24
25
26
27
28
29
АВТОРЫНОКИТОГИ 2010 ГОДАК НАШЕМУ ШАЛАШУПо скорости набора “рыночной массы” Россия обогнала США и Бразилию с их 11% роста, оставила далеко позади Японию, ограничившуюся 7%, и уступила лишь Китаю, прибавившему значительные 33,2%. Впрочем, автомобильный рынок Поднебесной – вещь в себе: он продолжал демонстрировать положительные показатели даже в самые тяжелые для мировой экономики времена. Да и куда всем остальным тягаться с 18 миллионами новых машин, которые ежегодно поглощает китайский народ? Мы же провалились глубоко – и теперь активно выбираемся из ямы. В немалой степени эту заслугу можно приписать одному крайне значимому фактору, который в последнее время приобрел характер тенденции – стремительный рост доли продаж машин иностранных марок, изготовленных в России. По сравнению с 2009 годом более чем на четверть снизился прямой импорт новых машин, в то же время общий рост производства легковых автомобилей в нашей стране за 2010 год составил 101%. Но успех “отечественных иномарок” куда более наглядно отражают другие цифры: 212,5% – именно такой умопомрачительный показатель принес нам ушедший год! При этом традиционный отечественный автопром оказалсяКРУПНЕЙШИЕ ЗАРУБЕЖНЫЕ ПРОДАВЦЫ ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ В РОССИИ В 2010 ГОДУ*Гром победы, раздавайся! Веселися, храбрый Росс! Успехи по темпам вывода из кризиса, которые демонстрирует национальный автомобильный рынок, действительно выглядят обнадеживающе: за 2010 год продажи выросли на 29,3%. Но еще более впечатляет не сам рост, а те качественные изменения, которыми он сопровождается.не столь успешен: объем продаж исконно российских марок вырос только в полтора раза. Вряд ли в ближайшее время что-либо сможет сократить экспансию русифицированных иномарок. В 2007 году они1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20(5) (4) (2) (3) (1) (7) (6) (8) (9) (12) (10) (11) (14) (15) (13) (17) (19) (18) (16) (26)“Киа” “Рено” “Форд” “Хёндай” “Шевроле” “Ниссан” “Тойота” “Дэу” “Фольксваген” “Шкода” “Мицубиси” “Опель” “Пежо” “Сузуки” “Мазда” БМВ “Мерседес-Бенц” “Ауди” “Хонда” ЗАЗ104 235 96 110 86 454 85 627 80 853 79 296 78 906 74 419 59 371 45 620 45 538 40 836 28 991 28 690 24 926 20 584 19 724 18 510 18 159 17 541+49,1 +34,5 +11,9 +17,6 +1,2 +23,9 +16,0 +44,7 +39,8 +38,6 +10,1 +19,1 +8,8 +13,2 -18,7 +25,9 +58,6 +23,3 -21,8 +138,8СТРУКТУРА РЫНКА НОВЫХ ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ ПО МЕСТУ ПРОИЗВОДСТВА198 53114,5% ИНОСТРАННЫЕ МАРКИ, ПРОИЗВЕДЕННЫЕ В РОССИИ20092010620 47535,1% 32,8%398 46929,1% ТРАДИЦИОННЫЕ РОССИЙСКИЕ МАРКИ2010 579 525 2009 201032,1%568 529771 219 ИМПОРТ 2009 ГОД200956,4%21. ТагАЗ – 17 030; 22. “Ситроен” – 15 575; 23. “Сан-Йонг” – 12 526; 24. “Лексус” – 10 981; 25. “Вольво” – 10 650; 26. “Ленд-Ровер” – 9970; 27. “Чери” – 8909; 28. ФИАТ – 8633; 29. “Субару” – 8552; 30. “Лифан” – 7700; 31. ГАЗ – 5491; 32. “Инфинити” – 4674; 33. “Грейт-Уолл” – 3637; 34. “Джили” – 1944; 35. “Порше” – 1572; 36. “Кадиллак” – 1459; 37. “Мини” – 1001; 38. СЕАТ – 955; 39. “Ягуар” – 858; 40. “Джип” – 809; 41. “Хаммер” – 612; 42. “Додж” – 273; 43. СААБ – 197; 44. “Крайслер”– 155; 45. “Бентли” – 129; 46. BYD – 77; 47. “Мазерати” – 66; 48. “Альфа-Ромео” – 56; 49. “Роллс-Ройс” – 47; 50. “Феррари” – 32; 51. “АстонМартин” – 27; 52. “Ламборгини” – 10; 53. “Лотос” – 7.*Продажи и динамика роста по сравнению с 2009 годом. В скобках – место в 2009 г.2010 ГОД24 | w w w . k u p i a u to . r u ВАД ИМ УСТ ИНОВ Из первой десятки семь моделей собирают в России, а еще одну – на сопредельной Украине. “Логан” не потерял своего двукратного преимущества над ближайшим преследователем, а на помощь ему уже движется “Сандеро”, пробившийся за последний квартал с 7-го на 6-е место. Десятку лучших скоро покинет “Гетц”, занимающий пока 4-е место, но его успех может с легкостью подхватить “Солярис”, который также вправе рассчитывать на симпатииСУМАСШЕДШИЙ СПУРТМАЛЫЙ КЛАСС*1. “Рено-Логан” 2. “Дэу-Матиз” 3. “Киа-Рио” 4. “Хёндай-Гетц” 5. “Шевроле-Авео” 6. “Рено-Сандеро” 7. “ЗАЗ-Шанс” 8. “Шкода-Фабия” 9. “Фольксваген-Поло” 10. “Сузуки-SX4” 11. “Хёндай-i20” 12. “ФИАТ-Албея” 13. “Киа-Пиканто” 14. “Хёндай-Акцент” 15. “Форд-Фьюжн”шт.%%осиротевших поклонников “Хёндай-i20”. Поразил стремительный прорыв “Рио” – с 24-го аж на 3-е место. Несомненно, машине помогла прописка на конвейере“Автотора”. Продолжает восхождение “Поло”, вооружившийся таким сильным аргументом, как новый седан, – за три последних месяца он поднялся на 5 мест.62 862 30 476 29 165 24 243 22 784 19 232 17 541 13 098 10 410 9934 6168 5601 4531 3671 331616,7 21,0 31,5 10,2 186,9 9,7 30,6 8,1 42,4 7,6 – 6,4 138,8 5,8 15,9 4,4 843,8 3,5 8,0 3,3 135,2 2,1 14,4 1,9 17,0 1,5 -62,4 1,2 -30,7 1,1* Продажи, динамика роста по сравнению с 2008 годом и доля рынка.впервые завладели большей частью российского рынка, а в прошедшем году побили отечественные модели на их родном поле – почти 52% произведенных в нашей стране автомобилей имеют нерусскую родословную. Вот оно, долгожданное возрождение национальной автомобильной промышленности, о котором так пекутся патриоты и почвенники – не надо лишь мешать процессу наступления современных конкурентоспособных технологий на старые, советских времен производства. Картина будущего аналитикам авторитетного агентства “Прайс-УотерхаусКупер” видится в том же свете: по их сценариям, продажи российских брендов в2011 году вырастут всего на 0–5%, в то время как иномаркам российского производства сулится прибавка в 40–80%. И все это, заметьте, вопреки титаническим усилиям государства поддержать АвтоВАЗ с использованием самых разных инструментов – субсидий, программы утилизации и льготного кредитования. Иностранным же компаниям приходится рассчитывать в первую очередь на собственные силы. Кстати, именно они во многом способствовали возрождению рынка кредитования – в частности, путем создания своих, “карманных” банков, деятельность которых была нацелена не столько на извлечение прибыли, сколько на стимуляциюГОРЯЧАЯ ДЕСЯТКА РУССКОГО РЫНКА 2010 Г.1 (2)“Форд-Фокус”67 0412 (1)“Рено-Логан”62 8623 (4)“Дэу-Нексия”43 9434 (3)“Шевроле-Лачетти”РАЗДВОЕНИЕ ПРЕТЕНДЕНТАИ вновь в первых рядах – автомобили местного производства, занявшие семь из десяти призовых позиций. Оставим в стороне недостижимый и вечно омолаживающийся “Фокус” и непотопляемую старушку “Нексию”. Начиная с середины весны 2010 года резко взяла разбег “Октавия”, по цена не даст “Киа” поднятьбольшей части собирающая- ся в таблице слишком высося в России. Ее ежемесяч- ко. За ним по пятам следует ные продажи увеличились в “Хёндай-i30”, который покуполтора раза, что позволило патели распробовали-таки в ей перепрыгнуть сразу че- 2010 году. Смена поколений рез пять позиций. Появился не пустила “Астру” выше пяв топ-15 и похорошевший того места, однако спрос на “Церато”. Впрочем, немалая эту машину превышает преддля корейского автомобиля ложение. “ГОЛЬФ”-КЛАСС шт. % %1. “Форд-Фокус” 2. “Дэу-Нексия” 3. “Шевроле-Лачетти” 4. “Киа-Сид” 5. “Опель-Астра-H” 6. “Шевроле-Круз” 7. “Шкода-Октавия” 8. “Пежо-308” 9. “Тойота-Королла” 10. “Мицубиси-Лансер X” 11. “Хёндай-Элантра” 12. “Ниссан-Тиида” 13. “Киа-Церато” 14. Хёндай-i30” 15. “Мазда-3” 67 041 43 943 31 885 26 647 22 341 18 857 18 256 17 427 16 417 14 225 11 948 11 814 11 406 10 731 9976 28,7 16,0 55,6 10,5 8,6 7,6 40,7 6,4 18,2 5,3 863,1 4,5 88,0 4,4 54,6 4,2 2,2 3,9 -14,2 3,4 84,9 2,9 77,9 2,8 109,6 2,7 124,8 2,6 -23,3 2,431 8855 (5)“Дэу-Матиз”30 4766 (24)“Киа-Рио”29 1657 (8)“Киа-Сид”26 6478 (9)“Хёндай-Гетц”24 2439 (12)“Шевроле-Авео”22 78410 (7)“Опель-Астра-H”22 341В скобках – место по итогам 2009 года.w w w . k u p i a u to . r u| 25 АВТОРЫНОКИТОГИ 2010 ГОДАСРЕДНИЙ КЛАСС1. “Форд-Мондео” 2. “Мазда-6” 3. “Фольксваген-Пассат” 4. “Волга-Сибер” 5. “Хонда-Аккорд” 6. “Ауди-A4” 7. “Тойота-Авенсис” 8. БМВ 3-й серии 9. “Мерседес-Бенц-C” 10. “Фольксваген-Пассат-CC” 11. “Шевроле-Эпика” 12. “Ситроен-C5” 13. “Субару-Аутбек” 14. “Опель-Инсигния” 15. “Хёндай-Соната-EF”шт. % %ПАРТНЕРЫ ПО ТАНЦАМОт первого лица НЕДОВЕРИЕ ПРЕОДОЛЕНО“Мазда” попала в сложную ситуацию, но успешно борется за восстановление своих позиций. Рассказывает директор по маркетингу “Мазда Мотор Рус” Андрей ГЛАЗКОВ: – Выбраться на твердую почву нам помог системный подход к анализу ситуации. Еще по итогам III квартала мы проигрывали в темпах роста почти 40% по сравнению с тем же периодом 2009 года. Но нам удалось убедить японцев увеличить квоту автомобилей, выделяемых российскому рынку. Ведь именно в их недоверии к возможностям восстановления российской экономики и крылась основная причина нашего падения. В результате отставание темпов роста к концу года сократилось до 18,7%. Конечно, основной прирост в 2011 году дадут бюджетные автомобили иностранных марок, произведенные в России, но наша задача на ближайшее время – удержать тот рубеж в 7% от импорта, которого мы достигли год назад.продаж. В России уже вовсю действуют “Тойота-Банк”, “Мерседес-БенцБанк-Рус”, “Фольксваген-Банк-Рус”, собственные кредитные организации есть у “Пежо-Ситроен”, БМВ, “Мицубиси”, а в ближайшем будущем появится еще и “Рено-Креди-ИнтернасьональБанк”. Остальные тоже не сидят на месте, а запускают специализированные программы типа “Форд-Кредит” или “Ниссан-Финанс”, предлагая машины на специальных условиях. И хотя в 2010 году ставки уменьшились значительно, доля автомобилей, проданных в кредит, все еще недотягивает до предкризисной: если раньше кредитной была каждая вторая машина, то сейчас лишь каждая третья. Кредитование – поистине локомотив автомобильной промышленности, особенно в России, где машины дороже, а зарплаты ниже, чем в развитых странах. И это противоречие, увы, только углубляется: автомобили продолжают дорожать, хотя зарубежные концерны открывают у нас все новые и новые производственные мощности как раз с целью сдерживать рост цен. По мнению аналитиков “Автостата”, машины ино-“Мондео” и “Пассат” российской сборки в туре вальса вокруг “Мазды-6” поменялись местами: огромный, комфортабельный, недавно обновленный “Мондео” без труда вышел на первое место. ГАЗ хочет получить максимум дивидендов от госпрограммы по утилизации, инебезуспешно: за последний квартал 2010 года продажи “Сибера” выросли на целых 88%. “Аккорд”, провалившийся в конце лета – начале осени, отыграл утерянные позиции. А вот “Авенсису” этого сделать не удалось: он так и10 961 49,7% 16,1% 9127 6,3% 13,4% 8627 -8,3% 12,7% 5491 97,5% 8,1% 3411 -32,6% 5,0% 3343 6,2% 4,9% 3079 -55,8% 4,5% 3053 23,3% 4,5% 2979 42,7% 4,4% 2557 101,3% 3,8% 2458 6,6% 3,6% 1898 -4,5% 2,8% 1625 83,4% 2,4% 1526 83,4% 2,2% 1431 -12,2% 2,1%не вернулся на свое 4-е место. С середины года набрал обороты “Аутбек”, имеющий в качестве конкурентного преимущества полный привод.шт. % %БИЗНЕС-КЛАСС1. “Тойота-Кэмри” 2. “Ниссан-Теана” 3. “Мерседес-Бенц-E” 4. БМВ 5-й серии 5. “Ауди-A6” 6. “Вольво-S80/V70/XC70” 7. “Шкода-Суперб” 8. БМВ-GT 9. “Мицубиси-Галант” 10. “Ягуар-XF” 11. “Лексус-GS” 12. “Инфинити-M” 13. “Киа-Опирус” 14. “Хёндай-Грандер” 15. “Лексус-ES”ТРАДИЦИОНАЛИЗМ ПОБЕДИЛНовая внешность 5-й серии поначалу смутила покупателей, и БМВ откатился с третьего места на пятое, уступив более традиционному Е-классу. Но уже в конце весны он вернул себе доверие благодаря превос-ходной технической начинке и начал путь наверх к утерянным позициям. Одновременно его соплатформенник БМВ-GT поднялся с 13-го на 8-е место. “Инфинити-М” призаду-16 149 8375 5515 2994 2794 2721 2207 786 596 573 502 298 220 217 194-1,8 36,3 41,8 18,8 126,7 12,4 22,3 6,7 31,3 6,3 54,5 6,1 96,4 5,0 438,4 1,8 -16,4 1,3 -0,9 1,3 0,8 1,1 -31,8 0,7 54,9 0,5 -52,2 0,5 – 0,4мался в ожидании нового поколения и не смог повторить даже невысокий результат прошлого года.% %НЕПРЕРЕКАЕМЫЙ АВТОРИТЕТСРЕДНИЕ И БОЛЬШИЕ КРОССОВЕРЫ шт.1. ““Мицубиси-Аутлендер-XL” 2. “Хёндай-Санта-Фе” 3. “Киа-Соренто” 4. “Лексус-RX” 5. “Ауди-Q5” 6. “Мазда-CX-7” 7. “Вольво-XC90” 8. “Шевроле-Каптива” 9. “Ниссан-Мурано” 10. БМВ-X6 11. “Вольво-XC60” 12. “Инфинити-FX” 13. БМВ-X5 14. “Ауди-Q7” 15. “Пежо-4007”Далеко за спиной неоспоримого лидера “АутлендераXL” ноздря в ноздрю идет четверка соперников – “Санта-Фе”, “Соренто”, RX и Q5. Но если “Хёндай” и “Ауди” находятся на спаде,то два оставшихся бойца пышут энергией. “Каптива” сильно сдала, поэтому осеннее обновление придется ей очень кстати. Окончательно покинул ряды пятнадцати13 566 30,3% 18,8% 5613 4,6% 7,8% 5373 264,3% 7,4% 5324 78,5% 7,4% 5070 13,2% 7,0% 4059 -16,0% 5,6% 3592 44,1% 5,0% 3307 -20,5% 4,6% 2980 121,2% 4,1% 2942 31,8% 4,1% 2565 317,8% 3,5% 2539 17,0% 3,5% 2536 25,4% 3,5% 2258 14,7% 3,1% 1874 -15,4% 2,6%лучших “Пилот”, поскольку машины производства 2008–2009 годов с большими скидками закончились.26 | w w w . k u p i a u to . r u ВАД ИМ УСТ ИНОВДОРОГУ МОЛОДЫМДалеко вниз откатился “Си-Макс”, давно уже требовавший внимания дизайнеров. Вместе с ним постепенно уходят с рынка снятые с производства “Матрикс” и “Кросс-Истар”. Обновленный “Ноут” вернул себе первое место, временно утерянное в середине года, но не смог занять принадлежавшую ему пятую часть рынка. Новичок “Версо”, появившийся лишь осенью 2009 года, бодро карабкается к вершине, за ним пристроился “С3-Пикассо”, прыгнувший с 15-го на 6-е место. “Пежо-3008”, которому от роду всего-то 5 месяцев, стал в этом классе 9-м.БОРЬБЫ НЕ ПОЛУЧИЛОСЬКОМПАКТНЫЕ КРОССОВЕРЫ1. “Ниссан-Кашкай” 2. “Тойота-RAV4” 3. “Ниссан-Икс-Трейл” 4. “Фольксваген-Тигуан” 5. “Киа-Спортидж” 6. “Хёндай-ix35” 7. “Киа-Спортидж”-new 8. “Хонда-CR-V” 9. “Хёндай-Туссан” 10. “Мицубиси-ASX” 11. “Ленд-Ровер-Фрилендер” 12. “Субару-Форестер” 13. “Шкода-Йети” 14. “Мерседес-Бенц-GLK” 15. “Вортекс-Тинго”шт.%%21 489 16 479 16 158 13 060 13 047 8227 7227 6095 6036 5215 3946 3887 3738 2770 255233,8 15,4 79,8 11,8 40,4 11,6 82,0 9,4 -4,9 9,3 – 5,9 – 5,2 -13,8 4,4 -57,8 4,3 – 3,7 17,6 2,8 -15,8 2,8 – 2,7 87,0 2,0 – 1,8“Кашкай” после провала в начале года, позволившего временно выйти на первые роли “Спортиджу”, восстановил дыхание и отобрал причитающееся ему по праву чемпионское место. “Киа”, впрочем, еще покажет себя, поскольку продажи нового поколения автомобиля только-только раскручиваются. В следующем годумы станем свидетелями их соперничества. Калужский “Тигуан” хоть и карабкается наверх, но догнать питерский “Икс-Трейл” не может. Кстати, ожидаемого противостояния с “Кугой” у него так и не случилось, поскольку “Фордов” по итогам года было продано всего 1122 штуки. Преемник ушедшего на заслуженный отдых “Тус-сана”, “Хёндай-ix35” пока не достиг высот предшественника, но и 6-е место за три сезона продаж – совсем неплохо. Еще один новичок – ASX также не стоит на месте: за полгода он добрался уже до 10-го места. Резко набрал с начала лета темп GLK, получивший дизельный двигатель и конкурентоспособную цену.ПОЛНЫЙ ПРИВОД СДАЕТСЯ АЗИИМИКРО-, КОМПАКТИ МИНИВЭНЫ шт.1. “Ниссан-Ноут” 2. “Опель-Зафира” 3. “Фольксваген-Гольф-Плюс” 4. “Хёндай-Матрикс” 5. “Тойота-Версо” 6. “Ситроен-C3-Пикассо” 7. “Фольксваген-Туран” 8. “Мерседес-Бенц-B” 9. “Пежо-3008” 10. “Киа-Каренс” 11. “Шкода-Румстер” 12. Форд-Эс-Макс” 13. “Ситроен-C4-Пикассо/ Гранд-C4-Пикассо” 14. “Форд-Гэлакси” 15. “Рено-Сценик/Гранд-Сценик” 4787 3806 2633 2284 2028 2003 1044 1007 861 856 805 549 527 442 441УНИВЕРСАЛЬНЫЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ шт. ВСЕДОРОЖНИКИ1. “Сузуки-Гранд-Витара” 16 457 2. “Тойота-Ленд-Круизер-Прадо” 12 652 3. “Сан-Йонг-Кайрон” 8967 4. “Тойота-Ленд-Круизер-200” 8699 5. “Фольксваген-Туарег” 5668 6. “ТагАЗ-Тагер” 5082 7. “Мицубиси-Паджеро-Спорт” 3751 8. “Мицубиси-Паджеро” 3262 9. “Грейт-Уолл-Ховер” 2708 10. “Лексус-LX” 2503 11. “Мерседес-Бенц-ML” 2392 12. “Мерседес-Бенц-GL” 2371 13. “Ленд-Ровер-Дискавери” 2347 14. “Сан-Йонг-Рекстон” 1870 15. “Лексус-GX” 1828%%%%-12,2 18,4 50,9 14,7 10,1 10,1 -32,9 8,8 331,5 7,8 273,7 7,7 23,6 4,0 58,3 3,9 – 3,3 14,6 3,3 8,5 3,1 -54,5 2,1 5,6 -32,6 -33,8 2,0 1,7 1,7В этом классе заметна активность азиатских моделей: “Кайрон” на 3-м месте, “Ховер” – на 9-м, “Рекстон” – на 14-м. И если “Кайрону” успех не в новинку, то два прочих показали себя только за последние полгода. Поменялись местами “Кру-изеры”, причем “Прадо” показал впечатляющий рост, удвоив свое присутствие. Обновленный GL тем временем вплотную подобрался к своему сородичу M-класса. Взлет “Тагера”29,8 17,6 129,3 13,5 54,7 9,6 14,4 9,3 -3,6 6,1 106,4 5,4 23,7 4,0 18,4 3,5 123,1 2,9 48,1 2,7 41,6 2,6 80,2 2,5 -11,1 2,5 24,1 2,0 – 2,0оказался недолгим, и он постепенно отступает с захваченных позиций.странных марок в 2010 году стали дороже на 10%: в среднем $28 790 против $26 190. Сыграла свою роль и окончательная распродажа машин 2008 года выпуска, приобрести которые можно было с ощутимым дисконтом. Уже в наступившем году объявлением о повышении цен нас порадовали “Ауди”, “Мерседес-Бенц” и АвтоВАЗ. Вялотекущее подорожание так или иначе затронет остальных игроков, причем это будет наиболее заметно у относи-СТРУКТУРА РЫНКА НОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ ИНОСТРАННЫХ МАРОК В 2010 ГОДУ35,1%• “ГОЛЬФ”-КЛАСС •417 863 шт.0,7%•КЛАСС ЛЮКС, КУПЕ И КАБРИОЛЕТЫ, “ГРАН-ТУРИЗМО”•8074 шт. 1,6%•ГРУЗОПАССАЖИРСКИЕ АВТОМОБИЛИ•19 353 ШТ. 2,2%•МИКРО-, КОМПАКТИ МИНИВЭНЫ•25 966 шт. 3,7%•БИЗНЕС-КЛАСС•44 524 шт. 5,7%•СРЕДНИЙ КЛАСС•67 872 шт. 6,1%•СРЕДНИЕ И БОЛЬШИЕ КРОССОВЕРЫ 72 352 шт.25,2%• МАЛЫЙ КЛАСС •299 907 шт.7,9%•УНИВЕРСАЛЬНЫЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ВСЕДОРОЖНИКИ•93 461 шт. 11,8%•КОМПАКТНЫЕ КРОССОВЕРЫ•139 665 шт.w w w . k u p i a u to . r u| 27 АВТОРЫНОКИТОГИ 2010 ГОДАКЛАСС ЛЮКС1. ““Мерседес-Бенц-S” 2. БМВ 7-й серии 3. “Ауди-A8” 4. “Лексус-LS” 5. “Порше-Панамера” 6. “Ягуар-XJ” 7. “Хёндай-Генезис” 8. “Фольксваген-Фаэтон” 9. “Хёндай-Экус” 10. “Роллс-Ройс” 11. “Бентли” 12. “Мазерати-Кваттропорте”шт. % %ПАДЕНИЕ В ОЖИДАНИИРынок ждет обновленную “Мазду” и родственного “Рейнджера”, поэтому их показатели, мягко скажем, далеки от блестящих. Дорогая “Навара” не выдерживает конкуренции с “Актионом” и NP300, а посему не может подняться по итогам года выше 11-го места. А наРАЗНЫЕ ЛИГИ1727 1286 350 315 250 225 114 77 48 47 46 3328,2 38,2 -8,4 28,5 18,2 7,7 -43,0 7,0 113,7 5,5 257,1 5,0 171,4 2,5 -37,9 1,7 – 1,1 235,7 1,0 7,0 1,0 94,1 0,7Недосягаемые лидеры – “Мерседес-Бенц” и БМВ – играют в отдельной лиге, сражаясь между собой. В этом году S-классу удалось намного опередить “семерку”, от которой по итогам 2009 года он отставал всего на 57 машин. “Панамера”, XJ, “Генезис” и “Экус” – новички на рынке, поэтому от них следовало ожидать либо стремительного взлета, либо полного провала. Но в этом классе симпатии покупателей на стороне европейских машин. “Фаэтон” за свою долгую жизнь так и не смог заработать популярность, и осенью было представлено новое поколение автомобиля, на которое “Фольксваген” теперь возлагает определенные надежды.НЕ ПО ПОГОДЕКУПЕ, КАБРИОЛЕТЫ И “ГРАН-ТУРИЗМО” шт.1. “Ауди-А5/A5-Кабрио” 2. “Мерседес-Бенц-CL” 3. “Ауди-TT” 4. БМВ-Z4 5. “Хёндай-Генезис-Купе” 6. “Бентли-Континенталь-GT” 7. БМВ 6-й серии 8. “Ниссан-GT-R” 9. “Инфинити-G-Купе/G-Кабрио” 10. “Ауди-R8” 11. “Ягуар-XK” 12. “Лексус-IS250C” 13. “Мазда-MX-5” 14. “Порше-911” 15. “Мазерати-Гран-Туризмо” 2160 138 120 115 93 83 75 71 66 46 45 43 40 34 33% %верхних ступеньках прочно закрепились грузовичок L200 и “каблучок” “ПартнерТипи”. Одну позицию сумел отыграть “Кангу”.ГРУЗОПАССАЖИРСКИЕ АВТОМОБИЛИ шт.1. “Мицубиси- L200” 2. “Пежо-Партнер-Типи” 3. “Ситроен-Берлинго” 4. “Пежо-Партнер” 5. “ФИАТ-Добло-Панорама” 6. “Сан-Йонг-Актион-Спорт” 7. “Ситроен-Берлинго-Фёст” 8. “Ниссан-NP300” 9. “Форд-Торнео-Коннект” 10. “Мазда-BT-50” 11. “Ниссан-Навара” 12. “Форд-Рейнджер” 13. “Рено-Кангу” 14. “Фольксваген-Амарок” 15. “Грейт-Уолл-Сейлор”%%93,2 61,3 -24,6 3,9 -25,0 3,4 -19,6 3,3 933,3 2,6 43,1 2,4 -65,4 2,1 82,1 2,0 -18,5 1,9 64,3 1,3 -11,8 1,3 – 1,2 -32,2 1,1 -29,2 1,0 83,3 0,9Что касается кабриолетов и прочих экзотических форм автомобильной жизни, то в нашем климате они не слишком прижились. Поэтому каждое мало-мальски заметное телодвижение в их стане сопровождается значительными изменениями в распределении мест. Появился новый “ГенезисКупе” – скачок на 5-е место. Вышел на наш рынок “Ниссан-GT-R” – в десятку. Прошел слух о появлении в скором времени следующего поколения БМВ 6-й серии – продажи старого встали.3700 14,2% 19,1% 2503 81,4% 12,9% 1861 202,6% 9,6% 1779 60,4% 9,2% 1739 53,6% 9,0% 1393 12,5% 7,2% 1209 18,9% 6,2% 860 19,6% 4,4% 827 -34,3% 4,3% 819 -3,2% 4,2% 658 -21,2% 3,4% 574 -66,0% 3,0% 431 -43,3% 2,2% 382 – 2,0% 323 166,9% 1,7%От первого лица СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬНе для всех автомобильных марок в России кризис обернулся катастрофой. “Ситроен”, например, по итогам года потерял всего 2,4% по сравнению с 2008-м. ЖанЛуи ШАМЛА, генеральный директор “Ситроен-Россия” объясняет: – Мы предлагали покупателям широкий модельный ряд современных автомобилей, придерживались взвешенной ценовой политики и постоянно корректировали свои финансовые программы. Помимо этого мы активно расширяли дилерскую сеть, улучшали качество продаж и сервисного обслуживания, особенно – в сложной финансово-экономической ситуации. И наши усилия принесли неплохие результаты. Важным шагом стало открытие собственного производства на заводе в Калуге, с конвейера которого первыми сошли С4 и “С-Кроссер”.ПРОИЗВОДСТВО ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ В РОССИИ, ТЫС. ШТ. *I кв. 2008 II кв. 2008 III кв. 2008 IV кв. 2008 I кв. 2009 II кв. 2009 III кв. 2009 IV кв. 2009 I кв. 2010 II кв. 2010 III кв. 2010 IV кв. 2010 0 100331 (+18,7%) (+2,5%) (-15,7%) 123 (-63,9%) 164 (+33,3%) 136 (-17,1%) 174 (+27,9%) 156 (-10,3%) 332 (+112,8%) 344 (+3,6%) 376 (+9,3%)200 300 400 * Производство и динамика по сравнению с предыдущим кварталом.393 40334128 | w w w . k u p i a u to . r u ВАД ИМ УСТ ИНОВБОГАТЫЙ ПОДАРОКВ стане динозавров советского автопрома продолжается пир духа: программу утилизации продлили на 2011-й. Впрочем, и прошлый год принес неплохие дивиденды – в первую очередь, АвтоВАЗу, который под ее эгидой пристроил в надежные руки почти 43% своих машин – большей частью дешевых, но морально устаревших еще в прошлом веке “пятерок” и “семерок”. Их продажи выросли более чем в два раза.тельно доступных моделей, на которых держится рынок. Десятка самых продаваемых сплошь состоит из представителей бюджетного класса, которые выпускают в России и Узбекистане – за исключением разве что корейского “Гетца”, дни которого уже сочтены. Лидирующим “Фокусу” и “Ло-ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ МОДЕЛИ1. ВАЗ-2105/2107 2. “Лада-Приора” 3. “Лада-Калина” 4. “Лада-Самара” 5. “ВАЗ-Нива” 6. “Шевроле-Нива” 7. “УАЗ-Патриот” 8. “УАЗ-Хантер” 9. УАЗ-3151/3153 10. “Иж-2104” 11. “УАЗ-Пикап” 12. ВАЗ-2110 13. “ГАЗ-Волга-31105/3102”шт.%%136 006 125 235 108 989 101 958 44 635 35 380 10 930 8044 4268 2266 1479 324 11102,3 25,9 79,4 12,8 67,0 44,3 58,1 -10,0 1112,5 -52,9 -93,4 -99,723,5 21,6 18,8 17,6 7,7 6,1 1,9 1,4 0,7 0,4 0,3 0,1 0,0ПРОДАЖИ НОВЫХ ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ В ЕВРОПЕ В 2010 ГОДУ*1 (1) ГЕРМАНИЯ2 916 260 -23,42 (2) ФРАНЦИЯ2 251 669 -2,23 (4) ВЕЛИКОБРИТАНИЯ2 030 846 +1,8российский завод позволяет ей такие вольности. Правда, в последнем квартале она слегка подрастеряла достигнутое преимущество, уступив по темпам роста следующим за ней маркам – “Рено” и “Форду”, тоже опирающимся на свои местные предприятия. Но уже скоро появятся на свет новые поколения “Рио”4 (3) ИТАЛИЯ1 960 282 -9,25 (5) РОССИЯ**1 768 529 +29,36 (6) ИСПАНИЯ982 015 +3,1ПРОДАЖИ НОВЫХ ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ ИНОСТРАННЫХ МАРОК В РОССИИ, ШТ. 562 837 961 920 1 576 487 2 001 963 969 750 1 189 0047 (7) БЕЛЬГИЯ547 347 +14,98 (8) НИДЕРЛАНДЫ483 619 +24,99 (10) ПОЛЬША333 539 +4,110(9) АВСТРИЯ328 563В скобках – место по итогам 2009 года. * Продажи и динамика роста по сравнению с 2009 годом по данным ACEA. ** По собственным данным “Купи авто”.+2,92005 2006 2007 2008 2009 2010гану” в ближайшее время никто серьезно не угрожает – настолько далеко они оторвались от преследователей. Им придется “бодаться” между собой в попытках определиться, кто из них царь горы. В 2010 году к финишу первым пришел “Фокус”, но в году нынешнем он рискует не удержать лидерства из-за пересменки – на замену нынешней машине спешит автомобиль третьего поколения. Ни кризис, ни возрождение рынка не оказали серьезного воздействия на зоны влияния разных классов: разве что “гольф”-класс поправился на 0,8%, компактные кроссоверы увеличили свое присутствие на 1,6%, еще 0,3% отвоевали представители бизнес-класса, и только средний класс потерял 1,2%. Ведущая пятерка автомобильных компаний перестроила свои ряды с точностью до наоборот. “Киа” с пятого места перескочила на первое и бьет конкурентов низкой ценой и количеством популярных моделей как хочет – и “Пиканто”, которые могут стать серьезным оружием корейцев в борьбе за сохранение лидерства. “Шевроле” упустила лидерство в основном из-за прекращения продаж “Ланоса”. Если же к ее результату прибавить 17 541 украинский ЗАЗ, то американская марка будет занимать куда более высокое место. Среди дружно провалившихся в последние два года японцев “Мицубиси” и “Ниссан”, развернувшие производственные мощности в России, уже вышли в плюс. В худшем положении те, кто пока не натурализовался на нашем рынке, но они также извлекли уроки из своего провала, внимательнее занявшись логистикой и планированием. Так, “Мазда” более чем в два раза сократила отставание от 2009 года, доведя его до 18,7%. Пока не ладятся дела только у “Хонды”, которая проигрывает в темпах роста целых 21,8%. В противоположность азиатам, тройка немецких представителей премиум-сегмента – БМВ, “Мерседес-Бенц” и “Ауди” – уверенно держится на 16, 17 и 18 местах, не подавая никаких признаков усталости от гонки. Впрочем, они-то воюют отнюдь не числом. Несмотря на вполне осязаемые успехи нашего автомобильного рынка, надо понимать, что возможно всякое развитие событий. Мы не отделены от остального мира железным занавесом, о чем постоянно должен напоминать 2008 год. Тогда надежды на мощную подушку безопасности в виде Стабфонда разлетелись в пух и прах, а мы, грохнувшись с высоты своего самомнения, пребольно ударились о дно кризиса. Европа, наш ближайший сосед и влиятельный партнер, не смогла остановить свое падение и закончила год с минусом в 5,5%. Больше всех огорчила Германия, которая потеряла внушительные 23,4% по сравнению с 2009 годом. И пока дела у соседей идут не ахти, всегда существует вероятность, что их проблемы могут стать и нашими проблемами.w w w . k u p i a u to . r u| 29