10
11
ВТОДОРОВЦЫтехниМеханический транспорт становится достопроизводства работ. Машинное оборудование янием отдаленнейших уголков нашего Союза, и-привозные материалы необходимо приготоно хороших дорог там еще мало. • вить заблаговременно ив достаточном колиПервоначальный толчок к выходу из бездочестве до .начала работ. Проект дороги, являрожья дает метод «стадийного строительства», ющийся основным началом при работах, долт. е. постепееного улучшения сети дорог, кожен быть составлен с учетом дальнейшего торое с успехом •применяется в последние горазвития дороги так, чтобы это развитие могды в САСШ. ло быть произведено без значительной потери ул<е сделанных работ. Дорога хотя и поМногие районы, страдающие от неустроенстроенная из дешевых материалов, должна,. ных, грязных дорог, не могут, разумеется, однако, быть как бы вчерне готова для дальсразу .перейти на благоустроенные высококанейших улучшений, .которые могут потребочественные дороги. Ближайшая цель при. безваться в связи с ростом движения. Много дорожьи — это освободиться от грязи. есть еще и других требований, предъявляемых Как только она достигнута, появляется нок начертанию линии дороги. вая потребность — избавиться от пыли. Развивающиеся потребности движения и улучшение экономических условий заставят сделать Начертание линии дороги следующий шаг, состоящий в битумировании грунтовых и гравийных дорог одним из де- • Начертание дороги должно производиться с шевых и практичных способов, выработавшихмаксимальной тщательностью, так как оно ся в последнее время в САСШ и начатых в имеет решающее значение как в- смысле трудопытном масштабе в Союзе ССР. ности постройки, так и будущего ремонтного содержания и передвижения по. ней. Дорожным экономистам надо приложить все усилия для Организация строительства дороги подсчета той пользы, которая получится при транспорте по тому или другому виду будуОсновой организации массового дорожного щей дороги. Выбирается такое проложение строительства (дорог низкой стоимости) ..доллинии дороги, которое было бы наилучшим из жно явиться трудовое'участие.населения-с невсех возможных вариантов (между заданными пременным условием- хорошей налаженкости конечными пунктами), и, что самое главное,— дела со стороны административно-технического .надзора. Автодоровские организации, со-, дороги должны иметь возможно прямое направление. действующие участию .населения в дорожных При проходе дороги мимо небольших насеработах-, должны, в достаточной мере овладеть ленных мест предпочтительнее устройство ботехникой дорожного строительства. Неудачи ковых' веток к этим местам, чем общее отв работе ведут к уменьшению интереса насеклонение всей линии от того наилучшего наления, к хорошей дороге.. v правления, которое диктуется природными тоРазмеры отпускаемый; денежных средств пографическими, почвенно-грунтовыми и др. должны быть заранее определены. Принятый условиями. об'ем работ не должен меняться в процессеИз нашей дорожной техники ближайшего будущего. — Как проехать в селение Н? — Легко узнаешь: старая дорога „кружит" и изрыта колеями, новая—идет прямо и покрыта гладкой одеждой10 Глубокий ввод крепкой | устойчивой дороги во двор совхоза обеспечит ему хороший путь, начинающийся непосредственно от самых строений и выводящий на общую дорогуж' з В "ШШШВШШШШШШШШШШТрассировка дороги в горных районах, где возможны интенсивные ливни, желательна с уклонами), не рревышаюшими 6% во избежание размыва канав *, при незначительном же уклоне в таких условиях необходимо увеличение поперечного ската дороги для обеспечения быстрого схода воды с дороги в канавы. Американцы считают, что другим мотивом для уменьшения величины крутых под'емов на горных дорогах, тртебующих для «взятия гаэд'ема» значит ел ыного .р.аскода энергии машины, является тот факт, что мощность машины как разв этих условиях понижается иногда до 25% вследствие меньшего засасывания бензина и более быстрого закипания охлаждающей воды (из-эа того,,, что иа горных высотах атмосферное давление меньше, чем внизу). Вопрос о величине под'емов и уклонов тесно связан с об'емюм и характером земляных работ. Земляные работы торами, были бы произведены по возможности заранее, чтобы избежать задержки в работе с столь тяжелым оборудованием как экскаватор. Узкоколейные пути и вагонетки емкостью в1 куб. м являются наилучшими для устройства насыпи и выемки, причем они могут передвигаться вручную. Опрокиды вающиеся повозки (грабарки) с конной тягой также могут применяться с успехом. Пневматическое сверление при помощи воздушных компрессоров при скальных выемках дает экономию во времени и средствах по сравнению с сверлением вручную почти во всех случаях. Механики, работающие на различных машинах, должны быть хорошо подготовлены для работ именно в местных условиях, которые; часто являются глубоко своеобразными. Взрывные работы при разработке выемок в скальных районах, вообще всегда опасные, должны производиться с максимальными предосторожностями, особенно в тех случаях, когда рабочие не вполне опытны. Урочные работы часто более плодотворны, чем поденные, и дают двойную продукцию за то же время. Необходима большая тщательность в защите новых работ от размывающего действия сильных ливней. Это лучше всего достигается посредством устройства перепадов из дерева ' или камня. Нагорные канавы при выемках предупреждают размыв откосов. Для пропуска воды под дорогой необходимы искусственные сооружения. Искусственные сооружения Расходы на устройство сооружений в районах с сильными ливнями велики. Вследствие отсутствия удобного сообщения стоимость материалов, обычно употребляемых для соору жений (цемент, дерево и пр.), может быть а 2—4 раза дороже, чем на месте производства материалов. Поэтому является необходимость в замене этих привозных материалов подходящими местными. .• ' Во многих случаях может быть получен известняк и обожжен в известь в обычных напольных печах в районе постройки, а каменная кладка на извести может быть успейаяа и экономична. Дерево большинства местных nullЗемляные работы в общем могут быть разбиты на три класса, в еавиоимости от рельефа местности. В равнинных и холмистых Местностях наиболее подходящими в техно-экономическом отношении являются: при профилировании в нулевых работах—(мощный трактор и тяжелый грейдер для разки грунта, средний трактор и средний грейдер для перемещения :срезанного грунта; далее, для работ по под'eMiKie дорожного полотна (насыпи) необходим грейдер-элеватор, гусеничные тележки с трак, торной тягой и целый ряд других машин. Все .эти машины, составляющие отряд, непригодны для случаев скалистых грунтов. Земляные работы в горных районах не могут быть обыкновенно сделаны тем оборудованием, которое употребляется в равнинных и холмистых районах. Экскаваторы являются наиболее экономичными при работах на горных дорогах, обычно проходящих по косогорам, но существенно, чтобы сооружения и работы, которые не могут быть экономично выполнены экскава'. По нашему стандарту в горных местах, наибольший нормальный по'д'ем для дорог низкой стоимости—6—9%, наибольший под'ем в исключительных случаях в этих же условиях—7—10%.