Вопрос. Почему происходит обрыв юбвц поршня в двигателе ГАЗ? Ответ. Такой обрыв может произойти в результате: а) неверного монтажа поршня в цилиндре '(необходимо, чтобы разрез юбки! находился на стороне, противоположной расположению клапанов), б) посадки поршня в цилиндре без зазора, в) погнутости шатуна, г) перегрева двигателя при недостаточной смазке. Вопрос. Можно ли увеличивать число прокладок в шатунных подшипниках двигателя ГАЗ и до кавих размеров? Ответ. Увеличение числа прокладок в шатунных подшипниках двигателя ГА'З допустимо в таких пределах, чтобы их суммарная толщина не превышала 0,5—0,6 мм .(на сторону). Это будет гарантировать правильную 'работу подшипника, имею' щего толщину слоя .баббита 0,8 — 1,00 мм. Чрезмерное увеличение толщины 'прокладки приводит в необходимости (после заливви) оставлять излишний слой баббита при расточ: ке подшипников, т. е. напрасно рас; ходовать дефицитный металл Большая толщина слоя баббита вызывает также быструю его усадку. 'Подшипник начинает стучать, нуждаясь в повторной затяжке. Вопрос. Почему у двигателя автомобиля ЗИС-5 не ставятся алюминиевые поршни? Ответ. Для двигателя ЗИС-б выбраны чугунные поршни потому, что они более износоустойчивы, меньше расширяются при высоких температурах в .цилиндре и, следовательно, в меньшей степени подвергаются заеданию при перегреве двигателя, а также более просты в изготовлении. Все эти качества особенно важны для двигателей, работающих в тяжелых условиях, например на мощных грузовых автомобилях, тракторах и т. д. Вопрос. Как определить исправность конденсатора? Ответ. Конденсатор может иметь ряд неисправностей: а) пробой изоляции и короткое замыкание между обиладками, — при этом первичная цепь замыкается на массу помимо прерывателя, а «зажигание» перестает работать; б) обрыв выводов внутри конденсатора, — при этом конденсатор не принимает заряда, а прерыватель работает вав будто с отключенным конденсатором:, с сильным искрением между контактами; в) утечка или плохая изоляция между обкладками конденсатора, — при этом замедляется исчезновение первичного тока после размывания прерывателя, искра получается слабая, нерегулярная, и двигатель работает с перебоями. Для надежного испытания конденсатора необходим постоянный ток в Э50—400 вольт. Можно пользоваться током в 120—220 вольт, однако такое напряжение не всегда достаточно для обнаружения дефевтов. •Простейший способ проверки наиболее частой неисправности — пробоя конденсатора — следующий: в цепь переменного или постоянного тока напряжением не ниже 120220 вольт включают последовательно лампу в 26—30 ватт и испытываемый конденсатор. Один конец провода закрепляют у обкладки конденсатора, а другой берут в руку и оголенной частью касаются второй обкладки. При исправном конденсаторе лампа не будет гореть, а между, проводом, и второй обкладкой появятся маленькие искорки; при пробитом конденсаторе лампа загорится. Если, в автохозяйстве тимеется источник постоянного тока напряжением; в 300—350 вольт, то можно произвести проверку и остальных неисправностей. При проверке на «обрыв» конденсатор включают последовательно с неоновой лампой в 200 вольт. В момент включения лампа должна вспыхнуть, указывая на заряд. После этого конденсатор отключают и замыкают «на-коротко». Если между концами замыкающих проводников покажется искра, это значит, что конденсатор принимает заряд и обрывов выводов внутри не имеется. Проверка утечки тока производится подобно испытанию на «обрыв», но разряд конденсатора через •короткое замывание делают через несколько секунд (4—6) после отключения от цепи. Конденсатор должен давать при этом хорошую искру. Вопрос Что такое оксидирование поршняц-и какие поршни нодвергаютс'Я^1госидированию?У?/Ответ. Оксидирование — это процесс поверхностной обработки поршней> отлитых из алюминиевых сплавов и содержащих в своем составе кремний. 'Оксидирование производится для создания на рабочей поверхности поршня слоя повышенной твердости, способствующего лучшему удержанию смазки, уменьшению износа рабочей поверхности и заедания. Процесс заключается в следующем. В ванну с раствором серной и (ЩавеЛевой кислоты i погружают на специальной рамке поршень и свинцовую пластину, пропуская через них постоянный электрический ток напряжением в 20 вольт и силой- в 3—5 ампер на вв. дм площади поршня. Положительный полюс источника тока соединяют с поршнем (анод), а отрицательный — со свинцовой пластиной (катод). Продолжительность этой операции — до 20 минут. • результате на поверхности В поршня образуется так называемая оксидная плешка. Она отличается твердостью, пористостью и впитывает масло, что предохраняет поршень от -заедания, когда смазка цилиндра не совсем удовлетворительная (например в начале работы двигателя). Оксидированию подвергаются поршни полностью механически обработанные. В некоторых случаях после этой операции производят лишь окончательную обработку отверстий в бобышках для поршневого пальца, а также зачистку днища поршня для улучшения его охлаждения. Толщина оксидной пленки — от 0,005 до 0,016 'Мм. На автомобилях отечественного производства оксидируются лишь алюминиевые поршни двигателя ЭИС-101. Вопрос. Что такой удельная мощность двигателя? Ответ. Это мощность двигателя, приходящаяся на 1л рабочего объема цилиндров. Так, например, удельная литровая мощность двигателя ЗЙС-5 равна 75 л. с:5,67 л = 18,2В л. с, т. е. о 1л рабочего объема цилиндров двигателя получают 13,22 л. сOn. редактор Н. В. БЕЛОКЛОКОВ Редиадат ЦС Осоавнахниа СССР, Москва, 1940 Одаво в набор 4/Х 1940 г. Л42983. Адрес редакции': Москва, 9, ул. Горького, 34, во дворе. Телефон К 34449 Бумага 60x93 3 п. л. Знаков « I s . л. 80.000. Заказ ивд-ва 86 Тип. «Красное анамя», Москва, Сущевская. 31Тенпгчеокнн редактор В. И. АРТАМОНОВПодписано к печати 23/Х 1940 г. Зак. тип. 2623 Тираж 83.000