18
19
шйойИнж. С. НОТОЙРЕМОНТ АВТОМОБИЛЕЙ ЛОВЕЙШЙМ ОБОРУДОВАНИЕМ СОВЕТСКОГО ПРОИЗВОДСТВАСТАТЬЯ 6В № '20 журнала «За рулем» нами был описан простейший, но весьма рентабельный для авторемонтных предприятий гидравлический пресс. •С этим .прессом можно производить такие ответственные работы, о которых; в недавнем прошлом никто из автомехаников не решался даже <и думать. Речь идет о проверке и правке коленчатого вала. Проверка и правка коленчатого вала яа прессе Между центрами А (рис. 1) устанавливается коленчатый вал. К линейке В укрепляется индикатор', прикасающийся своим штифтом к шейке «оренного подшипника вала. При повороте вала на центрах штифт трется' о шейку вала и стрелка -.индикатора показывает состояние вала с точностью до 1/10.000 дюйма. Точно так же проверяется состояние фланца коленчатого вала, держащего на себе маховик. В этом случае индикатор своим штифтом прикасается к фланцу. На» рис. 2 приведена правка коленчатого вала на гидравлическом прессе. Вял яюкоится на 2 соответствующих подставках, помещенных на столе пресса. Под шейку вала, •чеоез которую производится правка вала, подведен индикатор. После соответствующего нажима на шейку вала пуансоном, дающим усилия до 28 тонн, последний поднимается. Освобожденный от нажима вал повертывается рукой рабочего, и стрелка индикатора показывает с абсолютной точностью состояние вала. Операция нажима пуансоном на шейку вала, затем освобождение валаРис. 2. Правка коленчатого вала прессом с выверкой по индикатору и проверка его на индикаторе повторяются до тех пор, пока вал не примет нормальное положение. Приспособление для ремонта шеек коленчатого вала Наиболее частым видом ремонта' коленчатого вала является удаление эллипса, в особенности с шеек, на которых монтированы шатунные подшипники, а также удаление конусности и царапин (рисок), образующихся обычно от разных твердых, крошек, проникающих вместе с маслом в подшипники. Идеальным оборудованием для исправления этих дефектов считаются специальные шлифовальные станки. Но станки эти довольно дороги, имеют большой габарит и требуют высококвалифицированной рабсилы. Они могут быть рентабельны лишь /в очень крупных автохозяйствах. Поэтому для,широкого потребления у нас поставлено на отечественное прризводство специальное ручное приспособление, приведенное на рис. 3. При внимательном пользовании этим приспособлением оно дает хорошие результаты при выпрямлении эллипса, конусности и удалении царапин с шатунных шеек коленчатого вала. Однако при ремонте шеек коренных подшипников вала многоцилиндровых двигателей этим приспособлением могут пользоваться 'только те авторемонтные предприятия, которые имеют у себя станок по прижигу подшипников.Рис .1. Гидравлический пресс. На прессе, между прочим, можно проверить и править коленчатые валы Рис. 3. Приспособление для удаления с коленчатых валов эллипса, конусности и царапин Стоимость приспособления на 90 проц. ниже стоимости шлифовального ,станка. Обычно ремонтируемый вал зажимается в тиски. Но шейки вала, обнимаемые подшипниками, могут ремонтироваться без удаления вала из картера двигателя, как это видно на рис. 4. Для этого не приспособление А вращается вокруг шейки вала, а наоборот—вращается самый вал. . . На рис. 3 под лит. А приведена усеченная шейка коленчатого вала. При вращении вокруг шейки вала нож Б снимает металл очень тонкой стружкой во всю ширину шейки. Нажим ножа производится рифленой головкой Г. В процессе работы ремонтируемая шейка должна смазываться. Изображенное на рис. 3 приспособление предназначено для |валов с шейками диаметром от 1,25 до 12,5 дм И! имеет набор ножей по ширине шеек. Электровоздушный бак для промывки авточастей Малозначительная на первый взгляд операция по мойке авточастей и по подготовке их к контролю отнимает в действительности много времени. Особенно'много времени уходит на демон-таж автомобилей. Медлительность практиковавшихся до сих пор ручных способов мойки деталей вызывалась той особой тщательностью, с которой деталь должна быть промыта и обсушена. После этого деталь поступает в контроль, где посредством калибров, микрометров, индикаторов и т. п. обследуют ее целость и степень износа. Для мойки деталей и подготовки частей кузова к окраске за границей применяются дорогие и сложные моечные машины. У нас для мойки деталей принят к производству испытанный на экспериментальной станции обслуживания и ремонта автомобилей специальный бак, приведенный "на рис. 5. \ Несложный в производстве, а по стоимости и рентабельности доступный для небольших автохозяйств, этот бак прекрасно промывает самые сложные детали автоматически, и, не требуя обтирки, быстро «просушивает их. Бак представляет собой 2-стенный изотермический ящик. Стенки его склепаны из листовой стали, причем на внутренней стенке металл ставится более тонкий, нежели на наружной. Швы стенок проверены. Меж-Рис. 5. Электровоздушный бак для промывки авточастейду стенками прокладывается асбестовая изоляция, противодействующая потере тепла. Для устранения возможности потери тепла через крышку она герметически закрывается. Длина бака 2,8 м, ширина 1,4 м, глубина 750 мм, емкость 125 галлонов. • Бак снабжен сливным вентилем! и соединения. ми для наполнения и переливания, так что его можно соединить /непосредственно с водопроводной ;и водосточной системами. Мощность подогревателя 5 квт. Для нагревания и поддержания температуры до уровня кипения щелочных жидкостей, которыми промываются вкладываемые в бак части, электроток включается на несколько часов в день, После выключения температура падает не более чем на 2 градуса в час. Для того чтобы промывающая жидкость бурлила в баке даже не будучи доведенной до точки кипения, вдоль бака около дна проложена решетчатая труба, через которую в бак в разных направлениях вводится воздух. Так как части во время промывки нагреваются, то при изъятии их из бака оставшаяся жидкость быстро испаряется, ,и это делает их сухими без всякой обтирки.. Для скорейшей закладки и удаления мелких Рис. 4. Ремонт шеек коленчатого вала, без удаления частей при баке имеется корзина, плетеная из проволоки. его с картера двигателя