10
11
12
А.КРИГЕРНОВАЯГОРЬКОВСКОГО АВТОМОБИЛЯЛегковой автомобиль М-1. сконструирован с учетом последних, достижений автомобильной техники (см. обложку). В нем применены агрегаты и механизмы, по своему устройству совершенно новые для нашей отечественной автомобильной практики. Сюда надо отнести жесткую раму с крестообразной поперечиной, плавающую подвеску двигателя, поршневые амортизаторы, сайлент-блоки на рессорных сережках, анти-шимми, коробку передач с бесшумной второй скоростью и синхронизатором, карбюратор с экономайзером ил\ Д.М-1В настоящей «статье мы даем вкратце описание характерных элементов конструкции М-1. Двигатель Для М-1 был выбран 4-цилиндровый двигатель, развивающий 52 л. с. при 2 800 об/мин. Диаметр цилиндров 98,4 мм (31/8'), ход поршня 108 мм (4 1/4"), литраж—3,28, степень сжатия 4,6 :1 (у ГАЗ 4,22 :1). Одним из крупных преимуществ этого двигателя, являющегося прототипом двигателя Форд-В, служит его проверенная приспособлен ­ н остькусловияммассового произв одства , а также сходство огромного большинства его деталей с деталями находящегося в производстве двигателя ГАЗ. Однако от двигателя ГАЗ он выгодно отличается рядом особенностей. Этими особенностями являются: смазка—под давлением коренных подшипников; повышенная- жесткость коленчатого вала и тщательная статическаяидинамическая его балансировка ; коренные подшипники разгружены за счет применения на коленчатом валу специальных контр-балансов; вставные клапанн ыегнезда сделаны из твердого и жароупорного материала, придающего им повышеннную стойкость; карбюратор снабжен экономайзе ­ р оми дает автоматическое обогащение смеси при полном открытии дросселя и бедную смесь при работе на прикрытом дросселе; автоматическое опережение зажигания обеспечивает правильный режим работы при различных нагрузках; п лавающаяподвеска допускает свободные колебания двигателя (в резиновых подушках) вокруг оси, проходящей через его центр тяжестей, и изолирует раму и кузов от передачи на них колебаний. Коробка передач Применяемая на М-1 коробка передач—двухходовая, имеющая три передачи вперед и задний ход. \ Переключение передач производится при помощи качающегося рычага. Передаточные отношения коробки передач: 1 передача — 2,820 : 1 2_ —1,604 : 1 3 , —1,000 : 1 Задний ход3,383 : 1 Зубчатка постоянного зацепления А (рис. 1) и 2-й передачи Б имеют винтовый зуб, что дает так называемую бесшумную 2-ю переда ­ Зубчатки второй передачи находятся в постоянном зацеплении. Для включения 2-й или 3-й передачи служит зубчатая муфта, снабженная особым устройством, делающим это включение легким и бесшумным и называемое синхронизатором . Остановимся на описании работы синхронизатора.Отличительные особенности автомобиля М-1 следующие: Комфортабельность и мягкость, обусловленные наличием подвески, состоящей из 4 полуэллиптических рессор на резьбовых сережках и сайлент-блоках, работающих совместно с поршневыми гидравлическими амортизаторами; применением т. н. плавающей подвески двигателя, полностью исключающей передачу вибраций и колебаний на раму и кузов; наличием большой базы (112") позволившей поставить на шасси просторный закрытый кузов и сообщившей машине хорошую устойчивость на больших скоростях. В ысокаяскорость , доходящая до 100ПО км/час, свободно развиваемая без нарушения комфортабельности и легкости управления машины. В ысокаяэкономичность , получаемая благодаря применению специального карбюратора с экономайзером, дающего расходы порядка 14—16 л на 100 км пути.*Рис. 1. Коробка передач с синхронизатором Vток) уравниваются. При дальнейшем наясиме на рычаг переключения скоростей муфта синхронизатора, преодолевая усилия стопоров, соскальзывает с них и входит в зацепление а -зубчатым венцом зубчатки второй передачи, таким образом включая ее. Совершенно так же проходит включение прямой передачи. Задний мост По своей конструкции задний мост (рис, 2) напоминает мост машины ГАЗ-А, однако значительно усиленный. Передача толкающего усилия производится' через рессоры. Реактивный скручивающий момент передается через карданную трубу, которая, в связи с разгрузкой ее от передачи толкающего усилия, значительно облегчена; раскосные штанги заднего моста, применяющегося на ГАЗ-А, упразднены. Горловина карданной трубы в месте ее крепления к крышке подшипника главного вала коробки скоростей имеет телескопическую конструкцию. Карданный вал трубчатой конструкции имеет по концам шлицованные наконечники, которыми входит в вилку карданного шарнира и соединяется с хвостовиком ведущей зубчатки главной передачи. Передний конец карданного вала работает. в роликовом подшипнике, укрепленном в. карданной трубе. Полуоси, выполненные заодно с зубчатками 3/4-разгруженного типа, заканчиваются конусом, на который насажена на шпонке задняя ступица. Передаточное отношение главной передачиА 11 . 1'J fРис. 2. Задний иост На ведущем валу коробки передач кроме винтовой зубчатки постоянного зацепления имеется еще тонкий зубчатый венец и выступающий шлифованный конус В. На вторичном валу, на специальной бронзовой втулке, неподвижно на нем сидящей, находится винтовая зубчатка 2-й передачи, вращающаяся на этой втулке и находящаяся в постоянном зацеплении с соответствующей зубчаткой блока контршафтного вала. Между зубчаткой ведущего вала и зубчаткой 2-й передачи на главном валу сидит ступица синхронизатора, свободно скользящая по шлицам взад и вперед. На ступице снаружи сидит муфта синхронизатора Г, скользящая по зубцам^ ступицы в .осевом направлении. Для удержания муфты синхронизатора на ступице в определенном положении служат 6 стопоров, состоящих из,;.щариков, вдав-, ливаемых пружинками в кольцевое углубление, расположенное внутри ступицы. По пружинной поверхности - муфты имеется выточка, куда заходит вилка переключения 2-й и 3-й передач Д. Процесс включения той или иной скорости (2-й или 3-й) состоит из двух частей: уравнивания скоростей (синхронизации 1и собственно включения. Для включения 2-й передачи вилка, входящая в выточку муфты, заставляет ее перемещаться вправо вместе со ступицей, удерживаемой стопорами. При этом внутренний конус ступицы находит на выступающий конус зубчатки и скорости обоих конусов (а следовательно и зубчаРама Рама М-1 сконструирована с учетом последних тенденций американской автомобильной техники в этой области (рис. 3). Для ее изготовления использована листовая углеродистая сталь (1025) толщиной 3 мм. Особенность этой рамы—большая жесткость и хорошая сопротивляемость скручиванию вдоль оси машин. В ней применены крестообразная поперечина, особо жесткая коробчатая подмоторная поперечина, лонжероны с высоким профилем, значительно усиленные в передней части установкой крестообразных поперечин внутрь основного профиля. Поя кузова рамы состоит из стального листа, приболченного к раме и крестообразной поперечине во многих точках по их длине, и придающего им таким образом дополнительную жесткость. Рама имеет значительные выгибы над осями, которые обеспечивают достаточное спадение центра тяжести машины и одновременно дают Vтолько среднюю часть. На резиновое кольцо напрессовывается тонкостенная стальная втулка. Во время запрессовки резина равномерно распределяется по всей длине втулки. Края втулки после запрессовки завальцовываются. В этом соединении проскальзывание одних деталей по другим отсутствует и таким образом устраняется трение. Небольшие угловые перемещения происходят за счет деформации резины, которые сопровождаются только внутримолекулярным трением частиц резины ик износу не приводят. Для предотвращения проворачивания внутренней трубки на рессорном пальце трубка имеет с торца насечку. С айлент - б локибесшумны , н е нужд аютсявсмазкеикаком бы тонибызо уходе и не п ро н иц аемыдля грязи. Изготовление' и монтаж их просты и дешевы. Р езьбовые ' р ессорныепальцы имеют Рис. 4. Подвеска по всей своей рабочей длине крупную нарезку, которой они заворачиваются во втулки, запресвозможность большого вертикального- перемесованные в ушки рессор. Резьбовое соединение щения на рессорах без ударов об оси. выполнено с большими зазорами, что обеспечивает весьма свободное вращение пальцев. Подвеска \1 Резьбовые пальцы и сережки''тоже бесшум Подвеска М-1, как уже было сказано выше, н ы, износ резьбовых поверхностей незначителен, смазка между трущимися поверхностями сохрасостоит из 4 полуэллиптических рессор, рабоняется хорошо, соединения их непроницаемы тающих совместно с4 амортизаторами (рис. 4). для грязи. Монтаж удобен и легок. Длина рессор, толщина, ширина и количество листов их полностью обеспечивают нужную мягкость и комфортабельность машины. Длина пеТормоза к колеса редних рессор—915 мм, ширина—45 мм. Длина Система тормозов М-1 состоит из ножного торзадних, рессор—1 370 мм, ширина—45 мм. моза на все 4 колеса и вспомогательного ручПередний конец передней правой рессоры ного привода, воздействующего на ту же торшарнирно закреплен в кронштейне, прикрепленмозную систему. ном к раме. Здесь в переднее ушко рессоры заТип и конструкция! тормозов мало отличаются прессована стальная втулка, содержащая в себе так называемый сайлент-блок. Такое же креплеот тормозов ГАЗ модель А, поэтому на них не будем останавливаться. На всех тормозах—передние осуществлено иу передних концов задних рессор, передающих толкающее усилие на раних и задних—колодки раздвигаются специальным профильтрованным кулачком. гу. Тормозные барабаны—стальные, залиты чугуПередний конец левой рессоры крепится к р-гле особым способом при помощи специальной ном. Чугун заливается центробежным путем и качающейся сережки. Это сережка заключает имеет перлитную структуру, которая обеспечивает плавный и равномерный износ барабанов, в себе особое устройство, предотвращающее возулучшая их работоспособность. никновение «шимми». Колеса М-1—тангентные с широкой ступицей, Несколько слов об устройстве применяемых сайлент - б локовирезьбовыхпаль ­ несущей на себе болтай хромированный колпак. • цев. , Спицы колеса приварены как к ободу, так Конструкция сайлент - б лока состоит в следующем: на рессорный палец надевается труби к ступице. Резина имеет размер 7,00 х 16. ка, к которой привулканизировано резиновое Руководитель конструкторской группы техн. кольцо, охватывающее в свободном состоянии отдела ГАЗ Д. &. Нгшгер гзазгкшжЕгжяЕввшаЦентральный совет Автодора совместно с Жургазоб'единением об'являет конкурс на лучшее распространение журнала „За рулем", Библиотеки „За рулем" и бюллетеня „Автодор". Конкурс проводится с1 ноября 1934 г. по 1 февраля 1935 г. По конкурсу установлены следующие премии: Одна 1-я премия—экскурсия на юг (Крыгу или Кавказ) или деньгами 400 руб. Две 2-х премии—велосипед или деньгами 250 руб. Три 3-х "премии—часы" (ручные) или деньгами 120 руб. Шесть 4 х—автотракторный справочник изд. ОНТЙ, или деньгами 40 руб. Кроме того каждый активист, собравший 10 годовых подписок, одновременно получает бесплатно 1 годовую подписку на это же издание.' Подписка принимается: Москва, 6, Страстной бульвар, 11, Жургазоб'единением н инструкторами,» уполномоченными Жургаза на местах. На подписных листах необходимо написать: „К конкурсу на журнал „За рулем", Библиотеку „За рулем" и бюллетень „Автодор" и обязательно указать фамилию, инициалы и почтовый адрес общественного распространителя.