Перспективы дорожного строительства 1929/30 г.АКОНЧИВШИЙСЯ недавно пленум ЦК профсоюза строителей уделил внимание докладу Цудортранса о дорожном строительстве в наступающем сезоне. Стихийностью, полным отсутствием планов до настоящего времени была проникнута вся деятельность дорожных работников, открывавшая, таким образом, широкое поле для вре ­ д ительства (под знаком которого и была составлена в прошлом году смета работ 1929/ЗОг.). Арест контрреволюционных элементов и смена руководства дорожным делом в центре и на местах дали сейчас возможность частично исправить программу строительства текущего года. Во исполнение постановления ноябрьского пленума ЦК ВКП(б) и директив СНК и ЦИК СССР общийразмерассигнований на дорожноеделовэтомгоду увеличивается по сравнению с прошлым годом в 2,5 раза, при чем по бюджету СССР ассигнования возрастают с 73 до 120 млн. руб., по бюджету союзных республик с 2,35 до 10 млн. рублей и по потонному сбору с 69,63 до 94,3 млн. руб. Р асходован ие потонногосбора на другиенужды , к ромедорожных , как это имело место впрошломгоду , д опущено не будет .З10 000 км грунтовых дорог. В этом же году, в первый раз, будет приступлено к переустройству (реновации) существующих шоссе, на что отпущено более 4,5 млн. руб. Увеличение ассигнований на текущий и капитальный ремонты значительно улучшит состояние сети дорог. Для выполнения намеченных работ потребуется на одних только дорогах союзного значения 145 тыс. квалифицированных рабочих, а на дорогах местного значения—около 50 тыс. чел., не считая рабсилу, привлекаемую в порядке трудгужповинности. Всего же в предстоящем сезоне должно быть занято до 300 тыс. рабочих. Как же обеспечены дорожные работы рабсилой, материалами и механическим оборудованием? Вербовка строителей протекает ввысшейстепенислабо . Несмотря на все нажимы на Наркомтруд, последний не раскачался еще, чтобы обеспечить дорожные работы потребными кадрами квалифицированной рабсилы. Камень и гравий, которого потребуется более 8,5 млн. куб. м, заготовлен пока в карьерах на 50%, при чем из этого количества подвезено к месту работ не более 10%. Положение с перевозкой осложняется из-за отсутствия лошадей, которых требуется не менее 100 тыс. в день, заменить же их механическим транспортом невозможно по той простой причине, что его... тоже нет. Крайне остро стоит вопрос со снабжением работ дорожными машинами. Об этом достаточно уже говорилось и писалось. Докладчик еще раз подтвердил, что медлительность ВСНХ в организации производства дорожных машин может сорвать всю программу дорожного строительства. Что касается строительных материалов, то потребность в цементе и железе удалось значительно сократить, благодаря переходу к постройке каменных и деревянных мостов, вместо железных и железобетонных. Хуже обстоит дело с листовым котельным железом для варки битумов, недостаток каторого ставит под угрозу выполнение программы черных дорог. Инженерно-техническим персоналом строительный сезон обеспечен меньше чем на 50%, и, чтобы смягчить этот кризис, придется привлечь к строительству шоссейных дорог такие строительные организации, как Среднеазиатский желдорстрой, Транстрои, Цустрой, а на Украине ив Узбекистане предполагается создание специальных строительных трестов. Пленум счел необходимым поставить перед Наркомтрудом вопрос о возвращении на дорожное строительство всех инженеров и техников, работавших раньше в дорожных органах, а потом перешедших в другие отрасли хозяйства. Особое внимание пленум обратил на изучение и постановку в большом масштабе клинкерного производства и постройку новых клинкерных заводов,' имея в виду экономическую выгодность применения клинкерных дорог.По местномубюджету ассигнования увеличиваются с 7,7 до 22,3 млн. руб. или на 189%. На первый взгляд достижение как будто большое. Однако, абсолютный процент участия местного бюджета, выражающийся в данном случае в 0,75%, фактически является абсолютно недостаточным ив будущем его необходимо довести, по крайней мере, до 1,25%. Совершенно неудовлетворительно обстоит в этом году дело сучастиемвдорожномстроительствепромышленности , от которой предполагается получить 23,5 млн. руб., что составит только 0,1% общей стоимости ее валовой продукции. П ромышленностьиторговлябольшевсеготерпят убыт ки от бездорожьяи 0,25% отчисления от стоимости валовой продукции нужно считать минимумом, ниже которого итти нельзя. Т рудгужповинность определена в этом году в 121 млн. руб. против 20 млн. руб пр. года, что составит не более 25% от максимально возможного использования закона о трудгужповинности. В связи с коллективизацией эта цифра должна быть признана абсолютно недостаточной, и в последнее время колхозы, правильно поняв значение для них хорошей дороги, сами ставят вопрос об увеличении своего участия в дорожном деле. В целом, д енежныевложенияна дор ожноестроительство этого года определяютсяв 420 млн . руб. Эту сумму ни в какой мере нельзя, однако, считать достаточной, как представляющую всего около однойдесятой всех вложений в дорожное строительство, намеченных пятилеткой. В результате попрограмме 1929/ЗОг. д олжнобытьвыстроено 7500 км новых дорог с каменной одеждой, гудронировано 915 км шоссе и закончено не менее 22