Инж. К. КупреяновЕще об улучшении улиц в небольших городахКАЖДОМ небольшом городе имеются улицы или площади, для которых устройство одежды обычного типа (напр., булыжной мостовой) не является удовлетворительным и желательно покрыть их усовер-ВВ Америке и других странах асфальтовые плиты для дорожных целей применяются уже давно (в частности, для мостов); у нас такая мостовая была устроена в Тифлисе в довоенное время.Материалы для асфальтовых плитАсфальтовые плиты делаются из твердого минерального материала, порошкообразного заполнителя * (придающего прочность битуму) и битума. Минеральный материал, составляющий как бы скелет плиты, должен быть какой-либо твердой кристаллической породы.В Лмерике применяются каменные породы следующих видов: габбро,, перидотит, базальт и диабаз, а также доломитизированные известняки и остатки медных руд после извлечения из них меди; выбор той или другой породы зависит от местных условий. Камень для плит измельчается в камнедробилках и крошилках до размера вб мм; в дело идет вся мелочь меньше этого размера.Укладна асфальтовых плит. По краям дороги плиты укладываются в виде бордюров в продольном направлении, а в промежутке между бордюрами — поперечными рядамишенствованными одеждами (вследствие большого проезда, особого значения данной улицы, площади или других условий). Устройство мостовой из литого асфальта, принятого в наших больших городах, часто встречает препятствия из-за отсутствия на местах знающих строителей. В таких условиях желательно притти на помощь местам, снабжая их из центров готовым строительным материалом для усовершенствованной асфальтовой одежды. Таким материалом являются асфальтовыеплиты , применяющиеся в подобных же условиях в Америке для улиц, тротуаров, полов и пр. Эти плиты приготовляются на центральной установке в областном центре, располагающем необходимым техническим персоналом и оборудованием для заводского производства плит. Разумеется, снабжение плитами небольших городов из центров возможно лишь для расстояния, экономически допускающего перевозку плит. Эти плиты обладают известной эластичностью, поэтому они не бьются при погрузке в вагоны и разгрузке. Ценными преимуществами такого строительного материала являются: отсутствие необходимости заводить „фабрику" на месте работ — на улице или дороге (с чем связано устройство асфальтовой одежды из литого асфальта) или особой дорожной базы (при асфальтр-бетоне); простота работ, возможность работы по устройству одежды без огня, холодным способом, независимо от погоды (даже при дожде); наконец, изготовление асфальтовых плит проще, чем, напр., выделка клинкера, и его возможно производить зимой в особых сараях, используя бездействующие зимой асфальто бетонные машины, увеличивая этим их рентабельность. 24В качестве порошкообразного заполнителя применяется измельченный известняк или какаялибо другая порода. Требуется, чтобы этот заполнитель не измельчался до такой степени, как это указывается для асфальто-бетонных работ, по практическим соображениям прессовки плит в машине; при очень мелком заполнителе плиты не могут уплотниться до такой степени, как при более крупном. Битум для плит необходим более твердых сортов, чем для любой другой асфальтовой одежды.Американская ассоциация асфальтовых дорог рекомендует сорт битума тем более твердый, чем больше проезд и чем выше температура местности; рекомендуемые ею сорта подходят под сорт № 4 номенклатуры битумов нашего Нефтесиндиката. Количество битума — от 6,5 до 10% по весу от минерального материала.Размеры плитРазмеры асфальтовых плит колеблются в довольно широких пределах. Главнейший разм ер — толщина плиты зависит от величины проезда. Чем проезд больше, тем толщина больше. Остальные размеры (длина и ширина) тем больше, чем больше толщина. В следующей таблице приведены размеры и вес плит, употребляющихся в Америке.Длина ' в см 30 30 30 20 Ширина в см 12,5 12,5 12,5 10 Толщина в см 5 6,25 7,5 3 Вес в кг 4,5 5,5 6,5 1,4* Смесь битума с заполнителем дает асфальтовое вяжущее вещестио. ются железные иолосы шириной 100 мм и толщиной б мм, на расстоянии одна от другой от 3,5 до 5 м; далее при помощи деревянных реек, длиной, равной расстоянию (см. рис.) между железными полосами,разравнивают цементную подушку, затем, железные полосы убираются, и место, где они лежали, заполняется раствором, который разравнивается при помощи короткой рейки. Тотчас после разравнивания цементной подушки на нее укладывают плиты. По краям, в виде бордюров, укладывают плиты в продольном направлении. В промежутке между бордюрами плиты укладывают поперечными рядами. Каждый мостовщик обычно укладывает 3 ряда плит. Первый ряд от бордюра начинается целыми плитами; если употребляются плиты длиной в 30 см, то второй ряд начинается с укладки первой плиты длиной 20 см, а третий ряд с укладки первой плиты длиной в 10 см. Таким изготовления асфальтовых Поесс с вращающимся столом длядо 1000 шт. в-час плит. Производительность образом, получается „перевязка" плит, благодаря которой не образуется продольных швов, легко изнашиваюПроизводство плит щихся колесами. Чтобы не расстраивать свеже-уложенной чат Существенными частями установки для производства плит являются обычная асфальто-бетОн- сти мостовой во время работы, поверх ее укланая машина и гидравлический пресс. Добадывают доски, по которым ходят работающие. вочное оборудование — камнедробилка и кро- Плиты передаются мостовщикам подсобными рабочими, стоящими один за другим и перешилка для измельчения камня. После выпуска из машины асфальтовая смесь поступает в форбрасывающими их друг другу в руки. му, где спрессовывается в горячем состоянии. Большие плиты 30X12,5 см при укладке их Пресс дает давление от 100 до 250 т; сжатие в раствор слегка прибиваются ударами другой это значительно превышает то, которое может плиты. При укладке плит 20 XЮ см употребыть получено при укатке асфальто-бетонной бляют легкие деревянные трамбовки, имеющие одежды. По выходе из пресса плиты охлаплощадь примерно около 0,18 кв. м, которыми ждаются водой. плиты плотно сажаются в подушку. НаправлеПлиты должны удовлетворять определенным ние рядов выдерживается возможно строго, и требованиям в смысле удельного веса, состава, каждый ряд укладывается плотно один к другому. водопоглощаемости, сопротивления износу и пр. По укладке плит большого размера (30 X Состав и удельный вес, вероятно, являются Х12,5 см) поверхность засыпается мелким песнаилучшими показателями качества!' ком, который вметается в швы до полного за-Укладка плитАсфальтовые плиты укладываются на основания разных типов; чаще всего основанием служит старое щебеночное шоссе или бетонный слой. При устройстве одежды на бетонном основании, поверх бетона устраивается подушка из раствора портландского цемента и мелкого песка в пропорции 1:4, толщиной 1—1,5ом в слегка влажном состоянии. Смесь рассыпается по основанию равномерным слоем. Для разравнивания применяется следующий приУстройство на бетонном основании цементной подушки (из раствора портем; поверх раствора поландского цемента и мелкого песка) под асфальтовые плиты перек дороги укладыва- км провоза 1 коп. При весе одного кб. м плит „„ 2 р» 30 • ,, , в 2,3 т стоимость транспорта —^г=11,5 за 1 кв. м; в) транспорт гужевой или автомобильный от станции к месту работ на 5 км, считая за 1 тон2 , 3 X5X0 р.60 но-км провоза—60 коп., будет -— '~——— = Стоимость(ориентировочная) мосто= 34,5 к. за 1 кв. м; г) погрузка в вагоны и выгрузка плит из вой из асфальтовых плит вагона на подводу или грузовик — 5 к. за Рассчитаем стоимость такой мостовой1 кв. м. на старом щебеночном основании, при толщине Таким образом всего получаем 5 р. 50 к. на плит в5 см. 1 кв. м одежды. • Для сравнения приведем цены в Москве на Стоимость этой мостовой слагается из: а) цены изготовления и укладки плит с пододежды разных типов за 1 кв. м: булыжная готовкой основания и устройством цементной мостовая в городе 8 р. 50 к., за городом—5—6 р., , подушки по 1 р. за 1 см толщины плиты, имея асфальто-бетонная одежда толщиной 8 см—10 р. з виду, что стоимость обычной асфальто-бетонОтсюда видно, что одежду из асфаль ной одежды в Москве считается в1 р. 25 к. за товых'- п ли т, вероятно, с ледуетсчитать1 см толщины слоя. Это составит при толщине однойизнаиболеедешевыхтипов плит в5и сумму 5X1 р. = 5 р. за 1 кв. м усовершенствованныходежд , при-' одежды; ближающуюся по цене к наиболее дешевой б) транспорт плит на 100 км от места их изгобулыжной мостовой. Инж. К. Купреянов товления по железной дороге, считая за 1 тонн-полнения их под действием проезда. Швы плит малого размера 20 XЮ см заполняют расплав- ленным битумом после россыпи мелкого песка по всей, поверхности. Одежда из асфальтовых плит после устройства должна: быть выдержана в течение 1015. дней без проезда для отвердения раствора.3-йВ СЕКРЫМСКИИ С'ЕЗДАВТОДОРАмарта состоялся С'езд перспективах В КОНЦЕАвтодора,-Доклад 3-йо Всекрымский работы Автодора сделал генеральный секретарь ЦС т. Кузнецов. Отметив ряд недостатков в деятельности Центрального Совета (недостаточно живое руководство периферией, малый охват членством деревни, недостаток специальной литературы и пособий), с'езд, тем не менее, признал, что Советом о-ва проделана большая работа ив основном он со своими задачами справился. Уделить внимание созданию актива и оживить работу секций, особенно дорожной и агитпечати, шире поставить массовую раз'яснительную работу о целях и задачах о-ва Автодор через периодическую печать и стенгазеты пробудить интерес и энергию рабочих и крестьянских масс к дорожному и автомобильному строительству,— вот те задачи, которые поста-вил на предстоящий период с'езд перед Советом Автодора. С'езд поддержал также ходатайство нижегородских, канавинских и сормовских рабочих, а также московского Электрозавода о присвоении Нижегородскому автоза> в одуимени „ А втодора " . Со своей стороны с'езд обязался принять все меры, чтобы выполнить автодорожную пятилетку в4 года. По докладу Крымотдела Автодора с'езд отметил неработоспособность некоторых его отделений, слабое участие в различных кампаниях, отсутствие дорожной и автотракторной секции и слабую постановку отчетности на местах. В дальнейшем с'езд предложил правлению Крымотдела принять меры к устранению имевшихся недочетов, установив наблюдение за четкой и регулярной работой своих отделений.К УРСЫЗАОЧНГОО БУЧЕНИЯт раьный Совет Автодора заочного обучения по автомобильЦе нкурсылтракторному и дорожномуоткрывает ному, делу. Существующая заочная сеть не охватывает громадных кадров сельской автодоровской общественности, рвущейся к ликвидации своейтехническойнеграмотности . Задача — дать за самую минимальную плату заочные курсы по автомобильному, тракторному и дорожному делу (5 руб. за каждый курс). В ближайшее время откроется прием заявлений от отдельных лиц иколлективов на заочные курсы . Центральный совет Автодора рассчитывает при помощи этих курсов подготовить 75 тыс. шоферов, трактористов и дорожных работников. На ряду с летмгиямиз аседаниям , и . п о специальному .курсу(авто-. мобиль,' трактор, дорога) слушатели получат лекции по общеобразовательным предметам. 25В интересах успешного прохождения курса, каждый слушатель должен будет одновременно с подпиской на основной заочный курс подписаться на 'журнал, „За Рупем" (для слушателей,- автомобильного или дорожного курса) и на журнал „Крестьянская Молодежь*_(для слушателей тракторного^ курса). В этих журналах читатель-заочник найдет, о тветы по конт рольнымзаданиями запросам. По окончании курса и прохождении практики заочники получат удостоверение, которое даст им право преимущественного поступления на все курсы Автодора. Те же из слушателей, которые об'единятся в коллективы заочников при областных отделениях и пройдут практику по тракторному делу при машинно-тракторных.; станциях, а по автомобильному делу при отделениях Автодора будут иметь преимущественное право на поступление на общегосударственные курсы.