Аварии с неисправными авто: изучили статистику за 6 лет

Основной аргумент, которым объясняют закручивание гаек с техосмотром, — большое количество аварий «из-за эксплуатации неисправных транспортных средств». Но это не совсем так: формулировка явно подкачала.

Шум вокруг техосмотра — с чего все началось?

14 марта 2016 года во время заседания президиума Госсовета, посвященного вопросам безопасности дорожного движения, губернатор Владимирской области Светлана Орлова заявила: «Необходимо модернизировать систему проведения технического осмотра путем формирования государственной политики в отношении процедур его проведения и принятия мер, обеспечивающих контроль и государственный надзор за организацией его проведения, исключающий фальсификацию результата, потому что за каждым водителем – люди, их жизни».

Поручение модернизировать систему техосмотра вошло в перечень поручений по итогам Госсовета, и вот сейчас мы наблюдаем кульминацию исполнения сказанного. В качестве основного и центрального аргумента для принятия такого решения была взята статистика ГИБДД, согласно которой наблюдался чудовищный рост аварий по причине неисправности автомобилей.

Статистика Госавтоинспекции: как они считают

На сайте ГИБДД написано черным по белому, что эти данные показывают количество аварий «из-за эксплуатации неисправных транспортных средств». В действительности же это статистика аварий, в которых одно из транспортных средств имело неисправности. Иными словами, неисправность одного из ТС была сопутствующим аварии фактором, а не причиной. При разборе аварии инспекторами были зафиксированы неисправности одного из транспортных средств, но никакой причинно-следственной связи между состоянием ТС и произошедшей аварией нет!

Вот список самых распространенных неисправностей, которые были зафиксированы после ДТП. Оцените степень их влияния на аварию и ее тяжесть.

Тип неисправности

Доля в общем количестве

Несогласованные изменения в конструкции по сравнению с серийными транспортными средствами

22,3%

Установка на одну ось автомобиля шин различных размеров, конструкций, моделей, с различными рисунками протектора, а также установка ошипованных и неошипованных шин одновременно

20,6%

Несоответствие коэффициента светопропускания стекол нормативным значениям

15,2%

Неисправность внешних световых приборов

14,0%

Могут, к примеру, разные шины на одной оси стать причиной аварии? Могут! Но могут ими и не быть, если водитель откровенно «проспал» опасный поворот и поздно начал выруливать.

Более того, эти «неисправности» выявляются у всех участников ДТП, в том числе и невиновных. Если водитель на глубоко тонированной Ладе ехал по своей полосе и никого не трогал, а в него со встречки прилетел полностью соответствующий техническому регламенту Таможенного союза Mercedes, то водитель Лады, будучи абсолютно невиновным, появится в этой статистике «аварии из-за неисправности».

При этом никто не анализирует результаты рассмотрения дел по дорожным происшествиям, равно как и не разбирается в настоящих причинах аварий, установленных автотехнической экспертизой.

Чем беднее становятся люди, тем больше будет участвовать в авариях ТС с сопутствующим фактором – разного рода неисправностями. А значит, статистика будет еще страшнее, хотя и не будет отражать истинного положения вещей. Потому что инспектор отмечает состояние дороги, освещение, время суток, дорожные знаки и, в том числе, состояние автомобилей участников ДТП – без определения виновности каждого из них.

Год

Количество ДТП

Прирост

2015

2553

30,30%

2016

5394

111,28%

2017

6455

19,67%

2018

6221

– 3,63%

2019

6734

8,25%

2020

7658

13,72%

Формулировка виновата?

Кто именно использовал термин «из-за» в статистике ГИБДД? Неизвестно. Но именно эта абсолютно неверная и искажающая реальность формулировка позволила сторонникам техосмотра много лет рассказывать с высоких трибун, что «из-за» неисправных машин гибнет больше 1000 человек каждый год и срочно надо реформировать техосмотр. И у них получилось.

Как в том анекдоте: все умершие ели огурцы, значит огурцы смертельно опасны. Правда, здесь цена не огуречная: 200 миллиардов рублей в год из кармана рядовых автомобилистов, которые мы с вами отдадим либо официально, либо не очень за процедуру техосмотра, необходимость и ценность которого стремится к нулю.

А как на Западе?

В России регулярный техосмотр воспринимается как данность, но на самом деле некоторые страны прекрасно обходятся без этого.

В большинстве регионов Австралии техосмотр требуется только для перерегистрации или продажи автомобиля, после его переоборудования (например, установки нового двигателя), а также если соответствующее предписание выпишет дорожная полиция.

Схожие нормы действуют в нескольких штатах США, а, например, на Аляске или в Арканзасе нет вовсе никаких обязательных требований к эксплуатационному состоянию транспортных средств.

В странах ЕС пригодность транспортных средств к эксплуатации регулируют 450 принятых на национальном уровне документов, конкретизирующих положения трех общеевропейских директив. Легковые автомобили обычно проходят первый техосмотр через 3-4 года после первичной постановки на учет, затем периодичность процедуры сокращается до одного раза в 1-2 года.

Техосмотром помимо государственных структур могут заниматься частные автосервисные центры, причем в некоторых странах для этого даже не нужна отдельная лицензия — достаточно располагать необходимым оборудованием. Всего в Европе действует 110 000 линий технического осмотра автомобилей, в год на них проводится 132 млн процедур. Средняя стоимость варьируется в диапазоне от €50 до €150.

За нарушение порядка прохождения техосмотра в Европе можно получить не только денежный штраф в размере нескольких тысяч евро, но и отправиться в тюрьму или временно лишиться автомобиля:


  • В Польше до 5 лет тюрьмы грозит за «скрученные» показатели одометров, которые хранятся в центральном реестре и сверяются полицией.
  • В Ирландии за езду без действующего документа о пройденном техосмотре предусмотрено до €2000 штрафа или до 3 месяцев тюрьмы.
  • Во Франции из-за проблем с техническим состоянием владельцу запрещают пользоваться автомобилем — до тех пор, пока он не устранит все выявленные неисправности.


Самым строгим и, вероятно, самым дорогим в мире считается техосмотр в Японии, известный под аббревиатурой «сякэн» (車検). В зависимости от возраста, состояния и объема двигателя его полная стоимость с учетом всех сборов может достигать 300 000 иен ($2700). Неудивительно, что собственники подержанных машин предпочитают перед истечением срока действия документа об эксплуатационной годности продавать свои авто на экспорт.




Фото на заставке: Depositphotos

Подпишитесь на «За рулем» в