тракторов. Необходимо как можно скорей внедрить технические навыки, поручить более простые и дешевые тракторы тысячам трактористов, которые после 2—3 месяцев обучения приступают к самостоятельному управлению трактором. Для управления мощным гусеничным трактором требуются трактористы значительно большей квалификации и опыта. Путиловский завод значительно усовершенствовал „Фордзон", более приспособил его к нашим условиям. Сталинградский завод строит более мощный „Интернационал". Как известно, в начале намечалось производство Харьковским заводом гусеничных тракторов средней мощности. Но затем стало ясно, что при данном состоянии нашей техники и строительного опыта (период 1928/29 г.) строительство в Харькове гусеничного завода затянулось бы надолго, по крайней мере до конца 1932 г. Очень сложное строительство гусеничных тракторов вынуждено у нас на первых порах опереться на импортное оборудование, на заграничный строительный опыт. А реконструкция сельского хозяйства не ждала, темпы не ждали. , Вот почему решено было дублировать в Харь-/ кове Сталинградский завод, что упрощало производство тракторов на Харьковском заводе. Он вступит в действие уже в этом году, а это имеет громадное значение для темпов реконструкции сельского хозяйства. Решительные и весьма обоснованные возражения вызвало на пленуме предложение докладчика о скорейшей реконструкции Харьковского заво-да для производства гусеничных тракторов. От этого предложения отказался затем и сам докладчик. Харьковский завод уже почти готов к массовому выпуску колесных „интернационалов", и нельзя задерживать этот выпуск, как и производство Сталинградского завода в течение ближайших лет, пока накопится достаточный технический опыт и будут закреплены технические кадры. Но, конечно, с другой стороны, нельзя необходимость превращать в добродетель. Если нам труднее выпускать гусеничные тракторы, чем маломощные колесные, то это не значит, что мы должны надолго „застыть" на выпуске колесных „фордзонов" и „интернационалов". Недопустимо равняться по узким местам. Опыт Челябинского завода показывает, что мы быстро научимся строить мощные гусеничные тракторы _ массовом масштабе. Наши крупные социалистические хозяйства требуют мощных и особенно средней мощности гусеничных тракторов, и мы должны их дать. Тип колесного „Фордзона" может быть усовершенствован лишь для пропашных культур. Уже сейчас наши действующие и вновь вступающие в действие тракторные заводы должны всесторонне изучать и разрабатывать конструкцию гусеничных тракторов большой и средней мощности, чтобы приступить к их массовому производству с начала второй пятилетки. В этом им должны помочь наши научно-исследовательские институты. М. Надеждин.КАЧЕСТВО СМАЗОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ НИК УДА НЕ ГОДИТСЯн ефтью . Технические нормы для автомобильных масел, разработанные Союзнефтью/ явно недостаточны и совершенно не характеризуют ка*" чества масла. Частые случаи отпуска гаражам масел неопределенной марки указывают на то, что Союзнефть снабжает автотранспорт суррогатными и неавтомобильными маслами. Применение плохоочищенных и малоустойчивых масел вызывает коксообразование внутри цилиндров и по поршневым кольцам, быстрое изменение как состава самого масла, так и основных его качеств, в том числе сильное падение вязкости; в результате происходит расплавление коренных и шатунных подшипников, заедание поршневых пальцев и случаи разрыва поршней, что вызывает преждевременный износ двигателя и повышенные расходы по ремонту и эксплоатации. Самый осторожный подсчет, произведенный автомобильной секцией Автодора, показывает, что автомобильныйпаркв 25 ты с. машин несетежегодноубытокв 25 млн. руб вследствиеприменения суррогатных и низкого качества автолов. Регенерация суррогатных и неустойчивых масел становится делом довольно сомнительным. Плохое масло дзет большой процент сгорания 22 качествоавтмобильных масел В ПОСЛЕДНЕЕе времяочрезвычайномухудшилось, отпуска мых гаража Союзв цилиндрах двигателя, вследствие чего для регенерации может поступить не более 20—30% потребляемого суррогатного масла. Анализы контрольных проб свидетельствуют о „полной вакханалии" в области снабжения Союзнефтью гаражей топливом. На рынок выпускаются различные по своему фракционному составу сорта топлива. При этом совершенно не считаются с временем года. В зимнее время гаражи получают более тяжелое топливо, чем в летнее; в результате — хозяйства, не зная, какое будет топливо завтра, лишены возможности производить регулировку двигателя. Все это, вместе взятое, приводит к пережогу топлива, неиспользованию полной мощности двигателя, сильному разжижению масла и перерасходу его. Необходимо обратить внимание ВСНХ СССР на нетерпимоеположениес выпуском недоброкачественных топлив о-с мазочныхматериалов . Необходимо привлечь к ответственности лиц, виновных в снабжении гаражей плохим горючим и смазочным материалом. До сих пор отсутствуют стандарты на автомобильные масла и топливо. Необходимо разработать к1 апреля хотя бы временные стандарты. К 1 августа 1931 г. следует проработать проект твердых стандартов на автомобильное масло и топливо и представить его на утверждение Комитета по стандартизации при СТО.