Проф. В. ОБРАЗЦОВПРИСПОСОБИМ БОЛЬШИЕ Ж.-Д. МОСТЫ ДЛЯ АВТ@- И ГУЖЕТ РАЙСП0РТА(В ПОРЯДКЕ ПОСТАНОВКИ ВОПРОСИ)В развитии гужевых и автомобильных сообщений в СССР одним из существенных затруднений является незначительность, а часто и полное отсутствие шоссейных мостов на наших больших реках. Так, например, на Волге на всем протяжении от Твери до Астрахани нет ни одного шоссейного моста, и все переправы осуществляются посредством паромов. Нет шоссейных мостов и на всех наших сибирских реках. Характерно, что все железнодорожные мосты на Волге ив Сибири построены без шоссейных проездов. Такое положение нужно считать крупной ошибкой. Во многих случаях это объясняется тем, что раньше потребность в таком проезде была очень незначительной. Кроме того, здесь имел значение ведомственный подход царского министерства путей сообщения и скудность местных городских и земских средств. В некоторых случаях можно наблюдать удивительные вещи: так, например, Ярославль в свое время специально уступил для ж.-д. моста так называемую Подушкину рощу и все же не получил шоссейного проезда. . Между тем наличие ж.-д. моста и ж.-д, пути, связывающего оба берега реки, очень способствовало заселению противоположного берега и создавало все большую и большую потреоность в местном сообщении. На противоположном берегу создаются порты (у Горького на левом берегу Волги, проектируемый сейчас порт в Омске, и др.), промышленные комбинаты (на левом берегу у Саратова) и даже целые новые города (левый берег у Новосибирска). Такое развитие строительства становится затруднительным для железной дороги, которая за отсутствием или недостатком городских средств передвижения вынуждена принимать на себя в виде пригородных поездов чисто городской транспорт. Особенно характерно положение в Новосибирске, где есть два железнодорожных и ни одного шоссейного моста. Для устранения такого положения мы считали бы наиболее целесообразным установить правило, чтобы в будущем ни один крупный железнодорожный мост не строился без шоссейного проезда на нем. Несомненно, постройка мостов при этом несколько удорожится (нужно думать — процентов на 20), но это даст такие выгоды для общего развития автотранспорта, которые безусловно окупят дополнительные расходы.Устройство ледяной одежды При сплошнойдороге ледяная одежда делается по всей ширине проезда (рис. 3). При колейнойдороге (рис. 4) можно заливать водой не все полотно, а только ш линии колей. В этом случае расход воды, а следовательно и ватрата времени на работы уменьшаются., При .езда по ледяным дорогам на лошадь можно грузить в среднем в пять раз больше груза, чем по шоссе. Стоимость же их постройки и содержание в течение сезона обходится около 4 500 руб. на 1 км. Борьба с снеговыми заносами Для борьбы со снеговыми заносами дорогу в сильно задуваемых местах надо еще с начала зимы огородить со стороны направления главнейших ветров снеговой защитой. В качестве снеговой защиты можно применять хвойную защиту из лапника (лучше из ели). Заготовку таких хвойных ветвей лучше производить с осени, примерно за 1—2 месяца до наступления снегопада. Длина ветвей должна быть не менее 1 м. После срубки ветви кладут в кучи, а сверху их - чем-либо придавливают, чтобы они стали плоскими.Рис. 4. Колейная ледяная дорога Для поливки полотна применяют простые деревянные бочки, поставленные на сани. Если воды поблизости нет, то воду получают путем перетапливания снега в снеготаялках. Чтобы сани не давали разбега в ' сторону, полотно делают в небольшом углублении. Сплошные ледяные дороги удобны тем, что на них могут ездить сани любой ширины. Колейные же ледяные дороги требуют применения саней строго определенной ширины. Уход за ледяной дорогой несколько сложнее, чем за снеговой дорогой. Помимо очистки от снега во время метелей, необходимо время от времени поливать их водой для устранения шероховатости колей, поправлять сами колеи и т. д. Особенно вредно влияет на ледяные дороги езда на санях разной ширины.Рис. 5., Снеговая защита из хвои Во время установки снеговой защиты на- расстоянии около 20 м от оси дороги нагребают снеговые валики высотой около 50—70 см, в которые и втыкаются хвойные суки комлем вниз так, чтобы каждая из ветвей несколько прикрывала бы соседнюю и чтобы широкая сторона их была поставлена вдоль дороги (рис. 5),.