Смерть мотору: греть или не греть современный двигатель?

Гены подсказывают: греть мотор надо! Этому учили отцы и деды. Но вот инструкции к новым иномаркам иного мнения: сел в холодную машину, завелся и — в путь! Кто же прав? В поисках ответа надо увязать три фактора: экологию, экономику и ресурс двигателя. Мотор полностью построен на компромиссах, и проблема холодного пуска — не исключение. C темой прогрева двигателя, которая всегда будет актуальной, в очередной раз пытаются разобраться Михаил Колодочкин и профессор кафедры ДВС Санкт-Петербургского политехнического университета Александр Шабанов.

КАК ГРЕЕТСЯ МОТОР

Полностью прогретым мотор будет тогда, когда все его детали и рабочие жидкости выйдут на рабочие температуры, то есть при фиксированном режиме работы перестанут меняться. Быстрее всего прогревается охлаждающая жидкость — это тот процесс, который мы видим по изменению положения стрелки на указателе температуры. С ней же прогреваются детали верхней части двигателя (поршни, цилиндры, головка) — темп практически тот же. А вот масло в поддоне греется значительно медленнее. Откуда это видно? У кого есть бортовой компьютер, замечал, наверное, что даже после достижения нормальной температуры охлаждающей жидкости расход топлива на холостых может еще какое-то время уменьшаться. Это как раз и связано с медленным прогревом масла. И наконец, дольше всего греется нейтрализатор, а вместе с ним выходит на рабочий уровень токсичность отработавших газов. Но все скорости прогрева зависят от режима работы двигателя.

Tab1

Tab1

СОПРОТИВЛЕНИЕ ДВИЖЕНИЮ

Почему мотору не нравится мороз? Главная причина в том, что любое моторное масло густеет на холоде. А при определенных температурах вообще может перестать течь. Минеральные масла — уже при минус 20…25 °С, лучшие синтетики — при минус 45…55 °С. В итоге узлы трения работают «всухую», резко возрастают мощности механических потерь, которые требуют лишнего бензина. Но когда мотор быстрее выйдет на нормальный уровень механических потерь? Если стоять и греться или если сразу после пуска отправиться в дорогу? Это даст ответ на вопрос об экономии — ведь лишние потери требуют дополнительного топлива.

Проверим, сколько топлива скушает обычный впрысковый двигатель при одинаковых пробегах, но разных алгоритмах прогрева. Немного о пациенте. Чистый «европеец» 2005 года выпуска, 1,6 л рабочего объема, заявлен как Евро-4. Всю сознательную жизнь провел в России, но, кроме технического обслуживания, ничего в нем не делалось. Итак, три программы прогрева. Первый вариант — «дедовский»: полностью прогреть мотор и только после этого поехать. Второй — согласно инструкциям современных автомобилей: «пустил и поехал». А третий — это тот, который чаще всего можно встретить: завелись, смахнули снег, помахали лопатой (в общем — потянули время), а догреваем машину уже в поездке. На улице — минус 15. Аккумулятор хороший, в поддоне — дорогая синтетика. Пробег — от стоянки до работы: это около 5 километров, причем без пробок! Помечтать-то можно…

Итак, вариант 1. Пускаемся. Стрелка тахометра устанавливается на отметке «1200», компьютер показывает мгновенный расход топлива 2,5 л/ч. Через минуту расход снижается до 1,9 л, через 10 минут — до 0,9 л. Тогда же видимые изменения на бортовом компьютере заканчиваются — стрелка на указателе температуры не доползает даже до 50 градусов и встает намертво. Для надежности ждем еще 10 минут — расход топлива уменьшается до 0,8 л/ч, что пока больше, чем обычные 0,6, наблюдаемые при полном прогреве всего мотора. Лучшего результата достичь не удается — поехали! Едем на фиксированном режиме, третья передача, 50 км/ч, светофоров по дороге нет. Расход по компьютеру — 6,4…6,6 л/100 км. Всего потратили на прогрев 0,45 л, на дорогу — около 0,33 л. Итого — около 0,8 литра.

Вариант 2 — сели, завелись и сразу поехали. Машине это не очень понравилось, и она для начала выдала расход больше 10 л. Потом он начал быстро снижаться, но из-за короткого заезда до прежних 6,5 так и не дополз — остановился на 6,8 л. Итого израсходовали всего 0,45 л. Плюс экономия 20 минут драгоценного времени. Экономия, вроде, есть, но внушительной она кажется только на малых пробегах.

Вариант 3 — после пуска грели мотор 5 минут, пока отскребали лед со стекол. Стартовали с расхода на холостых 1,3 л/ч. Начало пробега ознаменовалось цифрой 7,6 л/100 км, к концу заезда вернулись на 6,6. Итого с учетом пробега — 0,55 л. Лучше, чем в первом варианте, но немного хуже, чем во втором.

Страницы

← предыдущаяследующая →

123

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии (99)

Самые новые

надо греть и лучше с помощью этого ссылка

Ответить#
0

Главное чтобы стекла стали прозрачны: отмерзли зимой или высохли летом, все это от скорости печки и воздуходува зависит.

Ответить#
0

В своё время я участвовал в исследованиях по влиянию триботехнических составов («присадок») на смазочный процесс в подшипниках коленчатого вала ДВС в период пуска. Этому посвящена статья (перейти по ссылке) ссылка
Думаю, она ответит на некоторые вопросы читателей.

Ответить#
0

главная СУТЬ — нагружать непрогретый движок вредно.
кроме сказанного о смазке и т.п.  —подвижные части двигателя изготорлены из разных металлов, разные металлы имеют разные коэффициэнты расширения при повышении температуры, на  холодном движке зазоры не оптимальны, в той же поршневой.
—----
хотелось бы напомнить автору что судить о «легкости» работы двигателя по показаниям мнговенного расхода не есть оптимально.
не следует забывать двигло на холостых крутит не токо сам себя но и генератор,
(как минимум) а вот генератор после заводки как раз занят усиленной зарядкой АКБ, слегка проголодавшегося после стоянки и заводки.

общие выводы верны.
совсем холодный двигатель нагружать оченно нинадо, в мороз мучше даже
сцепление при запуске выжать и подержать минутку опосля запуска, так же другие нагрузки — в минимум ( свет, климат, музыку ).

если очень нет времени ждать пока прогреется то ехать плавненько и спокойненько, не газовать но и не в натяг.

Ответить#
0

Не надо греть на современных двигателях. Давным-давно. Нет необходимости.

Доказательство: Honda Civic 2008, приобретена у дилера в 2008 году. Не прогревалась НИКОГДА. 120 ткм, 7, 5 лет — полет нормальный! (Максимум, 30–60 секунд дать двигателю давление масла набрать.)

Ответить#
0

120 и. км это детский пробег, вас спасает вовремя замена масла. Помню у меня была НИВА, до 120 т . км. я пердел от счастья, а потом капиталил двигатель. Хотя можете и не греть, ваше дело..

Ответить#
0

современный двигатель отличается от не современного только тем что подачей топлива, углом ОЗ и вообще его работой управляет электроника.
механическая схема осталась прежней, добавились лишние источники проблем — турбины, дополнительные клапана и распредвалы.

на крабюраторном авто на холодную пришлось бы ехать либо излишне газуя
либо на вытянутом подсосе, чтобы не заглохнуть.
инжекторное двигло не заглохнет, ЭБУ будет тупо прыскать больше топлива,
но из этного не следует что для двигателя это не вредно

Ответить#
0

Кстати, а почему же ни в одной инструкции по эксплуатации современного автомобиля не сказано про прогрев, а? Все автопроизводители — дураки?

Ответить#
-1

Автопроизводители совсем не дураки. Только с чего им заботиться о сохранности вашего двигателя? В интересах автопроизводителя чтобы машина дольше чем 5–6 лет не жила в принципе.

Ответить#
+1

Вы инструкцию читайте лучше! В тойота камри, там есть пару строк)

Ответить#
0

так это, чем блин «современней» двигло тем оно капризней и тем больше с ним проблем.
те же фв 90-х ездили 300 тыщ км без проблем ( грм + маслосьемники + гидрокомпенсаторы )раз в 100 тыщ — не проблема.
теперь в фв поло седан при 100 тыщ часто случается полный дец поршневой..а в других движках гиморов на до 100 ккм намного больше чем в древних, потому что качество уже не то а обвесов больше.

вообще пожохе что авто скоро станут одноразовыми.
типа 100 тыс — и под пресс, и кузовуху красят акварелью и движки все более одноразовые.

Ответить#
+1

Какая нахрен минута!?? Мне нужно минут 5–10 только для того, чтобы стекла отогреть и обороты выравнять! Не слушайте этого очкарика! В сильный мороз греть надо минут 10–15 как минимум!

Ответить#
0

А на кой их отогревать? Нет скребка что ли?

Ответить#
0

исп две машины гольф 2010 пежо 2010 зимой в пежо завод норм через 1015 мин тепло то в гольфе можно пол города проехать пока нагреетсяи расход большой разные двигателипежо при мин 2025 заводится с пол оборота без проблем🚺

Ответить#
0

Смешались в кучу кони, люди, и навоз в голове автора (с) кто то великийЦитата: .. Быстрее всего прогревается охлаждающая жидкость — это тот процесс, который мы видим по изменению положения стрелки на указателе температуры. С ней же прогреваются детали верхней части двигателя (поршни, цилиндры, головка) — темп практически тот же...Охлаждающая жижа не соприкасающаяся непосредственно с продуктами сгорания(в отличии от поршней и цилиндра), а отбирающая тепло у блока цилиндров нагревается быстрее и поршня и быстрее того самого блока от которого она нагревается. Бинго!!! Закон сохранения энергии повержен в адъ!

Ответить#
0

Молодец, Бармалей, правильно говоришь..Автор данного опуса очень далёк и от законов физики, и от устройства ДВС. Видимо, поэтому и работает в журнале «За рулём»)))

Ответить#
0

И что нам от этого? Аргументируйте штоле))

Ответить#
0