Центр мониторинга МЧС: спасти и сохранить

Сократить число пострадавших при автомобильных авариях — задача специального формирования МЧС России. Как работает центр мониторинга ликвидации последствий ДТП и как изменяется коэффициент реагирования пожарно-спасательных подразделений МЧС, рассказывает Сергей Смирнов.

В прошлом году в 184 тысячах аварий погибло свыше 23 тысяч человек, а раненых — на порядок больше. Что сделать, чтобы свести число жертв к минимуму?

Центр анализа

Полностью избежать аварий на дорогах и нарушений правил невозможно в принципе, но минимизировать последствия водительских ошибок — реально. С этой целью и создали специальный центр мониторинга ликвидации последствий ДТП при МЧС России, который функционирует с 2007 года.

Раньше спасательные подразделения МЧС действовали, что называется, по старинке. Получив информацию о серьезной аварии, спасатели выезжали на место происшествия, не имея исчерпывающих сведений о придорожной инфраструктуре в зоне катастрофы. Взаимосвязь между МЧС, ГИБДД и медицинскими организациями фактически отсутствовала. Нередко получалось, что спасатели прибывали на место первыми, вызволяли из автомобиля пострадавшего, оказывали ему первую помощь — а медики приезжали слишком поздно, когда человека уже нельзя было спасти… У многих спасательных подразделений не хватало опыта и навыков работы с последствиями сложных ДТП. Да и современное оборудование было в дефиците, особенно в небогатых регионах.

На базе центра функционирует информационно-аналитическая система в области ликвидации последствий ДТП — базовая в МЧС России. Благодаря системе собирается первичная информация о ликвидации последствий ДТП подразделениями МЧС по всей стране.
На базе центра функционирует информационно-аналитическая система в области ликвидации последствий ДТП — базовая в МЧС России. Благодаря системе собирается первичная информация о ликвидации последствий ДТП подразделениями МЧС по всей стране.

Специалисты созданного центра, проанализировав тысячи аварий с пострадавшими, на основе полученных данных создали типовые схемы столкновений и разработали технологии спасения пострадавших. Для спасателей организовали специальные программные комплексы с использованием компьютерных моделей типовых аварий. Для подготовки специалистов экстренных служб в МЧС России созданы специализированные учебно-тренировочные комплексы в Центральном, Южном, Северо-Кавказском, Дальневосточном, Сибирском федеральных округах.

В центре создан и используется всеми подразделениями МЧС единый банк данных, в который внесены объекты инфраструктуры вдоль дорог или в непосредственной близости от них (АЗС, подразделения ГИБДД, больницы, пожарные части). Выезжая на место происшествия, сотрудники в онлайн-режиме получают исчерпывающую информацию, куда обратиться за дополнительной помощью. Кроме того, сейчас все пожарно-спасательные подразделения оснащены современными техническими средствами, в том числе для извлечения людей из разбитого автомобиля.

МЧС в помощь

Благодаря работе центра удалось увеличить число выездов пожарно-спасательных подразделений на аварии с пострадавшими. Если в 2010 году такие подразделения выезжали лишь на каждое второе ДТП, в котором пострадали люди, то в 2015‑м — уже на девять из десяти. Сократилось и время прибытия специалистов МЧС к месту аварий: в 2010 году оно составляло в среднем десять минут, сейчас — шесть с половиной. А каждая минута после происшествия на вес золота.

Специалисты Центра мониторинга ликвидации последствий ДТП в своей деятельности используют современные информационно-телекоммуникационные технологии.
Специалисты Центра мониторинга ликвидации последствий ДТП в своей деятельности используют современные информационно-телекоммуникационные технологии.

В 2015 году более 52 тысяч человек, попавших в серьезные аварии, были спасены. При этом треть пострадавших спасатели вытаскивали из покореженных автомобилей. Большинство из получивших травмы остались живы благодаря оперативным и четким действиям сотрудников МЧС. Еще 100 тысячам пострадавших спасатели оказали первую помощь. А психологическую помощь получили более 400 тысяч участников дорожно-транспортных происшествий.

В прошлом году спасатели выезжали на ДТП свыше 135 тысяч раз; 84% выездов пришлось на аварии с пострадавшими, а 12% — на происшествия с участием пешеходов. Естественно, речь только о серьезных авариях, когда есть угроза здоровью и жизни людей.

Для оценки эффективности работы МЧС применяется так называемый коэффициент реагирования. Это доля участия пожарно-спасательных подразделений в ликвидации последствий серьезных аварий. В идеале, когда спасатели оказывают помощь во всех ДТП, коэффициент будет равен единице. Сегодняшняя картина отражена в таблице: показатели неплохие, но есть к чему стремиться.

Стремление к нулю

Помимо пожарно-спасательных отрядов есть еще бригады скорой помощи. Выживет пострадавший в аварии человек или нет, в большой степени зависит от того, насколько оперативно прибудет на место происшествия бригада медиков. Как показывает практика, тут до идеала пока далеко.

На МЧС надейся, но сам не плошай: если пренебрегать элементарными требованиями безопасности— не пристегиваться, перевозить детей без детских кресел, — то последствия возможной аварии будут намного тяжелее. Не создавайте лишней работы спасателям! А о том, как они работают, мы расскажем в следующий раз.




Виталий Сломянский, куратор центра мониторинга ликвидации последствий ДТП:

— За девять лет работы центра нам удалось существенно улучшить взаимодействие между нашими службами и другими ведомствами, чтобы максимально оперативно реагировать на все ДТП с пострадавшими. Постоянные учения, которые проводятся всеми подразделениями МЧС в России по нашим разработкам, помогают проводить реальные спасательные операции на самом высоком уровне.

Фото: Онлайн-редакция
Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии (1)

По моим, безусловно субъективным, наблюдениям, статистика нарабатывается пузатыми неопрятными мужиками без документов, которые приходят на место мелкой жестянки, ходят вокруг, щёлкая фотоаппаратом, пока их не погонят прочь обе стороны. Зато потом можно доложить, что «увеличилось число выездов».

Ответить#
0