучшие времена, смотрелина эту модель как на некий эрзац транспортногосредства, призванный помочь в первую очередь небогатым британским фермерам, производителям главного послевоенного дефицита – продуктов.Через несколько лет жизнь, несомненно, улучшится и покупатели вновь станут больше интересоваться нормальными легковыми «роверами» – солидными, комфортабельными и недешевыми. Наверное,в компании думали и об армии, ведь война былаочень и очень вероятна. После речи сэра УинстонаЧерчилля, прозвучавшей в Фултоне в 1946-м, сомнений в этом у многих уже не было. Но все же перваязадача, за которую в «Ровере» взялись годом позже, –создать автомобиль для фермеров. Тем более чтограницы империи, а значит, поля, на которых можнособирать урожай, стремительно сужались: в 1947-мнезависимость получила Индия, а в самом начале1948-го и Бирма.За рулем 04/2012 325324-328_LandRover80.indd 32509.03.2012 13:24:29 КЛАССИКИ| ЖИВЫЕLAND ROVER 80  Салоном назвать это, конечно,трудно. Но в металлическойпростоте есть обаяниескромности и силы.  Спереди теоретически могут сидетьтрое – поджарых и выносливых.Была еще одна задача, которуюправительство Георга VI поставилоперед британской промышленностью, – производить товары на экспорт. А вдруг и эта машина со стольземным названием «Ленд-Ровер», –выбранным, вероятно, чтобы отделитьее в сознании покупателей от легковых«роверов», – заинтересует кого-тоза пределами Туманного Альбиона?И вот Морис Уилкс, взяв за основу американский «Виллис-МВ», завоевавшийсердца европейцев еще во время войны,создал простую, отчасти даже примитивную машину.Проще некуда! Лестничная рама,кузов с максимально прямыми панелями. Их, правда, делали из алюминия,но не из желания идти в ногу с техническим прогрессом и даже не дляборьбы с коррозией, а по причинедефицита тонкого стального листа.Получилось дороговато, зато полегче.Ведь моторчик не могучий. Тщедушная щеточка стеклоочистителя толькоперед водителем, дверные ручкитолько внутри. Снаружи их доставаличерез карманы в тенте съемных верхних панелей дверей. Об отопителев таком автомобиле и говорить-тонеприлично. Поскольку машинузадумывали как нечто среднее междуавтомобилем и трактором, на первомобразце руль был посредине, а справаи слева от него – два узеньких плоскихстульчика. Но в серии от концепцииCenter Steel все-таки отказались.Простейшие, зато прочные рессорные подвески, полный привод. На немтоже немного сэкономили. Передниймост приводится через хитрую муфту,которая отсоединяет колеса на сбросегаза. Для ее блокировки, в том числедля движения задним ходом, нужновытянуть кольцо в полу, предварительно включив пониженный ряд передач. Впрочем, довольно скоро от недорогой, но капризной конструкцииотказались в пользу полного приводас блокируемым дифференциалом.Первый международный показ«Ленд-Ровера» состоялся в 1948-м,на забытом теперь автосалоне326 За рулем 04/2012324-328_LandRover80.indd 32609.03.2012 13:17:50   Штатная комплектация «Ленд-Ровера»предусматривала две запаски: на капоте и в кузове,между откидными лавками.ЗЕМНАЯ ИСТОРИЯ  Спидометр, указатель уровнятоплива, амперметр, несколько ламп. Что ещенужно отважному путешественнику?!в Амстердаме. И вскоре машину запустили в производство. Причем поначалу сборка была стапельная.ГЕРОЙ КАПИТАЛИСТИЧЕСКОГОТРУДАДетские впечатления от «ЛендРовера» – книги и фильмы про путешествия в невиданных Азии и Африке.В книгах он именовался, как правило,просто лендровером, без кавычек,словно одна из экзотических зверушек,обитающих в джунглях. Был, помнится,некий сериал про зоологов в Африке,которые с помощью обезьянки Джудии «Ленд-Ровера» совершали всякиедобрые дела. Грубоватая, массивнаямашина в сериале играла заметнуюроль. Немногим меньшую, нежелильвы, слоны, носороги и даже экспансивные зоологи. Впрочем, тот «ЛендРовер» был более поздним, а этотнастоящий: первая серия, год рождения – 1949-й!Кто говорил, что ГАЗ-69 прыгает по-козлиному? В том числе и я,пока не поездил на этой машине. Нет,наш отечественный «козлик» тоже,конечно, не слаб, но на конкурсе прыгучести «англичанин» c базой всего чутьбольше 2 метров (80 дюймов), думаю,победил бы.Посадка, если продолжить сравнение с «газиком», даже потеснее:при плотном телосложении животом практически упираешься в руль.К высоким педалям, если приходилосьездить на аналогах того времени, привыкнуть несложно.Моторчик в 50 л.с. (опять жеблизко к 69-му) тянет прилично, особенно на низах. Рычаги четырехступенчатой коробки передач и раздаткивполне понятные и не требуютСерийный «Ленд-Ровер 80» (база 2032 мм),оснащенный 50-сильным двигателем1,6 л и 4-ступенчатой коробкой передач,появился в 1948 году. В 1954-м базу увеличили до 86 дюймов (2184 мм). Появились2- и 2,25-литровый бензиновые моторы.С 1958 года выпускали автомобилисерии II, с базой 88 дюймов (2235 мм) или109 дюймов (2769 мм). С 1961-го пошласерия IIА, на которую ставили 62-сильный дизель 2,25 л. На машины серии III,стартовавшей в 1971-м, помимо этогодизеля устанавливали бензиновые моторы:4-цилиндровый 73-сильный, 6-цилиндровый 86-сильный и 91-сильный V8. С 1983-гостроили модели 90 (2286 мм), 110 (2794 мм),затем 127 (3226 см). Имя «Дефендер»появилось в 1989-м.«Ленд-Ровер» делали во множествемодификаций: пикапы и бронированныеверсии для армии, облегченные машиныдля десанта и даже бескапотные – ForwardControl. Автомобили собирали в Испании,Турции, Бразилии, Пакистане, Малайзии,ЮАР. До 1985 года в Британии выпустилиболее 1,4 млн. машин, в том числе серии I(1948–1958 гг.) – 218 327 экземпляров.За рулем 04/2012 327324-328_LandRover80.indd 32709.03.2012 13:27:58 КЛАССИКИ| ЖИВЫЕLAND ROVER 80зверских усилий. А самое удивительное, учитывая возраст и классавтомобиля, – довольно легкийна ходу руль и хваткие, даже резковатые тормоза.Конечно, на прямой, стоитразвить более-менее приличнуюскорость, нужно постоянно корректировать траекторию. Эка невидальдля машин того времени!Он удивительно поднимаетсамооценку водителя, посколькусам многое может и многое прощает. При этом не напрягаеткаким-то уж особо сложным илитяжелым управлением. Удивительное сочетание!  На ранних машинах стояли флажковыеуказатели поворотов.БОЖЕ, ХРАНИ КОРОЛЯ!Жизнь «Ленд-Ровера», запланированная его создателямина несколько тяжелых для британской экономики лет, растянулась на шесть десятилетий и покане закончилась. К слову, и заданиеправительства фирма выполнила:уже в первый год 80% машин продали за пределами Туманного Альбиона. А уж в каких только странах«ленд-роверы» не ездили позднее…И в каких количествах! В 1954-мавтомобиль подарили на 80-летиеЧерчиллю. Фото, где сэр Уинстонпозирует возле машины с номеромUKE80, печатали многие автомобильные издания.В событиях мирового масштаба недостатка не было. Холодная война все-таки не перерослав горячую, европейские странытеряли заокеанские колонии, джазпотеснил рок, мир видел студенческие бунты и пережил сексуальнуюреволюцию, появлялись невиданные автомобильные конструкции,пришло увлечение передним приводом, а потом и полным, менялисьпрезиденты и генеральные секретари… Но в Британии по-прежнемухранили традиции и верность вечным ценностям. Темза не потечетв обратную сторону, стрелки часовна Биг-Бене не собьются с пути,королева (дай ей бог здоровья!)пообщается и с не выбраннымиеще президентами, электрическиерозетки, вероятно, по-прежнемубудут отличаться от континентальных, а «ленд-роверы» (с 1989-го –по имени «Дефендер») будут находить себе горячих поклонников.Автомобиль изменился, но егоконцепция, философия – прежние.Разумеется, разговор о современном«Дефендере» – другая песня, но ведьрожденная из той стариннойбаллады.К нему проникаешься теплотой, словно к почтенному дедушкев окружении множества внуков.Но это не единственная причина.Автомобиль – очень хороший,с характером, грубоватый, но прямой, честный и трудолюбивый.С таким хочется дружить, а еслиподружился – не расставаться.328 За рулем 04/2012324-328_LandRover80.indd 32809.03.2012 13:17:58