21
22
23
НИТРО-ОКРАСКА АВТОМОБИЛЯ М-1В ГАРАЖНЫХ УСЛОВИЯХИнж. Г. КИРИЛЛОВ 3) технически грамотный уход за автомобилем. Автомобиль М-1, выпускаемый Горыеовским Из нашего опыта экеплоатации автомобилей автозаводом, имеет весьма привлекательный М-1 известно, что все три машины, окрашенвнешний вид. ные в цвет вишни, после 13—16 мес. работы Окрашенный нитроцеллюлозными красками, были перекрашены. Краска вишневого пвета тщательно отполированный, он украшает сооказалась неустойчивой. По всей лакированбой улицы пролетарской столицы и многих ной поверхности автомобиля она выцвела и других городов Советского Союза. растрескалась, образовав сплошную сетку.' На другой группе автомобилей, несмотря на применение только полировочной воды, краска стерлась до металла и группа. Это произо*'fr'? Ш -\^л « шло потому, что заводской слой нитрокраски очень тонок и последняя содержит небольшой процент пленкообразователя. В результате плохой подготовки металла к окраске, многих автомобилях, окрашенных .\ •• 'и- < ^ < •- . , j-^mMm^^^Mmв черныйна цвет, происходит растрескивание краски на отдельных местах кузова и чаще всего на передних крыльях. Рис. 1. Растрескивание краски. Мелкая сетка Характер разрушения окраски показан на трещин рисунках 1, 2 и 3. ПРИЧИНЫ СТАРЕНИЯ ОКРАСКИЖ11Но опыт эксплоатацип их в автобазе Наркомтялспрома показал, что через некоторое, иногда очень короткое время автомобиль М-1 теряет свой зеркальный глянец и свою привлекательность. Лакированная поверхность становится матовой, шероховатой, покрывается волокнистыми царапинами и жирными масляными пятнами. Краска в ряде мест кузова и оперения растрескивается, образуя так называемую сетку трещин, а нитропленка вокруг подфарников отслаивается, обнажая металл крыльев. Обнаженные места вскоре покрываются ржавчиной н автомобиль приобретает неряшливый, неопрятный вид. Какие же причины обусловливают преждевременный износ окраски, ее старение? Помимо общих причин, относящихся к условиям экеплоатации, например пыльность и загрязненность дорог, действие солнечных лучей, влаги, воздуха и т. д., на степень сохранности нитролакового покрытия в значительной мере влияют: 1) прочность красочного слоя — способность противостоять атмосферным воздействиям; 2) качество заводской окраски — правильность выбранного технологического процесса окраски;Рис. 3. Поперечное сечение растрескавшейся краски. Трещины заполнены частицами пыли Рецептура долголетнего сохранения окраски нам еще не известна, но предупредить ее старение, сохранить от преледевременного износа вполне возможно. Для этого нашим заводам необходимо улучшить качество применяемых материалов и самого процесса окраски, а гаралеам в период экеплоатации установить за автомобилем регулярный правильный уход. Это сбережет государству немало средств. ЗНАЧЕНИЕ ОКРАСКИ В том случае, когда на поверхности облицовки кузова и оперения образовалась сетка глубоких трещин или пленка краски и грунтовка отслаивается, автомобиль подвергают капитальной окраске. Основное назначение окраски — предохранять металлические части автомобиля от"атмосферных влияний и, главным образом, от действия воды и кислорода воздуха, вызывающих окисление металла. Вторая, не менее важная задача окраски — придать автомобилю красивый внешний вид.Рис. 2. Растрескивание краски. Крупная сетка трещин21 Рис. 4. Примерный план малярного цеха крупной авторемонтной мастерской. 1 — зона подготовки; 2 — пульверизационная камера; 3 — камера для сушки автомобиля М-1; 4 — камера для сушки оперения; 5 — камера для сушки мощных машин; 6 — верстак; 7 — вытяжной шкаф; 8 — электромотор; 9 — вентилятор; 10 — отстойная ванна для воды с краскойЕга!!| Щ Si: li II2 IIIТШГiiII IIi—ii|l»5- -$'it<> i> ii <?Автомобиль М-1 окрашивают нитрокрасками, имеющими в своем составе около 25% нитроклетчатки и 10% пигмента в смеси с различными растворителями. Эти краски в большей мере, чем масляные, отвечают современным требованиям техники автостроения. Слой нитрокраски дает прочную пленку, быстро сохнет, легко полируется и обладает высоким устойчивым блеском. Нитрокраска наносится пульверизатором не непосредственно на ме,таллическую поверхность облицовки кузова, а поверх хорошо высушенных и прошлифованных масляных слоев грунтовки и шпатлевки. Такая комбинированная окраска сочетает в себе положительные качества хорошего прочного покрытия, обеспечивая металл от разрушительного воздействия влаги, и дает гладкую блестящую поверхность. УСЛОВИЯ РАСПЫЛЕНИЯ НИТРОКРАСКИ Природа нитрокрасок и лаков, технология и методы такой окраски коренным образом отличаются от приемов и условий работы масляными красками. При распылении краски пульверизатором известная часть ее (85—90%) ложится на окрашиваемые поверхности автомобиля, а остальная часть заполняет в виде тумана рабочее помещение. Вдыхание пыли пигмента вредно,и поэтому нельзя производись раооту в малярных помещениях, предназначенных для окраски автомобилей масляными красками. Необходимо создать особые условия для производства нитроокрасочных работ. В целях охраны здоровья рабочих окрасочные работы надо производить в особо устроенных пульверизационных камерах, а при пневматической окраске иметь прнточно-вытяленую вентиляцию с местным отсосом и подачей чистого воздуха в зону пребывания рабочих. Для более полного удаления распыленной краски вытялсная вентиляция долиена быть более мощной, чем приточная. При работе с пульверизатором рабочие в целях защиты от действия пигмента и паров растворителя должны иметь респираторы для дыхательных путей и легких и шоферские очки для глаз. От чистоты помещения, притока свежего воздуха, поддержания необходимой температуры в помещении (не ниже 1820° Ц) во многом зависит успех и качество окрасочных работ. МАЛЯРНЫЙ ЦЕХ ГАРАЖНОЙ МАСТЕРСКОЙ Камеры для нитролакировки и сушки автомобилей, применяющиеся на автомобильных заводах, значительно отличаются по устройству от гаражных камер. На крупных заводах с массовым выпуском автомобилей принята поточная система окрасочных работ. Соответственно этому и камеры строятся открытого типа. В гаражных мастерских, где количество окрашиваемых автомобилей сравнительно не велико, применяют камеры тупикового типа. На рис. 4 дан примерный план устройства малярного цеха для пневматической окраски легковых автомобилей. Цех имеет одну пульвсризационную и три сушильных камеры, предназначенных для сушки кузовов автомобилей М-1 и отдельно для оперения и кузовов мощных машин. В небольших гаражных мастерских, где принято производить окраску кузова и оперения не отдельно, а смонтированными на шасси, — малярные цехи строятся на две ка-56~•ш;лшшш)*щ»»)нг/>1ы/н№н>/шлттРис. 5. Примерный план малярного цеха на две камеры. 1—зона подготовки; 2—сушильная камера; 3—окрасочная камера; 4—помещение для устаковки вентилятора; 5—верстак; 6—вытяжной шкаф22 '• ' |Рис. 6. Пульверизационная камера тупикового типамеры, из которых одна пульверизационная, другая — сушильная. Пример планировки двухкамерного цеха дан на рис. 5. Под позицией 1 (рис. 4) указана зона подготовки. В ней производятся операции по подготовке к окраске металлической облицовки автомобиля. Подготовительные операции состоят из мокрой шлифовки поверхности автомобиля после грунтовки и шпатлевки, протирки ветошью, подмазки поверхностей и т. д. •Зона подготовки оборудуется верстаком, вытяжным шкафом, подводкой воды и воздуха для обдувки кузова перед грунтовкой. Приток свежего воздуха обеспечивается ответвлением воздухопровода от общей системы приточной вентиляции. Пульверизационные камеры представляютсобой отдельные помещения тупикового типа,. имеют один вход для об'ектов окраски, который служит одновременно и выходом для них. Наружный вид гаражной пульверизационной камеры дан на рис. 6.Рис. 8. Наружный вид сушильной камеры. Шторные двери сделаны из асбестовой ткани: Камеры предназначаются для выполнения всех окрасочных работ ив частности для нанесения на подготовленную поверхность автомобиля слоя грунта, шпатлевки и нитролаков. Для отсоса отходов распыленной краски (10^—15%) в торцовой части камеры устанавливаются вентиляторы «Сирокко», приводимые в действие электромоторами переменного тока. Для очистки отсасываемого воздуха от жидкости производится промывка его водой.Рис. 7. Кольцевая система водяной завег.ы для очистки загрязненного воздуха21