Мое NBAНАРА-ПУММАШИНЫ В ПРЕДДВЕРИИ ПУСТЫНИ<Первый этап грандиознейшего автомобильного пробега пройден», — телеграфировали 2 августа корреспонденты-участники автопробега Москва—Кара-Кум—Москва из Ташкента. Позади остались 3 950 км пути, пройденного через Московскую область, Горьковокий край, Чувашию, Казакстан. По протяжению и разнообразию дорожных и климатических условий первый этап явился несомненно чрезвычайно трудным и по сути дела большим самостоятельным пробегом. Особенно трудным участком был путь от Ирлиза до Аральского моря через пески Малых Кара-Кумов. Первый большой этап позволяет подвести и первые — предварительные—• итоги того, как вели себя в пробеге машины от Москвы до Ташкента. Серийные советские машины показали свои высокие качества. Они обладают большой проходимостью, выносливостью и прочностью. К машинам завода им. Сталина можно предъявить лишь одно требование: при работе в южных районах их нужно оборудовать более емкими радиаторами для быстрого охлаждения воды. Хуже работали импортные трехоски: они чаще портились и застревали в пути. Что касается «обуви» автомашин, то надо сказать, что покрышки из синтетического каучука—-безусловно прочны; покрышки из таусагыза работали превосходно; сверхбаллоны показали хорошую проходимость. З а весь путь из строя не выбыл ни один из крупных електроагрегатов, что говорит о повышении качества продукции московского Электр о комбинат а. После шестидневного отдыха в .Ташкенте колонна автомашин вышла в Ура-Тюбе. Проходя через узбекские и таджикские районы, колонна встречала исключительно радушный прием. Буквально через каждые полчаса колхозные конные отряды со знаменами приглашали участников пробега остановиться в том или другом колхозе. В каждом кишлаке к Мишине выносили блюда с горячими кушаньями и фрукты. Дороги приведены в прекрасное состояние. На другой день после выхода ив Ташкента колонна в полном составе, без аварий и поломок, строго соблюдая график движения, прибыла в Самарканд. Дальше — путь на Старую Бухару. Он лежал через Кермине. Этот "участок будет памятен колонне по обилию пыли. Тончайшая «лессовая» пыль покрывает дороги Средней Азии, причем слой ее достигает местами 20 см толщины. Машины шли в непроницаемых тучах пыли. Временами было трудно дышать, так как поднятая машинами пыль настолько легка, что при отсутствии ветра часами висит в раскаленном воздухе. Путешествие по таким дорогам без пылеочистителей сокращает скорость машин в четыре раза, ибо «лессовая» пыль содержит большое количество кремня. Попав в цилиндры и смешавшись с маслом, пыль действует на металл, как наждак. После Кермине, по просьбе Гиждувавокого райкома партии и рика, колонне пришлось несколько изменить маршрут. Колхоз им. Молотова просил участников пробега убедиться в том, насколько хороши у него дороги. Автоколонна сделала небольшую петлю и не пожалела об этом. Накануне хлопкоуборочной кампании молотовцы так подготовили дороги, что им могут (позавидовать даже подмосковные районы.Головная машина колонны Каракумского пробега в пути. На СНИМКЕ слева направо: начальник автоколонны т. Мирецкий, корреспондент «Известий» т. Эль-Регисган, лучший водитель т. Уткин Фото Пенсона (Союзфото) II IIIlllllllillllПеред отправкой из Ташкента машины автоколонны Каракумского пробега оыли тщательно осмотрены и провереныФото Пенсона (Союзфото)И дальше, двигаясь через .Бухарский оазис, пылеуловителей, водители увидели густую, мимо колхозов им. Ленина, км. Сталина и др., грязную , массу, покрывавшую цилиндры и участники пробега всюду видели .покрытое поршни. Пришлось оменить поршни. гравием ровное pi сносе, прочные мосты, арыки. Остальные машины, снабженные пылеуловиТак колхозники Средней Азии встретили автелями, работали в пути нормально. Лучше токолонну. Они покрыли гравием 70 км шоосе. . всех работая пылеуловитель системы Мальберга. Пылеуловитель Ветчинкина почти не защи... Осталась позади Старая Бухара. Машины щал мотора. В условиях Средней Азии пылеидут на Чарджуй. Тяжелый путь, в особенноуловители должны стать обязательной деталью сти между Каракулем и )Фарабом. Он оказалкаждой машины, так как применение его позся не менее трудным, нежели барханы Малых воляет вдвое увеличить срок работы мотора Кара-Кумов. Машины двигались по мелким сыпо сравнению с машинами, работающими без пучим пескам, видевшим до сих пор только пы леул овит ел ей. ишаков да верблюдов. Чтобы дойти до Фар аба, командор распоПервые километры по пустыне были полны неожиданностей. Из машины видны обширные рядился пустить в ход прорезиненные ленты хлопковые поля, бахчи, посевы кукурузы, джудлиной в 25 метров. По разостланным лентам гара. Только после Арыша, пде стоял столб с шли тяжелые машины. Чтобы освободить от песка буксующие колеса, людям пришлось пус_надписью: «Не забудьте взять с собой воду», потянулись мелкие сыпучие барханы. кать в ход лопаты, доски и чаще всего... руки. Борьба с песками продолжалась' всю ночь. МаПокрытые песками участки встречались редко, большей частью машины шли по твердой шины с большим уаилием .шли на первой и дороге, позволявшей развивать скорость до второй скоростях. Сверхбаллоны еще раз по50 мм. казали на этом трудном участке свое преимущество: они не только легко и свободно преДва дня колонна шла левым берегом Амуодолевали тяжелые места, но машина с сверхДарьи. Пейзаж и климатические условия изменили у участников .пробега представление о баллонами даже буксировала машину № 5. К ар а-Кум ах. обутую в нормальные узкие шины. • Где голые, жаркие пески? Где зной? МашиЭтот путь явился одной из самых тяжелых ны шли по твердому грунту третичной эпохи, проб стандартной советской машины. Проба вместо жары—сильный прохладный ветер. В кончилась победой: все машины прошли учаэтой части пустыни было холоднее, чем на сток Кзыл-Кумов. За 10 часов машины покрыСредней Волге. Температура с 40—45° падала ли только 18 мм, но иэто — п обеда . Здесь до 20—18°. уместно припомнить, что в песках Средней За двое суток езды по пустыне Кара-Кум Азии даже машины «Рено-Сахара» иногда промашины прошли 500 км со средней скоростью ходили в сутки 4—5 км. 30 км в час. • Дальше колонна шла туркменскими джунгляВот она—пустыня. Знойная, беопощадная, с ми, где кустарники зачастую выше тентов гру50-градусной жарой днем .и с холодом по нозовых машин, а корми их вьются по дороге. чам. Пустыня, которой боится, виноват, боялТем не менее, в колонне не было ни одной ся человек. На границе ее 100 .участников перполомки. Целы и покрышки. вого в мире по длине, трудности и большому В полдень 19 августа автоколонна стартоваколичеству машин пробела бесстрашно смотрят ла из Ново-Ургенча на Ташауз. вдаль, готовые к любым трудностям, любым Преддверие пустыни встретило колонну доиспытаниям. вольно милостиво. Но впереди — сотки килоДва дня стояла кошонна на пороге Кара-Куметров страшных сыпучих барханов, впереди мов, осматривая и выверяя моторы. Осмотр их настоящая пустыня—безводная, безлюдная, показал всю вредность «лессовой» пыли. Когда дикая. сняли головки моторов машин, шедших без 20 августа A, K-H