ПОДГОТОВКА ШОФЕРОВ И МЕХАНИКОВА ОДНОМ из последних заседаний президиума Центрального Совета Автодора был заслушан интересный для наших читателей доклад представителя Наркомтруда СССР о под го то в ке ав то кад ро ввразрезе пятилетки. Докладчик (тов. Масленников) прежде всего отметил, что пятилетка, составленная Цудрртрансом, еще не утверждена Госпланом СССР. В этом году предполагается выпустить 19800 автомобилей. В 1930—31 г. предполагается выпустить 45300 машин; в 1931—32 г. —176 тыс. машин ив 1932—33 г.—210 тыс. . Для обслуживанияэтогоколиче с твамашиннамп от.р еб уется ел едующее количество автоработников: на 1929 — 30 г. —31519 чел.; на 1930 —31 г. — 81 850 чел.; на 193132 г.— 283090 чел. и на последний год пятилетки — 358150 чел. Сюда входят шоферы - водители, шоферы-механики, ремонтеры, вулканизаторы и т. д. Для подготовки этой рабочей силы нужно будет развернуть новые школы. В 1930—31 г. новых школ предполагается открыть 34; в 193132 г. —151 школу ив 1932—33 г. —51 школу. Если считать, что на 100 человек нужно 7 машин для учебных занятий (т.-е. 5 машин будут выпускать в месяц 100 человек и2 машины будут в запасе), то потребуется на 193031 г. —3440 машин, на 1931—32 г. —12 тыс. машин и на 1932 — 33 г. — 4 тыс. машин. Предоставить все это количество машин для учеб- ньгх занятий сейчас крайне трудно. Это коли. чество сокращено и Наркомтруд запросил 200 машин для учебных целей. Это количество будет достаточно, чтобы из 100 человек —80 проходили тренаж. Для обучения этого количества рабочей силы потребуется вложение больших средств. Так, в 1929—30 г. потребуется 3244 тыс- руб., в 1930—31 г. потребуется затратить 7500044 руб., в 1931—32 г. —24692тыс. руб., в 1932^-33т.— 15703 тыс. руб. Наркомтруд заключил договор с акционерным обществом „Установка" на подготовку шоферов. Обучение каждого шофера обойдется в 100—115 р. Существующие школы и курсы берут за шестимесячное обучение 125 — 150 р. Исходя из такого расчета, потребуется затратить для обучения шоферов низшей квалификации в 1930-31 г.—15 млн. руб., в 1931—32 г.— 57 млн. и в 1932—33 г. — 70 млн. Из всех существующих школ всего 15 готовят ат!токадры. Школы ФЗУ дадут в этом году 176 рабочих гаражного ремонта и 363 шо• фера-тчеханика. Профтехнические школы икурсы выпустят в этом году 498, рабочих гаражного ремонта, шоферов-механиков — 724, шоферов ремонтеров —1057. Кроме того заключен договор с „Установкой" на подготовку 9100 шоферов-водителей. В этот план также входит то количество, которое представит Автодор и Этот вопрос прорабатыг военное ведомство. вался в Пуре, гДе обещали дать в этом году 2 тыс. шеферов-водителей. Были учтены и безI .работные авто-работники на бирже труда. Все вместе взятое количество автоработников выразится в 26321 человек. Уже имеется разрыв с планом, но Наркомтруд считает, чтоНэтот разрыв. мы пополним путем расширения существующей сети школ. О тчисления , которые мы будем иметь по постановлению СНК Союза, выразятся в следующей сумме: в 1929/30 г. — 2 572 тыс., в 1930/31 г.—4 млн. руб.,. в 1931/32 г.—8400 тыс. руб. и в 1932/33 г. —14 840 тыс. руб. П одготовкаавтокадров должна вестись в следующем порядке: ш оферы - . м е х аникииремонтеры должны проходить профтехнические курсы сроком от шести, месяцев до года; в школах ФЗУ будут готовиться специалисты повышенной квалификации по ремрнтуи по электрооборудо в анию со сроком обучения 2-3 года. П одго товка шоферов-водителей передана, как было сказано, акционерному обществу „Установка" сЛУг--2-месячным обучением. По докладу тов. Масленникова развернулись чрезвычайно оживленные прения. Указывалось, что общее положение подготовки автокадров пока очень неудовлетворительное. До сих пор нет определенного хозяина, ведающего этим делом. Наркомтруд не справлялся с возложенной на него задачей. Местные отделы Наркомтруда не проявляют своего руководства по подготовке автокадров. Надо считать крайне ненормальным, что до сих пор нет единой программы обучения. Наркомтруд также ничего не предпринимает для обеспечения школ учебными пособиями, литературой. С преподавательским составом дело также обстоит скверно. Надо считать совершенно ненормальным, что до сего времени не установлены единые ставки для преподавательского персонала, что влечет за собой перебежку работников с одних курсов на другие. Наркомтруд должен этим делом заняться и установить единую оплату труда педагогов. Необходимо будет привлечь к работе Наркомпрос и МОНО. За эти два года они ничего не сделали для подготовки автокадров. Подготовка работников высшей квалификациипроходитеще хуже, чем подготовка автоработников низшейквалификации . До сих пор неизвестно, кто будет ведать подготовкой работников более высокой квалификации. С этим делом запоздали на 2*/г года. : 2/г проц. отчислений без капитальных вложений — совершенно недостаточно. С такими средствами Наркомтруд не справится с взятой на себя задачей. О сроке обучения в 11/а—2 месяца нельзя ничего сказать положительного, ибо у нас нет опыта, и тратить большие средства на это сомнительное дело нельзя. Многие Товарищи указывали на то, что Наркомтруд в своих планах совершенно не учел 40-тысячной армии водителей-автодоровцев, которые выучились автоделу в очень тяжелых условиях и добились своей цели живым творческим энтузиазмом. Автодоровец, прошедший курс и соответствующее испытание, должен получить право управлять машиной. После прений была выделена специальная комиссия для окончательной разработки вопроса и внесения конкретных предложений.4