род может быть использовано для постройки мостов и труб, и привозными материалами должны явиться лишь болты, скобы и гвозди для мостов. Очень часто имеет место стремление сделать слишком много сооружений, притом слишком больших отверстий. Лучше преуменьшить, чем преувеличить как то, так и другое. Грузы, размер и вес повозок обычно превышают то, что предвиделось, и поэтому следует избегать делать сооружения слишком легкими и слишком узкими. Следующей ступенью работ является улучшение проезжей части путей покрытия ее каким-либо дешевым типом одежды. Типы одежды дорог Вопрос о типе одежд для дорог низкой стоимости разрешается применением целого ряда различных видов юдежд, каждый из котирых более или менее удовлетворителен. Главнейшее условие заключается в использовании местных материалов и сведении расходов по транспорту материалов до минимума. Полевые исследования обычно открывают материал, который самостоятельно или в комбинации с другими местными материалами при соответственной обработке дает дорогу с удовлетворительными транспортными свойствами. Такими материалами являются песчано-гли-, нистые смеси, искусственные или натуральные (образующие дорогу или находящиеся вблизи дороги на небольшой глубине), гравий, хрящ, выветрившиеся каменные породы, шлаки и проч.; песчаниковые породы почти не связываются и обычно нуждаются в добавке глины или другого связующего материала. Из этих материалов получаются следующие основные типы дорог: а) песчано-глинистыедля -незначительного движения в мягком климате; б) песчано-глинисто-гравированные — для более значительного движения в мягком климате; в) гравийные — для среднего движения в холодном и влажном климате (обладают проездностыо ив распутицу); г) тонкослойные щебеночные и шлаковые — по типу гравийных, без песчаного основания, пригодны для тех же условий, что и предыдущий тип. Обработка этих одежд битуминозными материалами на небольшую толщину экономически почти всегда оправдывается. Проф. К. КупреяновПереписка сЧИТАТЕЛЯМИВ редакцию , 3 а Рулем" поступают многочисленные запросы, большей частью однородного характера. Не имея возможности ответить на все эти запросы письменно, редакция дает здесь краткие ответы на наиболее характерные из них. I . ГДЕ УЧИТЬСЯ АВТОДЕЛУ? Список учебных заведений по автотракторному и дорожному делу помещен в № 21 «За Рулем» за 1931 г. (стр. 29.) Для лиц, не имеющих возможности по каким либо причинам (территориальным, служебным, семейным и др.) заниматься непосредственно в этих учебных заведениях, организовано заочное обучение. Так, при ЦС Автодора имеются заочные курсы по автотракторному и дорожному делу, готовящие водителей 3-й категории и дорожников-техников. Адре этих курсов: Москва, Садовая Кудринская, 17. По этому адресу следует послать заявления о желании поступить ка курсы и 15-копеечную марку для высылки анкеты и проспекта. Кроме того, для водителей и дорожников, желающих повысить свою квалификацию, при московском Автодорожном Институте (Москва, Садово-Самотечная ул., д. 10) и московском Автотракторном Институте (Москва, Благовещенский пер., д. 1) имеются сектора заочного обучения. По вопросу об условиях приема надо обращаться непосредственно по указанным адресам. 2. ГДЕ ПРИОБРЕСТИ ЛИТЕРАТУРУ ПО АВТОТРАКТОРНОМУ И ДОРОЖНОМУ ДЕЛУ? За литературой по автотракторному и дорожному делу нужно обращаться в Отдел Транспортной Литературы Книгоцентра (Москва, Богоявленский пер., д. 4). Редакция «За Рулем» непосредственно высылкой литературы не занимается и никаких справок не дает. 3 . 0 ВЫСЫЛКЕ ЖУРНАЛОВ И КНИГ „БИБЛИОТЕКИ ЗА РУЛЕМ" ЗА ПРОШЛЫЕ ГОДЫ Журналы и книги «библиотеки За Рулем» за 1928, 1929, 1930 и 1931 гг. издательством не высылаются, так как тиражи этих изданий разошлись полностью. 4. КАК ПРИОБРЕСТИ МОТОЦИКЛ?Для приобретения мотоцикла из-за границы необходимо получить специальное разрешение (лицензию) от Наркомвнешторга, куда надо обратиться с ходатайством через местный Отдел торговли при Исполкоме. Цена мотоцикла фирмы «Харлей Давидсон» около 2 000 руб. на наши деньги (за каталогами надо обращаться непосредственно к фирме). По получении новых сведений, редакцией будет дана своевременная информация на страницах журнала; 5 . ЖАЛОБЫ НА НЕДОСТАВКУ ЖУРНАЛА И „5ИБ ЛИ0ТЕКИ ЗА РУЛЕМ" надо направлять непосредственно и исключительно в то почтовое отделение, где была сдана подписка. При жалобе на местное почтовое отделение — в Центральный почтамт (Москва, улица 1 Мая, д. 25).