\'Шв1Ш& 1 1'1ЁРч___3_• •>' jijjj | •' • 'л'V;''Чт :Шfc j -.4»-. >fc1 Ч -. | ш, Р^тЪУ^Д_Г<0_-BP_i•$Ш^~Учебные занятия английской армии. Испытание шестиколесных автомобилей на маневрах в колонияхПРИНУДИТЕЛЬНЫЙ ТРУД — О СНОВА ПРЕКРАСНЫХ ШОССЕ В КОЛОНИЯХ ИМПЕРИАЛИСТОВВот их примерное построение: древняя культура была культурой речных дорог; эпоха средних веков — эпоха морских путей; новейшие века — эпоха океанских путей. И наиболее острые карикатуристы — таланты из „Симплициссимуса" (известный немецкий Сатирический журнал) добавляют теперь к последнему: „Эпоха океанских путей и асфальтовых автомобильных дорог". Автомобильная дорога поставлена сейчас международными торгашами и колониальными надсмотрщиками в ряд крупнейших мировых проблем. Интернациональный рабовладелец хочет добиться любой ценой прочной связи с порабощенными континентами, а мотор требует путей. Уже к началу XX столетия раздел мира между державами отдал в определенные руки определенные пространства. И началась „обработка" этих пространств, освоение новой добычи, переваривание новых кусков. И сейчас это „осваивание" через постройку новых дорог принимает невиданные размеры. Об этом говорят сводки. По великолепной дороге через Сахару курсируют машины, начиная с легковых и кончая огромными — многотонными. Через Аравию недавно пролегли новые шоссейные дороги, рассчитанные по качеству кладки на многие десятилетия. Через Конго пробиваются сквозь заросли надсмотрщики с кнутами, охраняющие кладку новых автомобильных дорог. Проложены полторы тысячи километров дорог от Мельбурна в глубь австралийских прерий. От Рима к курортным лазоревым берегам проложена самая великолепная в мире двухсоткилометровая асфальтовая дорога, прямая, как жезл. Этой дороге поются гимны в капиталистической прессе. От берегов Тихого океана до берегов Атланти-ческого океана перепоясан южно-американский буржуазии сводили историю к истории ВЕЛИКИЕ экономисты человечествав свое время дорог. материк двумя блестящими параллельными линиями автомобильных дорог. Начато прокладкой транспортное шоссе через вассальную негритянскую республику Либерию. И так далее, и так далее. Так кипит и клокочет жар дорожных работ под руководством опытных людей из министерств по делам колоний. Если велики траты по строительству этих милитаризованных шоссе, то еще больше траты по сохранению их, ибо население колониальных пространств, „включенных в орбиту цивилизации'", не хочет сохранять эти дороги, оно ненавидит блестящий асфальт, мягкой красивой гадюкой обвивающий порабощенные страны. Население участка Реклес в Конго какими-то острыми орудиями ночью раскололо и растащило 12 км нового шоссе, по которому до сих пор проезжали военные грузовые моторные колонны. Итак, по сути своей поставленное наукой на службу человечеству, дорожное дело захвачено бандой торговцев и надсмотрщиков и обращено на закабаление народов, на расхищение богатств. „Ученый путешественник" Орнсти-Гор пишет, что „добровольная рабочая сила всегда оказывалась недостаточной для постройки шоссе в Нигерии. Все дороги в Нигерии влекли за собой применение насильного труда". И на фоне этого нового „метода" строи гельства прекрасных автомобильных дорог становится страшной та цена, которая заплачена за эту цивилизацию. Франкфуртский „Умшау" пишет: „Шоссейные дороги самых новейших типов растут по африканскому материку, поражая своим совершенством, но не идет ли это все-таки в ущерб процветанию материка? Вымирание населения изза этих работ достигло большой цифры, и хотя глаз радуют бесчисленные вереницы новеньких машин по шоссе, но надо вспомнить, что каждый километр это годорожно го пу ти 13