21
22
ПОРЯДОК ПРОФИЛАКТИЧЕСКОГО ОСМОТРА АВТОМОБИЛЯ(ДЛЯ СВЕДЕНИЯ МОЛОДЫХ ШОФЕРОВ)В борьбе за хорошее техническое состояние автотранспорта, за более интенсивную и продолжительную службу автомашины, уход, профилактический осмотр и ремонт—это главное. Между тем в мелких автохозяйствах, где зачастую работают молодые малоопытные шоферы. уход за машиной далеко не на высоте. Очень часто это происходит только оттого, что малоопытный шофер не знает, на что обратить главное внимание, в какой последовательности осуществлять уход п профилактический осмотр своей машины. Я работаю механиком в НАТИ по испытанию машин на износ ив данной статье я хочу поделиться своим опытом и описать тот последовательный ход процессов, который я применял при осмотре машины ГАЗ-А и ГАЗ-АА для производства профилактического ремонта. Я начинаю сдвигателя . Я выслушиваю работу его на разных числах оборотов, чтобы проверить, пет ли стуков, характерных для подшипников коленчатого вала, шатунов, пальцев и клапанов. Затем перехожу к осмотру. Просматриваю крепление двигателя к раме, особенное внимание уделяю передней подвеске его, проверяю целость спиральных и пластинчатой пружин, затяжку прокладок: нет ли течи воды, масла, прорыва газа, просматриваю головки блока, водяных патрубков, впускного и выпускного газопроводов, клапанной крышки, нижнего картера, попутно проверяю состояние заднего и переднего сальников. Затем осматриваю и проверяю выпускной газопровод (коллектор): нет ли на нем в месте колена трещины и какова затяжка хомута, соединяющего коллектор с глушителем (слабая затяжка может вызвать прорыв отработанных газов и даже поломку развальцовки глушителя). После этого я перехожу к водяной помпе, ее сальнику и продольным люфтам валика, на котором сидит крыльчатка (люфт должен быть незначительным, при большом продольном люфте валика во время работы мотора слышен характерный стук). Далее я проверяю состояние шкивка коленчатого вала: пет ли'у него начальной продольной трещины в месте посадки его на вал. После этого перехожу крадиатор у. Проверяю его целость: нет ли течи, не отстали ли боковые планки в месте крепления радиатора к раме иу верхней коробки (это случается с новым радиатором). Проделав все эти операции, я перехожу к проверке зажиганияиэлектрооборудо ­ в ания . Здесь я прежде всего осматриваю днстрибютор, осматриваю контакты прерывателя и зазор между ними, кулачок и косточку на молоточке (величину сработки и крепление ее), затем перехожу к свечам, проверяю целость фарфора (для этого очищаю и промываю их от нагара), проверяю правильность зазора между электродами. При осмотре электропроводки я слежу за тем, ист ли повреждений изоляции и все ли наконечники в местах присоединения концов. Попутно я заглядываю в переключатель света _(луковицу): не загрязнены ли контакты маслом, попадающим через сальник рулевого картера. В аккумуляторея проверяю крепление его на своих кронштейнах, а затем уровень электролита в каждой банке, плотность и чистоту зажимов, чистоту пробок и поверхности аккумулятора. (Электролит должен быть на уровне нижнего конца наполняющей трубки. Действие электролита снаружи аккумулятора я уничтожаю, вытирая это место обтирочными концами, смоченными в нашатырном спирте, а для того, чтобы предохранить контакты от разъедания, покрываю их слоем вазелина, в крайнем случае—тавота). Если стартер работает исправно, не искрит и не нагревается, то я ограничиваюсь лишь осмотром привода бендикса, для чего снимаю стартер и проверяю крепление винтов пружины привода, так как резьба винтов от работы ослабевает, и нередки случаи, когда винты попадают в картер махоЕика, создавая немало неприятностей. Д инамоя проверяю при работающем моторе; смотрю, нет ли искрения щеток, чист ли коллектор и какова сила зарядного тока; устанавливаю, когда была произведена в последний раз смазка подшипников (надо смазывать через каждые 2 000 км). При осмотре передней оси проверяю и осматриваю, не погнута ли она, осматриваю люфт в шкворнях поворотных цапф (разработка втулок) и развал колес, крепление упорной вилки (яблока) в месте картера сцепления (при слабом креплении яблока езда опасна, так как достаточно незначительного удара передними колесами, чтобы разбить картер сцепления); далее проверяю состояние передней рессоры и подвесок, крепление стремянок, осматриваю наличие тавотниц и прохода смазки, шипы и давление в них, обода или диски (у грузовой). В рулевомуправлениия осматриваю люфт рулевого колеса (штурвала), крепление картера рулевого управления к раме (при слабом креплении при поворотах рулевого колеса вправо и влево картер будет незначительно перемещаться снизу вверх и наоборот), проверяю крепление сошки на квадрате сектора и люфт продольной и поперечной тяг. При большом люфте в каком-либо из соединений мало ограничиваться подтягиванием, необходимо отвернуть пробку и убедиться в целости пружины, поинтересоваться сработкой шарового конца рычага поворотной цапфы п пробкой. Переходя затем ксцеплени ю, я проверяю иа-ходу трогание с места, переключение скоростей и работу педали. J3 коробкепередачя смотрю, нет ли трещин и не утекает ли смазка через боковую и верхнюю крышки, затем по контрольной пробке проверяю уровень смазки. Просматривая после этого промежуточ ­ ный валикарданноесочленение , я проверяю плотность сальников и прокладок в кожухе ведущей шестерни промежуточного вала и гука, а также наличие на своих местах тавотниц. Приступая к осмотру заднегомоста , я сначала проверяю уровень смазки в дифере, В Баку построен новый гараж на 200 машин для нефтезаводов Азнефти. На Всеазербайджанском автоконкурсе гараж занял первое место и получил почетное красное знамя за перевыполнение производственной программы и ликвидацию аварий. На снимке—общий вид центрального автогаража. Фото Шевцова (Союзфото) затем крепление стремянок задних рессор, наличие тавотниц и, наконец, проникновение смазки в седло кронштейна задней рессоры (нередки случаи сдвига одной из двух втулок, которая закрывает смазывающие отверстия в теле седла). Затем я осматриваю состояние задних рессор и подвесок, шин, ободов или дисков. Переходя камортизаторамитормо ­ з а м, я контролирую работу амортизаторов, проверяя их герметичность посредством качания за рычаг вниз и вверх (для этого рычаг амортизатора с конца соединительной стойки необходимо отъединить). Неработающий амортизатор не дает нужного сопротивления качанию рычага вниз и вверх. Такой амортизатор я снимаю для ремонта. Если же амортизатор в исправности, то проверяю крепление болтов его к раме и рычага на квадрате. Кроме того, я контролирую состояние тормозных тяг и пластинчатых пружинных держателей—не погнуты ли они и не потерты ли тяги в местах касания держателя, не лопнул ли держатель, проверяю действие тормозов. При плохой их раооте выясняю, в каких климатических и дорожных условиях эксплоатировалась машина, в связи с чем устанавливаю, нужно ли восстановить тормоза подвертыванием регулировочного винта (квадратик) или же снять ступицу и промыть от грязи и масла колодки и тормозной барабан. КУЗОВ Осмотр кузова включает в себя проверку работы дверок (замков, ручек, петель и крепление их), работы стеклоподъемника, крепление и состояние крыльев и кронштейнов их, крепление фар, целость верха, боковин, обивки, дуг, верха и наличие застежек и кнопок (на легковой машине). П ередвыпускоммашины из профилактического ремонта я сменяю масло в двигателе, снимаю и промываю карбюратор с продувкой насосом всех жиклеров, снимаю и промываю отстойник и его фильтр. Описанный перечень процессов осмотра автомашины дает полную картину состояния машины. Н. ЖирноеРАСПРЕДЕЛИТЕЛЬ ГАЗ И УХОД ЗА НИМПредложение т. Хорунжего (г. НовоБорисов, БССР) Многие шоферы в порядке ухода за системой зажигания усердно зачищают наждачной шкуркой выступающие электроды корпуса распределителя двигателя ГАЗ, в результате чего расстояние между электродами и пластинкой ротора увеличивается. Последствиями являются затруднительный пуск двигателя и работа с перебоями на малых оборотах. Оттяжка электродов путем расклепки или выгибание пластинки ротора для уменьшения промежутка не достигают цели и вызывают поломку карболита. Мое предложение сводится к следующему. 1. Зачистку электродов производить с помощью тряпки, смоченной в бензине. 2. Употреблять шкурку № 0 или № 00 и только в случае большого окисления электродов. 3. В случае большого зазора произвести напайку электродов оловом, после чего припилить напаянные места, установив нормальный зазор между электродом и пластинкой, равный 0,4 мм.РЕМОНТ ЭБОНИТОВЫХ ДЕТАЛЕЙПредложение шофера Иванова В. М. (г. Кирсанов, ЦЧО) Ремонт поврежденных эбонитовых деталей до настоящего времени является очень затруднительным для гаражей. Пробой или поломка крышек магнето, корпусов распределителей, банок аккумуляторов и пр. вызывает немало простоев. Предлагаю простой способ, легко применимый в наших хозяйствах и не требующий специальных навыков. Деталь, имеющую поврелсдепие, трещину или волосной пробой током высокого напряжения, пропитываем ацетоном, в котором растворен целлулоид или кинолепта, с которой предварительно смывают водой эмульсию. Такой раствор хорошо пропитывает все поры и трещины эбонита. Ацетон, испаряясь, оставляет слой целлулоида, хорошо сопротивляющийся высокому напряжению и не поддающийся действию кислот, что позволяет ремонтировать трещины аккумуляторных банок.22