БЕЗОБРАЗИЯ в ПОДГОТОВКЕ КАДРОВЩЕ В НАЧАЛЕ февраля Совнаркомом СССР было предоставлено Наркомтруду Союза ССР общее руководство и контроль в подготовке автокадров. Последовавший вскоре февральский пленум ЦК союза транспортных рабочих по докладу НКТ отметил, что подготовка автокадров ни в какой степени не соответствует потребности и тому значению, которое придается автомобилизации страны. Явно неудовлетворительную работу Наркомтруда в этой области подчеркивал неоднократно и ЦС Автодора. В феврале Наркомтруд, базируясь на потребности в 500 тыс. шоферов к концу пятилетки обязывался „взять более быстрый темп подготовки, тем более, что уже в настоящее время ощущается недостаток на автотранспорте квалифицированной рабсилы". В марте потребность определялась уже в 879 тыс. человек... Эти цифры вопят, они требуют исключительных темпов и "четкой работы Наркомтруда — монополиста в подготовке автокадров. Что же сделано за это время? То, что проделано НКТ, ни в малейшей степени не соответствует настоящим темпам. В апреле президиум ЦС Автодора мог констатировать лишь бессилие потуг Наркомтруда членораздельно отчитаться перед Автодоровской общественностью, рассказать, что им проделано в этой области. Надо прямо сказать, что иначе, как срывом всего дела подготовки кадров, работу НКТ расценивать нельзя. В докладе президиуму Центрального Совета Автодора Наркомтруд утверждает, что школы ФЗУ окончат в этом году 176 рабочих гаражного ремонта и 363 шофера-механика. С такими цифрами оперирует наркомтрудовская пятилетка кадров. То, что проделал Наркомтруд, вызывает серьезнейшие сомнения. Он заключил договор с акц. о-вом „Установка" на подготовку 9100 шоферов — водителей в 1930 г. Дальше идут уверения, что ему удастся открыть в Ленинграде школу на 50 шоферов. Не правда ли, „веские" данные. И с этими то цифрами Наркомтруд выступает перед автодоровской общественностью. Есть ли, наконец, у Наркомтруда реальные планы ввоза машин и использования их для учебных целей? Нет, нет и нет. Места буквально стоном стонут из-за отсутствия машин для прохождения курсантами практики. У нас имеются сведения, что во многих местах изучают автодело на допотопном барахле, чтобы потом по окончании практики калечитьмашиныилюдей . Центральный Совет Автодора неоднократно ставил и сейчас ставит вопрос перед Совнаркомом о ввозе учебных машин, необходимых для подготовки автокадров. Автодоровская общественность дерется за каждую маЕшину, отстаивает малейшую возможность для усиления учебной практики, а Наркомтруд не удосужился и подумать об этой важнейшей стороне дела. До сих пор никто не может сказать,— кто займется повышением квалификации шоферовводителей, кто будет готовить ремонтеров? Наркомтруд не может об этом сказать ни слова. Он ждет от „Установки", что по новым цитовским методам будут готовить автоработников и этим самым заполнится брешь в пятилетке кадров. Мы не станем оспаривать ценности всяческих лабораторных „исканий", не станем сомневаться в цитовской методологии, в экспериментах по части подготовки водителей машин... на то это и эксперименты^ Но одно дело испытывать в лаборатории и разрабатывать методологию обучения, другое — готовить „действительные кадры на действительных машинах". В основу всего хода подготовки кадров Наркомтруд кладет по сей день непроработанную программу обучения водителей. Предполагаемый первый опыт обучения по цитовским методам 200 человек Наркомтруд заносит... в реальный план подготовки кадров! И это при непроверенных результатах, при непродуманных до конца расчетах. Во что обойдется этот метод обучения водителей? Надо только поражаться той легкости, с которой Наркомтруд берется решать важнейшие задачи подготовки работников для автотранспорта. Характерная деталь: в апарате Наркомтруда делом подготовки автокадров заняты те же работники , к оторым поручено готовить торговых служащих иработниковприлавка . Что же удивительного в том, что Наркомтруд в погоне за кадрами прилавка забыл такую „мелочь", как автодоровские курсы и кружки автомобильного дела. Автодор, ставящий себе целью ликвидацию технической неграмотности среди своих членов, и в прошлом и сейчас вынужден заниматься подготовкой автокадров только потому, что до сего времени этому делу не уделяли нужного внимания. За год, с 1929 по 1930-й, кружковая и курсовая сеть областных отделений Автодора выросла с 170 до 800 единиц, а общее количество слушателей перевалило за 40 тыс. человек (по неполным, преуменьшенным данным на 1-е января 1930 г.). Вот этих то кадров Наркомтруд и не заметил. Надо, наконец, покончить с теми безобразиями, которые имеются в подготовке кадров. Автодоровская общественность готова все силы приложить к этому делу, принять активное участие в работе Наркомтруда. Слово и дело за Наркомтрудом! И. А-фОчередная статья проф. Е. А. Ч удакова „ У стройствоавтомобиля"по техническим причинам переносится в следующий номер нашего журнала18