ЗР \ЬЧО ~^\Ь'Ю•упСКМйЕЛО/ШЬН. ЮЛЬЕВП ЦАРСКОЙ РОССИИ С ее отсталой ^ производственной культурой автомобилестроение находилось в самом жалком состоянии. Выпуск автомобилей даже путем сборки из (заграничных деталей оказался не под силу и Русско-балтийскому заводу, и Бромлею, и Лессиеру, и Пузыреву. — Зачем нам грузовые автомобили, когда у нас есть железные дороги и лошади, — рассуждали реакционные правители. — Автомобиль вовсе не обязательный предмет для армии, — говорили руководители военного министерства. ( Но грянула империалистическая война 1914—1918 гг. И тогда выяснилось, что для победы нужны не войной. Рябушинский, заботившийся только о своих прибылях, наживший только винтовки и пулеметы, но и пушки, и самолеты, и автомобили, огромный капитал на военных поставках, решил не достраивать заА, между тем, в началу войны автовода. мобильный парк России состоял всего из 4 500 истрепанных машин, К Февральской революции его «деиз которых 3 800 были реквизиротище» было в состоянии развала; ваны у частных владельцев. выпуск автомобилей превращен. Страна Советов не получила никаНачались спешные закупки имкого автомобильного наследства. портных автомобилей. Русские промышленники получили первые 'государственные кредиты. В 1916 г. один из| крупных представителей В первые годы советской власти, русской буржуазии С. Рябушинский в годы гражданской войны, когда приступил к созданию завода АМО. автомобили нужны были, как возНа окраине Москвы, в Симоновве, дух, как хлеб, оборудование завода начали расти коробки заводских цеАМО было использовано для ваии,хов. Но и Рябушинский пошел по тального ремонта автомобилей, для. испытанному русской буржуазией производства недостающих деталей. пути, заключив кабальный договор с итальянской фирмой «Фиат». По В 1918 г. на завод приехал Влаэтому Договору фирма Должна была димир Ильич Ленин. В своем выполучать за оказываемую техничеступлении на митинге он призывал скую помощь по тысяче золотых амовцев изо всех сил помочь Красфранков о важдой машины. ной Армии — ремонтировать автомобили и немедленно отсылать их Россия в этот период переживала на фронт. j . хозяйственную разруху, вызваннуюФото Э. Б райловскогоРабочие АМО ответили на призыв Ильича ударной ' работой. Из двухтрех изуродованных машин они собирали одну годную. Сотни .поломанных автомобилей различных марок были восстановлены здесь в то время, когда на молодую советскую республику со всех сторон наседали враги. В феврале 1921 г. В. И. Левин принял делегацию амовцев. — Я уверен, что через три года, самое большее через 5 лет, в ы ' будете выпускать новые советские автомобили, — заявил он. И действительно, не прошло четырех лет, как завод приступил к производству новых советских автомобилей. 1 ноября 1924 г. была собрана первая машина АМО-Ф-15, а 7 ноября, в славный день седьмой годовщины Великой Октябрьской социалистической революции, амовцы продемонстрировали на Красной площади десять первенцев советского автостроения.* * *«Мы отстали от передовых стран на 50—100 лет. Мы должны пробежать это расстояние в десять лет. Либо мы сделаем это, либо на»' сомнут», — говорил товарищ Сталин в своей речи «О задачах хозяйственников» в 1931 г. ' Страна Советов, руководимая великой партией Ленина — Сталина, добившись решающих успехов в восстановлении народного ^хозяйства, приступила к гигантской .работе по социалистической индустриализации. ЭТИ ГОДЫ — годы первой сталинской пятилетки — были наполнены величественным историческим содержанием. Нужно было переоборудовать существовавшие заводы на основе: новой текниви, нужно было создать заново целые отрасли тяжелой индустрии, создать мощную автомобильную, Тракторную, авиационную, химическую промышленность, крайне необходимые нам в обстановке (капиталистического окружения. «И мы не только создали эти новые громадные отрасли промышленности, но мы их создали в таком масштабе ив тавих размерах, перед которыми бледнеют масштабы и размеры европейской индустрии» (И. Сталин). В этот период грандиозного капитального строительства был коренным образом реконструирован и завод АМО. В Тюфелевой роще вырос совершенно новый автогигант, не имевший равного себе по оборудованию во всем мире. В октябре 1931 г. с конвейера автозавода, воторому по ходатайству коллектива рабочих и инженерно-технических работников было присвоено имяНовые автомобили Горьковского автозавода имени Молотова (слева I (направо): ГАЗ-11-40,ГАЗ-1173 ujiuKan М-415Фото И. З атокаСтахановцы кузовного цеха автозавода имени Сталина тт. Иванюк (слева) и Шураков за окончательной отделкой автобуса ЗИС-16ъ Сталина, сошли первые грузовики ЗИСгЗ. На торжественном собрании заводского коллектива, посвященном пуску, автогиганта, Л. М. Каганович говорил: «Страна наша, приветствуя вас, ждет грузовиков, ждет их колхознив, ждут поля, города, ждет грузовиков все народное хозяйство.,'" Вы принимаете имя товарища Сталина. Вы берете на .себя огромную ответственность. Вы обязуетесь этим работать по-сталински». Коллектив завода оправдал доверие партии и правительства. В 1932 г. ЗЙС выпустил 15 149 автомобилей, в 1933 г. — 20 916. В дальнейшем, после новой реконструкции, повысившей мощность завода в четыре .раза, он непрерывно увеличивал не только количество, но и ассортимент своей продукции. Сейчас автозавод имени Сталина производит уже 10 различных моделей, По улицам городов, по шоссейным дорогам, на стройках, в колхозах и совхозах Десятки тысяч трехтонных автомобилей ЗйС-5 перевозят на близкие и далекие расстояния зерно,, хлопок, продовольствие, строительные материалы. Рядом с первенцем АМО-Ф-15 красавцем выглядит новый грузовив с обтекаемой металлической кабиной и повышенной грузоподъемностью, к производству которого, завод приступает в ближайшее время. В лесных районах, на севере, на золотых приисках Сибири работают тысячи газогенераторных автомобилей марки ЗИС, используя в качестве топлива древесные! чурки и сохраняя государству .тысячи тонн бензина, Грузовые автомобили повышенной проходимости надежно перевооят, грузы и людей по дорогам, недоступным. для обычных автомобилей. Миллионы • пассажиров хорошо, от' зываются о комфортабельных автобусах ЗЙО-16, курсирующих не только в городах, но и между рай. онными: центрами. ! Непрерывно повышается вультура производства легковых автомобилей. Коллектив автостроителей улучшает конструкцию .мощного ЗИС-101 и со, здал новые модели ЗИСкШЬА и ЗЙС-102, являющиеся вполне современными машинами этого класса.Конструкторы, инженеры-произ,водственники, мастера' и рабочие Горьковсвого автозавода работали с такой же большевистской страстностью, как и зисовцы. За прошедшие девять лет здесь достигнуты огромные успехи. В ' результате конструктивных изменений значительно улучшен грузовик ГАЗ-АА й создан новый'тип двухтонного грузовика ГАЗ-51 с шестицилиндровым двигателем. Наряду с легковым автомобилем М-1 выпускается пикап — весьма удобный в затепло атации полугрузовичок, незаменимый для колхозов, торговой сети, почтовых учреждений. Идет усиленная подготовка в массовому производству нового автомобиля-фаэтона ГАЗ-11-40, который получил хорошую оценку товарищаАвтомобиль ГАЗ-61 на испытаниях. По песку он идет совершенно спокойно, без буксовки (см. фото сверху). При значительных перекосах, когда заднее колесо вывешивается, автомобиль продолжает двигаться за счет передних ведущих колесФото H. Д обровольскоголК началу первой сталинской пятилетки относится и решение правительства о постройке в г. Горьком автозавода с ежегодным выпуском 100 тысяч грузовых и легковых автомобилей.. Горьковсвий автогигант был создан в необычайно короткий еров. 20 мая 1930 г. на пустыре на левом берегу Оки начали рыть котлованы под мощные заводские цехи. А уже через 18 месяцев — к 1 января 1932 г. — завод был пущен в ход. И о конвейера его начали сходить полуторатонные грузовики и легко: вые автомобили ГАЗ'-А, зарекомендовавшие себя с самой лучшей стороны по прочности, выносливости и проходимости..Сталина при Осмотре открытых легжения, становится сейчас производственной нормой. ковых автомобилей ГАЗ в Кремле. На базе фаэтона сконструирован * также легковой автомобиль ГАЗ-61 с приводом на все колеса. О его про14 ходимости и прочности убедительно ших ноября 1939 г. с конвейеров наавтозаводов сошел миллионный говорит следующий характерный советский автомобиль. По производфакт, описанный в дневнике главмы уже давно осного конструктора Горькоеского авству грузовиковвсе капиталистичетавили позади тозавода А. Липгарта: ские страны Европы и вышли- на второе место в мире. «На берегу Оки стоял грузовик Третья, сталинская пятилетка — Выезд на дорогу был крутой и песчаный. Грузовик • не мог подняться новый замечательный этап дальнейвверх. Толпа прохожих подталкивала шего расширения существующих авего в .гору. Но ничего не помогало. томобильных заводов и строительстНеподалеку . стоял автомобиль ва новых. Согласно плану третьей ГАЗ-61. Наши испытатели решили пятилетки в Москве построен завод • помочь шоферу,, который попал в «КИМ», который приступает в выбеду. Легковая машина взяла групуску маленьвих, экономичных мазовик на .буксир и спокойно, без лолитражных автомобилей. Проевтируется строительство заводов грурывков вытащила его наверх». зовых автомобилей в Сибири, создаДесять различных моделей выпуются новые автосборочные заводы скает Горьковсвий автозавод! С и предприятия, смежные с автопрокаждым годом он ускоряет победное мышленностью, продолжается грандвижение по пути технического диозная прогресса, выращивает новые замев Москвереконструкция автозаводов ив Горьком. чательные кадры конструкторов, • Итак, за 16 лет пройден путь, для квалифицированных .рабочих-стахановцев, переврывающих мировые рекоторого капиталистическим странам потребовалось более полвека. Советкорды производительности труда. ский Союз стал теперь мощной 'авШироко известны в СССР й далетомобильной державой, способной успешно соревноваться за мировое ко за пределами нашей родины славные имена Бусыгина, Фаустова, первенство. Такие темпы, тавие достижения Веливжанина, Масленникова и др. Их дело достойно продолжают тевозможны только в стране социализперь тысячи новых стахановцев- ма, руководимой великой врммунимногостаночников. Те', что было рестической партией, гениальным, 'вокордом на заре стахановского дви- ждем народов товарищем Стадиным.чч9