Военинженер 3-го ранга Д. СТАРКОВ"Т1 АНКИ — самый молодой род 1 войск. Они появились менее трех десятков лет назад, а теперь являются уже самым мощным наступательным орулсием, без которого нельзя представить современной армии. Три основные качества характеризуют танк: подвижность, огонь и броня. Все они неразрывно связаны меледу собой и взаимно дополняют друг друга. Подвиленость делает танк способным выполнять сложные маневренные задачи. Броня в сочетании с подвижностью позволяет танку без вреда для экипажа войти в непосредственное соприкосновение с противником. Огонь в сочетании с броней и подвижностью дает возмоленость поралеать живую силу и огневые точки противника с каких угодно дистанций. Идея танков зародилась в суровые дни мировой бойни, когда на западноевропейском фронте сложилась ситуация позиционной войны. С одной стороны, укрепились главные силы Германии, с другой — главные силы Франции и Англии. Каждая из воюющих стран делала все, чтобы не отдать противнику ни одной пяди земли. На передовых линиях окопов из опасения, что подкрепления могут подойти несвоевременно, были всегда сосредоточены большие силы. Успех прорыва укрепленной полосы зависел всецело от овладения первой линией окопов. А это было невозможно, так как средства рулеейно-пулеметного огня не позволяли подойти к укрепленной позиции на 150—200 м. И вот в начале 1915 г. в Англии подполковник Суинтон предлолсил создать машину, которая бы своими гусеницами рвала проволочные заграждения, а своим огнем ликвидировала огневые точки противника, прокладывая таким образом путь атакующей пехоте. Идея Суинтоиа была вскоре осуществлена. Ряду военных заводов Англии был дан заказ на изготовление машин, получивших название танков. Англия выполняла эту работу в строгой тайне далее от союзных с нею дерлеав — Франции и России и примерно через год (в начале 1916 г.) приняла на вооружение первую партию танков марки 1. Так как танк проектировался для прорыва переднего края обороны противника — преодоления окопов, проволочных заграледений, подавления пулеметных гнезд и пр., то соответственно этому он представлял собой тяжелую, массивную машину весом до 30 т, развивающую малую скорость (всего 6 км/час), но способную преодолевать рвы шириной 3,5 м. Тогда англичане считали, что задача танков — расчищать путь атакующей пехоте, а развитие успеха после прорыва и преследование неприятеля с целью его ' уничтожения — дело самой пехоты. В то время как в Англии тайно от союзников проектировались и изготовлялись боевые гусеничные машины, подпрапорщик 1-й русской армии, бывший мастеровой Златоустовского завода Павел Сабуров высказал подобную же мысль о создании «закрытой со всех сторон железной, самодвилеущейся машины с пушками и пулеметами». Но главнокомандующий 1-й армией генерал Ренненкампф, к которому была направлена докладная Сабурова, оставил эту идею без внимания. Значительно позднее во Франции мысль о создании бронированной гусеничной машины высказал полковник Этьен в письме главнокомандующему французскими вооружен-. ными силами. «... Машина, механически приводимая в двилеение и защищенная броней, приспособленная для перевозки пехоты и орудий, — писал он, — выведет из того тупика, который создался на западном фронте». И в начале 1916 г. некоторые французские военные заводы начали строить боевые машины такого типа. С развитием мировой империалистической войны 1914—1918 гг. передний край обороны противника в связи с резким увеличением тяжелой артиллерии превратился в позицию боевого охранения. На передней линии оборонительной полосы противник оставлял уже небольшие силы, возлагая на них задачу — удерлеивать неприятеля в течение времени, необходимого командованию для сосредоточения главных сил в глубине обороны с целью организации собственной контратаки. Занимать при этом передний край обороны крупными силами 'значило бы подставлять их под убой тяжелой артиллерии противника. Поэтому в наступательном бою 1910 г. решающим моментом было но овладение передним краем обороны противника, а развитие- успеха .атаки в глубину оборонительной полосы. Артиллерия здесь оказывалась уже бессильной. Вследствие привязанности к месту она могла сопровождать пехоту своим огнем лишь до определенного предела. Французы предприняли вначале тактику расчленения атаки на ряд последующих атак для обеспечения постоянного взаимодействия пехоты и артиллерии. Но этот метод потерпел крах на р. Сомме. Французская пехота при поддерлеке артиллерии, прорвав передний край обороны противника, остановилась для того, чтобы дать возможность артиллерии подойти ближе и сопроволедать ее дальше своим огнем. Эта задержка оказалась для французов роковой. Немцы, воспользовавшись заминкой, оправились от удара и контратакой разбили французов. Вполне естественно, что, проектируя свои танки в такой обстановке, французы хотели получить средство, заменяющее артиллерию при развитии атаки в глубине оборонительной полосы противника. В отличие от англичан они считали, что танки долиены вступать в действие, когда ослабевает артиллерийская поддерлека. Отсюда обязательное требование легкости и подвижности танков. Испытав ряд конструкций, французы в 1917 г. окончательно остановились на известном теперь двухместном танке Рено, вооруженном одним пулеметом и одной 37-мм пушкой при команде в2 человека. Скорость танка Рено была 8 км в час, толщина брони — 22 мм. проходимость рвов шириной 1,8 м, вес — 6,7 т. Рассматривая свои танки как штурмовую артиллерию, способную сопроволедать пехоту, французы в то время дали артиллерийскую ор-Взятие белого танка под Перекопом (с картины худ, Самокиша)8