гаиизацию танковым частям — 4 танка составляли батарею, 3—4 батареи — дивизион и т. д. Для атаки переднего края обороны противника французские танки по своей конструкции были мало пригодны. Они не могли преодолевать рвы, ширину которых немцы в целях противотанковой обороны доводили до 3,5—4 м.* * *В первый раз танки в значительном количестве были применены 20 ноября 1917 г. у Камбрэ. Генерал Эймансбергер в своей книге «Танковая война» так описывает это событие: i «... ночь на 20 ноября была холодной, доледливой и туманной. Стальные массы танков двинулись. Они смяли препятствия ив следующий момент преодолели траншею передовой позиции. По тревоге, поднятой секретами, гарнизон этой позиции занял быстро свои места, открыл огонь по чудовищам, но... без всякого результата. Танки прорвались!» Английская пехота при содействии 381 танка продвинулась вперед на 10 км. Своим успехом англичане были обязаны внезапности атаки. В сралсении у Камбрэ была решена первая задача наступательной операции — фронт был прорван. Нулено было решать вторую и последнюю задачу — уничтолеение сил противника. Но англичане этого сделать не могли вследствие ограниченного радиуса действия танков. Стало ясно, что танки нулсны не только для прорыва переднего кра.я обороны противника, но и для развития успеха атаки в глубине его оборонительной полосы. После сражения у Камбрэ французы и англичане решили иметь танки двух типов: тялеелые — для прорыва, легкие — для преследования. Но поскольку и те и другие были связаны с пехотой, быстрота их наступления не могла превышать скорости движения пехоты, и, следовательно, конечная задача наступательной операции — окружение и уничтожение противника — не мог-' ла быть выполнена. Тогда в Англии возникла мысль создать быстроходные танки с большим радиусом действия, способные самостоятельно проникать через оборонительную систему противника для нападения на тылы и штабы. По окончании войны англичане усиленно продоллеали работы по созданию таких машин ив 1923 г. им удалось построить широкоизвестный танк «Вшскерс», который долгое время был образцом для танкостроителей всех стран. Так, из машины, позволяющей преодолевать обстреливаемые полосы, танк превратился в мощную огневую силу, способную наносить удары на очень больших дистанциях. Весь опыт, все достижения автомобильной и авиационной промышленности перенесены сейчас в танкостроение. Все это сделало танки одним из ваяенейших средств боевой техники современных армий.А. ГРАНАТце — мотор — никогда не знало перебоев. 30 ноября 1939 г. его машина вслед за мощными танками перешла бывшую гршнииу и не отставала от них до конца боевых действий. Нужно было непрерывно, иногда по глубокому снегу, подвозить бензин к устремляющимся вперед танкам. Вместе с Рабиным Михаил Борисович образцово совершал бесчисленные поездки от баз к тан кам и обратно. Когда финские самолеты нападали на зеленые грузовики, друзья уводили машины в лес, а сами вместе с пехотой отгоняли врага метким рулеейно-пулеметным огнем. Впрочем, белофинны осмеливались показываться довольно редко. Их быстро уничтожали краснозвездные истребители. Ночами на стоянках в лесах и рощах водители осматривали свои машины, меняли резину, пробитую пулями, проверяли моторы, чтобы утром снова мчаться ж танкам с грузом драгоценного бензина. Приходилось ездить и ночью с потушенными фарами, чуть ли не наугад. И каждый раз танкисты оставались довольны — бензин поступал бесперебойно. Так с боями Афанасьев прошел по льду Финского залива, побывал на нескольких островах, взятых красной пехотой и моряками, и после героического штурма вместе с передовыми частями вошел в Выборг. Город уже был советский. На самом высоком здании гордо развевалось красное знамя. На перекрестке главной улицы молодой красноармеец. с красным и желтым флажками деловито регулировал уличное движение. С ловкостью опытного «рудовца» он направлял нескончаемые потоки грозных танков, автомобилей, тракторов, пушек. Доехав до перекрестка, Афанасьев не вытерпел и, высунувшись из кабины, подмигнул красноармейцу с флажками. — Ну вот и мы здесь. Теперь бои остались позади. Михаил Борисович вернулся в Москву, к семье, к друзьям. И в первый же день он пришел в гараж, где попрежнему по-стахановски стал работать на своей машине.D ЗЕМЛЯНКУ к шоферам вошел *-* командир роты. У порога он отряхнул о себя снег, откинул ворот теплого тулупа и вынул из кармана сложенный вчетверо номер «Красной звезды». Развернув газету, командир шагнул к самому пожилому из бойцов и, отчеканивая каждое слово, произнес: — Товарищ Афанасьев, поздравляю вас с награждением) орденом «Красная звезда». Это было так неолсиданно, что Михаил: Борисович Афанасьев с трудом овладел собой, прежде чем ответить торжественно: — Служу советскому народу! На несколько мгновений в землянке воцарилась тишина. Ее нарушил молодой шофер Александр Рабив. Он взял газету из рук командира ив самом начале описка нашел фамилию друга. На радостях бросился обнимать Михаила Борисовича. Но его остановил командир: — Вы бы дальше почитали список, товарищ Рабин. Но на этот раз газету взял Афанасьев. Он быстро просмотрел фамилии бойцов и командиров, удостоенных высокой награды, и громко прочел одну-единственную стро1чку: — Шофера Рабина Александра Ивановича. — Теперь уже .растерялся Рабин. Друзья шумно приветствовали его. В згу ночь они долго не спали. Фронтовые дни крепко сдружили их. Но в горячие боевые будни некогда было перекинуться оловом. И вот сейчас, в ночной тишине, потекли (воспоминания о боевых делах. Шофер Афанасьев работал в гараже ЦС Осоавиахима. Прошлой осенью он был назначен в часть, которая стояла на финской границе. Михаил Борисович пришел в Красную Армию не впервые- В гражданскую войну Афанасьев был в числе первых красноармейцев, прорвавшихся сквозь линии врангелевских укреплений. Сейчас среди бойцов он самый старший. Явившись в часть, Афанасьев сел за руль трехтонки. В несколько дней он «настроил» машину как скрипку. Зеленая трехтонка работала безотказно, ее железное серд-9