СТРАНИЦУО БОРЬБЕ И ПОБЕДАХ„Строящийся Нижегородский автозавод является одной из важнейших Кр 'поспей социалистической индустрии и крупнейшим фактором усиления обороноспособности страны и про <е парской диктатуры — цитадели международной пролетарской революции". (Из акта торжественной закладки Нижегородского завода от 2 мая J930 г).КАК ВЫРАСТАЛ НИЖЕГОРОДСКИЙ АВТОГИГАНТЩЕ НЕ НАСТУПИЛИ дни, когда можно было бы написать сколько нибудь полную историю Нижегородского автомобильн. завода. Даже когда останется позади эти последние предпусковые дни и последние строители и монтажники оставят площадку, чтобы дать место в новых корпусах наладчикам, мастерам, станочникам,— даже тогда еще рано будет подводить итоги огромному делу, каким является постройка и пуск в ход одного из крупнейших заводов социалистической пятилетки. Опыт старших братьев — Сталинградского тракторного и других заводов показал, что пуск в зксплоатацию подобных заводов представляет собой сложнейшее и ответственной дело. И все же в эти дни, когда среди хаоса изрытой заводской площадки наливаются изнутри агрегатами, станками, инструментарием, материалами заводские цеха, полезно и необходимо бросить беглый взгляд на прошлое великой стройки, чтобы еще тверже и увереннее смотреть в новый период истории Нижегородского гиганта, обозначаемый днем 1 ноября 1931 года, днем начала пусковых работ.* **Нижегородский автомобильный завод зарождался под шум оживленных дебатов—следует ли строить завод на 10 тысяч автомобилей и возможно ли в наших условиях построить завод на его тысяч машин в год. 19 декабря 1928 года начало впервые обрисовываться реальное окончание дискуссии. В этот день председатель ВСНХ РСФСР т. С. Лобов сообщил на пленуме московских инженерно технических сил о переговорах с компанией Форда о сооружении на территории СССР крупного автомобильного завода, рассчитанного на массовый выпуск автомобилей. Аналогичные переговоры велись ис „Дженераль-Моторс". 4 марта 1929 года был опубликован приказ по ВСНХ СССР, в котором говорилось; ...„В настоящее время одним из самых узких мест является зачаточное сосюяние внутреннего автостроения, что препятствует более быстрому развитию всего народного хозяйства". Как выход из этого положения, приказ ВСНХ указывал: — „Правительством принято решение построить собственнымисилами мощный автомобильный завод с выпуском 100 тысяч машин в год в две смены". Поставив новую и ответственную задачу, приказ тут же давал ее оценку сравнительно с другими гигантами советского индустриального строительства; 4 %— „Эта задача по своему значению и масштабу стоит на уровне таких крупнейших народно-хозяйственных проблем,как Днепросгрой Тракторострой, Магнитострой, к осуществлению которых уже приступлено". С изданием этого приказа закончилась предыстория будущего Нижегородского гиганта. Завод вызывался к жизни, как одна из неотложных задач советской страны, которую надо было разрешить собственными силами, по образцам лучших достижений мировой техники ив максимально короткий срок. В ближайшие за приказом дни был организован Автострой, во главе с т. С. Дыбецом, приступивший к выбору и исследованию площадки в Нижнем. 31 мая 1929 года — следующая дата, которую необходимо назвать, обращаясь к истокам великой стройки. Переговоры с Фордом, начавшиеся в конце 1928 г., были в этот день закончены подписанием в Дирборне (Мичиган) договора об оказании нам технической помощи в организации и оборудовании нового автозавода. По договору Форд передавал СССР свои планы, патенты, чертежи, необходимые для завода, и обязался командировать на стройку своих инженеров. Срок технического сотрудничеава договором был установлен в9 лет. В продолжение этого срока Форд обязался передавать нам все усовершенствования, которые он будет в дальнейшем вводить на своих машинах, а также ежегодно принимать на свои заводы 50 наших инженеров, техников, мастеров для практики. Огромнейшее и труднейшее дело получило техническое оформление и руководство. Комиссия инженеров Автостроя, во главе с т. Дыбецом, немедленно выехала в Детройт для участия в составлении проектов и изучения методов фордовского производства. Одновременно начинаются работы по постройке Московского автосборочного завода и приспособлению под временную автосборочную Нижегородского завода „Гудок Октября". Начинаются подготовительные работы на заводской площадке. В августовском (№ 15) номере „За Рулем" появляется п рвая сводка „На фронте автостроительства", начавшая собой непрерывною летопись гигантской стройки, продолжающуюся до сегодняшнего дня. 8 го августа в Москву приехали четыре директора фордовских предприятий, во главе с главным директором Соренсоном, подтвердившие на месте правильность выбора места для будущего завода и укрепившие непосредственную связь с фордовскол технической организацией. Как строился соцгород Нижегородского автозавода. Вверху—место стройки вначале 1930 г.; посредине соцгород к июлю.и.октябрю 1930 г.1 внизу—соцгород п почти законченном,виде (конец 1931 г.) мом начале подготовительных работ Металлосгрой допустил потерю темпов, приступив к ним только 24-го августа вместо 10-го. Д ве недели были потеряны. Сейчас, в огромном размахе и разгаре штурмовых работ в Нижнем, трудно без улыбки читать те строки первых сводок нашего журнала, в которых освещались начальные шаги молодого строительства. Эти строки Нижегородский автозавод начат строительством. По рт. Устройство берега и же- сегодня —• уже подИэ фотоархива „За Рулем" лезнодорожной ветки. Июль—август 1930 г. линный клочек стрсительной истории, К этому времени обрисовались технические свидетельствующий об огромных трудностях, и организационные контуры строительства. которые пришлось преодолевать, которые преКоллегия Главмашинстроя ВСНХ СССР поста одолеваются и будут преодолены силой больновила форсировать подготовительные работы шевистского натиска и настойчивости. Первым на площадке и установила срок начала основрагом новой стройки явилось, как всегда и вных работ — 1 мая 1930 г. Главмашинсгрой везде,— бездорожье. определил также срок всех основных строи„Дортранс привез конный каток для насыпи тельных работ — п ятнадцать месяцев. и вскоре доставит паровой каток. Повидимому, Это было очень смелое, подпинно-большек 1 ноября дорогу к площадке сделают, но вся вистское решение. Много позже, на одном из беда в том, что эта дорога является бесполеззаседаний ЦС Автодора (2 апреля 1931 г.) т. ной, так как подойти к ней нет никакой возДыбец рассказывал, как удивлялись американцы можности. Там недавно укладывали водопротакому короткому чисто-боевому сроку. В свой вод и всю дорогу превратили в сплошной ком первый приезд на заводы Форда советские грязи. Ни лошадь ни машина проехать на плоинженеры привезти задание правительства щадку по этой дороге не могут, ибо мостовая пустить завод в 1932 году. Узнав об этом, амевся побита, а других путей нет,"—скорбно отмериканцы очень удивились и сказали, что это — чалось в шестой сводке „На фронте автостронеслыханно малый срок для такого предприительства". Поистине, с самого же начала ятия. строительство Нижегородского завода стало Еще больше,—говорил т. Дыбец, — удивились подлинным и напряженнейшим фронтом! американцы, получив от нас новый срок пуска Между тем, задача, стоящая перед строитезавода в 15 месяцев. Они немедленно об явили, лями будущего завода, усложнялась. В сентябре что это — в ещь неосуществимая и что мы не того же 1929 года президиум ВСНХ постановил успеем даже закончить проект к этому сроку. увели"ить выпуск машин будущего НАЗ со 100 Надо сказать, что американцы, наши технидо 120 тыс. машин. ческие учителя в автостроительстве, имели по Выше мы упоминали, что Металлострой начал собственному опыту солидные основания для подготовительные работы с запозданием. Вслед такого заключения. Однотипный Нижегородза этим строительство оплелось сетью многоскому, заеод Форда в Америке строится уже численных задержек и неполадок. Время для* п ятыйгод ; очень долго строится и фордопостройки подездного пути и шоссе от берега всккй завод в Германии, хотя на обоих предОки на участок Монастырки к началу зимы прияжях будет широко применен принцип 1929 г. было упущено и переброска грузов на кооперирования. Наши технические учителя, участкии чрезвычайно тормозилась. Бытовые как видим, не сумели учесть таких существенусловия для рабочих были чрезвычайно плохи. ных „поправок" к своей строительной и техничеДома для американцев Металлострой возводил ской практике, как энтузиазм советских рабос большой затяжкой. чих, героизм ударных бригад, добавочная энерЯнварь 1930 года застает подготовительные гия социалистического соревнования. работы на площадке в лихорадящем состоянии. С организационно - т ехнической стороны В работах наступают некоторые улучшения, но подготовительные и строительные работы по часть их стоит перед непосредственной угрозой заводу были разрешены следующим образом. срыва. Достаточно указать, что к концу декабря Все строительные работы возлагались на МеМеталлострой произвел работ только на 940 таллострой, который должен был работать под тыс. руб. или 3 % стоимости стройки, исчислявконтролем Автостроя. Все ответственное технишейся для 1929/30 гв 26 млн. рублей. Слабость ческое руководство строительными работами ии медлительность развертывания Металлостроем монтажем оборудования принимала на себя подготовительных работ происходили, правда, американская строительная фирма „Остин Комкак отмечалось в нашем журнале, и потому, что пания". на месте не было тогда сильного аппарата технического надзора Автостроя, который сигнализиНельзя, однако, сказать, что первые работы ровал бы об узких местах работы Металлостроя! на площадке были начаты успешно. Уже в са- Такое положение на важнейшем детище советской индустриализации дальше представлялось недопустимым и нетерпимым. За первые шесть месяцев стройки (с августа 1929 г. по февраль 1930 г.) было выполнено меньше 30% всех работ, хотя до срока, установленного для начала строительства завода1 мая — оставалось только три месяца. При этом сколько нибудь удовлетворительный темп работ приходился на последний месяц этого периодаянварь. Техническим персоналом стройка была, по вине Металлостроя, обеспечена исключительно Одновременно с гиган тским автозаводом в Москве был выстроен автосбоскверно—свыше чем на рочный завод им КИМ, ежемесячно дающий стране сотни машин 3 тысячи рабочих имелось Союзфото несколько инженеров и несколько десятков техников и десятников. нов в день поступало не более 80). Острый недостаток ощущался ив квалифицированной Роковым червем, с первого дня подтачиваврабочей силе. шим молодое строительство, был „хорошо знаА прель1930года закончил собой перкомый старый советский враг — с клок а". вую страницу еще ненаписанной истории НижеВзаимоотношения между „заказчиком" автозавода—Автостроем и „подрядчиком" — Метал- городского детища социалистической реконструкции. Будущий историк озаглавит ее: „Замылостроем сразу же установились ненормальные. сел, организация и подготовительные работы Страницы нашей периодической печати, непо строительству автомоби 1Ьного гиганта перизменно с большим вниманием следившей за вой советской пятилетки". ходом работ, тогда же запестрели тревожными и угрожающими заголовками: „Грызня между Май 19 30 года открывает следующую Явтостроем и Металлостроем", „ Н а строительстраницу в истории гигантской стройки. стве неблагополучно", „Строительные планы не выполняются", „Склока продолжается* и т. д. Достаточно указать, что в первые пять месяцев — „ В о исполнение решения правительства стройки не было даже законченного договора, СССР, 2 мая 1930 г., на тринадцатом году великоторый регулировал бы взаимоотношения кой пролетарской революции, в присутствии „заказчика" и „подрядчика". рабочих-строителей завода, рабочих делегаций Канавина, Сормова, Москвы, Дзержинска, К середине марта и началу апреля темп всех Балахны и представителей партийных, професработ на площадке несколько усилился, но сиональных и общественных организаций Нижеобщее положение продолжало оставаться нагородского края и строительства заложен перпряженным. Чрезвычайно недостаточным было и поступление необходимых строительных мавый камень будущего автогиганта, о чем и териалов (в апреле, в среднем, вместо 300 вагосоставлен настоящий акт".Нижегородский ЗЧБОД. Литейный цех к концу декабря 1930 г. ""•ЯГГ•••raw-Ч?Э шm•jfi-'.*"-"-1 sis: 3^-1УтГ»Г1Мis 1••° .vJM~^S^.т-ч-в!Нижегородский завод. Установка металлических конструкций кузнечного цеха и вид собранного рессорного •-• цеха к концу октября 1930 г. Из фотоархива „ З а Рулем' нехватало каменщиков , б етонщиков , арматурщ иков ; с кверно было поставлено и снабжение наличных рабочих. 2 1августаЦКВКП ( б ) вынес специальное постановление о строительстве Нижег ородского автозавода, в котором предложил Авгострою и пар1Ийным организациям, мобилизовав активность и инициативу всей рабочей массы ишироко развернув ударничество и соцсоревнование, доби т ься действительно боевых темпов ра оты. обеспечить полную ликвидацию прорывов, чтобы закончить строи ельство всроки календарного плана. Постановление ЦК давало ряд конкретных директив всем партийным и профсоюзным организациям края дл i поднятия массовой работы на строительстве на должную высоту. В ангусте были закончены фундаменты для начавших прибывать импортных конструкций. С б рка конструкций и составила основные работы ближайшего периода (октябрь - декабрь). В октябре того же года приказ ВСНХ СССР решительно покончил с двоевластием, дотоле господствовавшим на стройке. Металлострой был подчинен начальнику Автостроя и весь его аппарат передавался Двгострою на ходу. Сентябрь октябрь ознаменовались переломом в массовой работе после постановления ЦК и все возрастающим развитием ударничества и энтузиазма С| еди рабочих. Значительно оживилось и строительство соцгорода. Если январь 193Э года застал на площадке довольно беспорядочные и малосистематифеские работы, то в январе 1931 года вся страна явилась свидетельницей больших успехов стройки, несмотря на ряд затруднений—из них первое продолжавшаяся острая нехватка строительных материалов. Зимние месяцы с холодами, ветром и снегом чрезвычайно осложняли все строительные работы. Но партией и правительством были поставлены точные сроки,выдвинута боевая задача — и, к акво ' в сякомбою , проявился здесь подлинный героизм наиболее сознательной части рабочих. Сборка конструкций была произведена скорей всехпоставленных сроков. Механос борочный цех должен был быть собран по плану 15 декабря, но уже 28 ноября все конструкции высились на своих местах. Вес этих конструкций—4500 т, а цех, длиною свыше по,, 0|| лукилометра, являете» величайшим из Нижегородский завод. Кузнечный цех (южная сторона Рулем,; всех выстроенных в СССР к тому врацу июля 19d0 г. Из фотоархива „ З а8 Такими словами заканчивается акт торжественной закладки автозавода, начавшей новый период напряженнейшей работы. Первый месяц основного строительства заняли работы по очистке и дренажированию площадки завода, разбивке корпусов цехов и „работы в земле" по рытью котлованов фундаментов для их стен иколонн . Начались бетонные работы и строительство социалистического города (первой очереди). Всего на работах в этот период было занято до 7 тыс. человек, о днако попрежнему недостаточно" обслуженных техническим надзором. На новой странице Нижегородского строительства тоже сразу же не обошлось без темных пятен. Прежде всего, фирма „Остин Ком ­ п ания " ни по качеству рабогы, ни по срокам своих обя *зтельств не выполнила. По договору американцы должны были закончить все проекты по заводу к апрелю, но ксерединеиюня Автострою были переданы далеко не все проекты. Продолжались и затруднения внутреннего, о рганизационного хараюера. Основной „подрядчик" строительства — Металлострой, в предыдущий период терявший, к ак указывачось, все темпы, передал некоторые специальные работы (постройку путей, проходку и оборудование буровых скажин . элекфотехник>) другим организациям, которые, подобно ему, выполняли свои обязательства далеко не в срок. К июлю1930года строительство все же было развернуто уверенными темпами, по календарному плану. Но здесь оно встретило-ь во всей остроте с новым препятствием—огромной нехваткой квалифицированной рабочей силы. Энергия 10 тысяч рабочих и трехсот инженеров меоами переходила в подлинное ударничество и неподгельный энтузиазм — и все же строительство завода и постройка соцгорода находились перед постоянной угрозой : Л-:,У*^-Нижегородский завод ваканчива' ется пост ойкой. Вверхутепло» электроцентраль, посредине «•* общий вид рессорного цеха, вни^ sy — с бо - к а шестишпиндельныХ токарных « т анковСоюзфотешшtflfes№••'••ШШ|1- -130351 И£8ВЗ*SIB мени цехов. 25 декабря строители кузницы, ремонтно-механического и рессорного цехов перевыполнили программу ударного квартала. В зги дни строители и монтажники Нижегородского автогиганта показали изумленным американцам... сверхамериканские, б ольшевистские темпы работ. 21 февраляСТО вынес специальное постановление о Нижегородском заводе, в котором был намечен ряд мер для обеспечения нормального пуска в ход первого советского автогиганта. Вопрос о ходе строительства рассматривался Центральным советом Автодора . 2-го апреля 1931 г. ЦС отметил по докладу т. Дыбеца ряд значительных достижений завода (своевременную выработку очень сложного технологического проекта, осуществление в конце 19J0 года огремной работы по сборке конструкций и подведению под крышу основных заводских цехов, широкое развитие соцсоревнования и ударничества и др.) и постановил просить высшие органы Союза дооборудовать до начала 1932 г. Н А3 до полной мощности в 140 тысяч машин. 25 апреля была полностью закончена сборка и установка всех металлических конструкций. С этого времени наступает второй этап работ по заводу — оставшиеся строительные работы, отделка, монтаж оборудования, организация внутризаводского транспорта и формирование всего заводского организма—от основных рычагов до отдельных „винтиков". Пуск цехов и возможно скорое устранение „детских болезней" пускового периода—все это лежало и частью еще лежит пред всем заводским коллективом в текущий период. С 14 мая по 14 июня был об'явлен в виду острого недостатка в рабочей силе „месячник помощи автозаводу". Эти месяцы были об'явлены месяцами штурма. И с 14 мая поезда и пароходы ежедневно подвозили на стройку тысячи энтузиастов-рабочих Нижнего, Канави-на, Сормова, Дзержинска, пришедших отдать свой выходной день де^у великой стройки, делу пролетариев всего Союза. Их торжественное обещание содействовать Нижегородскому строительству не осталось одними только привегственными словами в торжественном акте закладки огромного завода.9