20
21
ЕДИНАЯ СИСТЕМА ЭЛЕКТРОПРОВОДКИДЛЯ ВСЕХ МАШИН СОВЕТСКИХ МАРОКНа страницах журнала «За рулем» уже неоднократно поднимался вопрос о том, что у нас необычайно мало внимания уделяют вопросам электрооборудования автомобилей. Каждая из лроизводимых у нас марок (ГАЗ, ЗИС и ЯЗ) имеет свою систему проводки. Между тем стандартизация электроприборов (динамомашины с реле, стартеров, бобин, амперметров, сигналов и фар) на всех машинах наших заводов дала бы колоссальный экономический эффект как с точки зрения производства, так и эксплуатации. Такая стандартизация сблизила бы наши отечественные автомашины, облегчила бы изучение системы электропроводки и уход за ней. Применяемая в настоящее время система электропроводки на автомашинах ГАЗ и ЗИС характерна следующими качествами: ГАЗовская (фордовская) проводка проста, количество и длина проводов сведены до минимума. Но все же эта система страдает целым рядом дефектов: а) замок-выключатель с бронепроводом часто служит причиной простоев машин, причем изза сложности затруднено исправление его и обычно приходится в случаях порчи заменять замок новым. В производстве он дорог, обслуживает лишь цепь зажигания, оставляя осветительную цепь и цепь сигнала постоянно включенными. Это обстоятельство очень часто при непроизвольном нажиме на кнопку сигнала или при повороте рычажка переключателя света является причиной разрядки батареи. Наконец, замок этот сложен по своей конструкции, так как является одновременно и предохранителем от увода машины. В нашей действительности нет никакой надобности в такой конструкции замка, тем более, что секрет ее всем известен и при желании можно пустить двигатель ив замкнутом состоянии. Поэтому этот замок-выключатель можно с успехом заменить более простым, дешевым и доступным для осмотра. Конструкция замка должна быть такой, чтобы он мол обслуживать не только зажигание, но и всю электропроводку; б) ГАЗовский (фордоЕСКий) переключатель освещения (расположен на конце рулевой колонки) всегда замасливается разжижившимся тавотом. Вместе с ним промасливается изоляция проводов освещения, и это часто вызывает простои машин и преждевременный износ проводов. 'Этот переключатель необходимо перенести в более безопасное для проводов место; в) отсутствие в проводке ГАЗ предохранителя в цепи влечет'' частые простои машин из-за разрядки батареи и из-за порчи амперметров и бобин. Следовательно, необходимо ввести хотя бы один предохранитель на всю цепь. ЗИСовская проводка сложна и дорога: все провода подходят к общему выключателю на щитке против сидения шофера, они очень длинны и запутаны. Выключатель сложен, часто портится, и исправление его для рядового шофера непосильно. ЗИСовский включатель стартера замыкает в переходной коробке провода от батареи и стартера. Провода эти длинны и, естественно, удорожают проводку. Всю ЗИСовскую проводку необходимо упростить и удешевить.Учитывая все приведенные выше недочеты систем электропроводки на автомашинах ГАЗ и ЗИС, я вношу предложение об изменении этих систем и создании на всех машинах отечественного производства единой системы электропроводки. Это дало бы возможность изжить частые эксплоатационные неисправности, экономить на проводах и при массовом изготовлении стандартных приборов и деталей достичь значительного производственного эффекта. Сущность моего предложения сводится к следующему. По схеме электропроводки ГАЗ: Все приборы устанавливаются на тех ; же местах, где они расположены ив настоящее время. Изменения касаются только следующего: Вместо замка выключателя с бронепроводом (типа Форд) устанавливается выключатель новой конструкции (с предохранителем). Тем самым 'схема включения бобины и прерывателя изменяется, т. е. выключатель соединяется проводом с переходной коробкой (левая клемма) и амперметром; бобина соединяется проводом с переходной коробкой (левая клемма) и непосредственно с прерывателем (гнездо, куда вставляется бронепровод типа1 Форд). В остальном! схема проводки зажигания не изменяется. К переходной коробке подводятся провода: от динамомашины на левую клемму и от батареи на правую клемму и дальше на амперметр. \ Переключатель освещения (измененной конструкции) устанавливается на раме против рулевой колонки. К нему подводятся провода: по два от каждой фары, от заднего фонаря, от стоп-сигнала и от динамомашины. Переключатель приводится в действие отдельным рычажным механизмом со щитка. Сигнал устанавливается на щитке со стороны двигателя, соединяется одним проводом в переходной коробке с левой клеммой и другим проводом* с сердечником рулевой колонки. Эти изменения дадут следующие преимущества перед схемой проводки типа Форд: удешевляется и упрощается выключатель. Введенный в вы- j ключатель предохранитель предохраняет батарею | от разрядки, а амперметр и бобину—от порчи; j выключатель обслуживает и зажигание, и осве- j щение, и сигнал; перемещением переключателя j освещения исключается возможность порчи изоляции проводов вытекающим из рулевой колони! маслом; перемещение сигнала предохраняет его от порчи и от забрызгивания грязью, дождем | и снегом. Что касается схемы электропроводки ЗИС, то jи здесь все электроприборы устанавливаются на прежних местах. Соединение приборов в цепь осуществляется по новой схеме ГАЗ. Для этого нужны следующие изменения: устанавливаются переходная коробка типа Форд и выключатель с предохранителем новой конструкции. Это дает возможность соединить выключатель, амперметр, переходную коробку, бобину, прерыватель, динамомашину и аккумулятор по схеме ГАЗ; переключатель освещения устанавливается на раме со стороны рулевой колонки и приводится в действие рычажным приводом с места сидения шофера. К нему подводятся провода по схеме ГАЗ; щщяЫпт пшпищтп•5аЫнаЯкле/шрлампаСхема электропроводки ГАЗ звуковой сигнал включается так же; как и теперь, причем провод, включающий его в цепь, присоединяется в переходной коробке к проводу от динамомашины (левая клемма); стартер соединяется проводом непосредственно с батареей. Для включения его применяется контактная коробка типа Форд с рычажным приводом от педали включения. В конечном итоге предлагаемые мною изменения дадут следующий эффект: 1. Упрощаются производственные процессы по изготовлению деталей электропроводки, так как они будут однотипными для всех отечественных автомашин.Схема электропроводки ЗИС 2. Уменьшается количество проводов: тонкого—на 8—10 ми стартерного на 1 м. По весу это составляет по 0,3 кг на каждую автомашину. При огромном количестве выпускаемых нашими заводами автоглашин это сэкономит государству десятки тонн меди в год. 3. В гаражных условиях однотипность и простота электроприборов и проводки упростит и удешевит ремонт, а в области ухода и осмотра обеспечит надлежащие навыки для быстрого обнаружения неисправности в проводке. Таким образом ив эксплоатации ^ предлагаемая система даст значительный эффект. А. ФогельОтредакции: переносить его в такое место, где его и достатьто трудно. С введением правил пользования светом переключатель придется поставить опять на руль. 2. Вполне целесообразно сделать общий выключатель для всех точек электрооборудования по типу Бош, но только такой выключатель, конечно, должен иметь индивидуальный замок, не отпирающийся любой железкой (как Бош). Если такой замок и не особенно нужен как предохранитель от воровства, то против поезцок посторонних лиц и всякого рода хулиганства он поможет. Редакция ждет ответов на затронутые вопросы как со стороны гаражей, так. и в особенности со стороны производственников.Вопросы, поднятые Е статье т. Фогель, вполне своевременны и целесообразны. Стандартизация системы электрооборудования на всех машинах союзного производства, включая и ЯЗ, дала бы значительный эффект как в смысле снижения стоимости, так ив смысле удобства эксплоатации. Но редакция несогласна с автором по следующим пунктам: 1. Перенос переключателя света на передний щиток усложнит возможность пользования им. Переключатели такого рОда устанавливались на автомобилях до 1929 г., например на Бюике, и из-за неудобства пользования были перенесены на рулевую колонку. Если сейчас у нас не умеют пользоваться переключателем света, то это не значит, что так будет всегда. Вряд ли стоит