рйчневый цвет, отрицательные — серый. Пластины одинаковой полярности собираются в группы путем приварки ушков к баретке. Количество их зависит от емкости аккумулятора. Отрицательных пластин в группе всегда бывает на одну больше. Это объясняется тем, что положительные пластины при неравномерной нагрузко (в случае работы одной боковой поверхности) коробятся. Из групп положительных и отрицательных пластин собираются аккумуляторные элементы. Между пластинами для изоляции вставляются специально обработанные деревянные рифленые прокладки — сепа•раторы, сделанные из ольхи или из кедра (например в аккумуляторах типа З-СТЭ-65). Сепараторы предварительно подвергаются химической обработке — выщелачиванию для удаления из древесины вредно действующих на пластины примесей (особенно уксусной кислоты). Выщелачивание производится путем выдерлеивания сепараторов в течение нескольких дней в растворе каустической соды и последующего окисления в серной кислоте. Собранные аккумуляторные элементы устанавливаются в баки — моноблоки из пластмассы или эбонита (рис. 2). Моноблок разделен внутри на три секции кислотоупорными перегородками. На дне каждой секции имеются призматические выступы для установки элементов. Они создают под пластинами пространство, в котором во время работы аккумулятора собираются частицы опавшей активной массы. Элементы закрываются пластмассовыми или эбонитовыми крышками с тремя отверстиями на поверхности: два крайних со свинцовыми втулками для вывода штырей, одно среднее — для заливки электролита.Последнее закрывается винтовой пробкой, имеющей, в свою очередь, отверстие для выхода газов, выделяющихся во время работы аккумулятора. Пазы между крышками и стенками бака заливаются кислотоупорной мастикой из битума, сажи и машинного масла. Мастика предотвращает возмоленость просачивания электролита меледу стенками бака и крышками. Элементы соединяются меледу собой последовательно, путем приварки к концам штырей прочных свинцовых перемычек — мелеэлементных соединений с соответствующим для каждого типа сечением, достаточным для прохоледения больших разрядных токов. Как баретки, так и межэлементные соединения отливаются из сплава свинца (97°/о) и сурьмы (3%). На крайние по диагонали концы штырей навариваютсявыводные клеммы с обозначением полярностей + и —. На каждой батарее, кроме месяца и года выпуска, указан ее тип: например, З-СТ-80. Первая цифра «3» показывает количество последовательно соединенных двухвольтовых аккумуляторных элементов. Буквы «СТ» означают, что тип пластин стартерный. Последняя цифра «80» показывает номинальную емкость аккумулятора в амперчасах при температуре электролита 25° С и при 20-часовом разрядном релеиме и представляет произведение силы разрядного тока на число часов разрядки. Встречающаяся в обозначении некоторых батарей дополнительная буква «Э» означает, что бак эбонитовый (например З-СТЭ-65). Емкость батарей изменяется в зависимости от силы разрядного тока и температуры электролита (табл. 2).Таблица 2 Емкость аккумуляторных батарей в амперчасах в зависимости от силы разрядного токаПри 20-час. При 10-час. реи :име режиме Наименование А «<типа батарейга О га ОПри 5-час. режимеП г. "^При 20-мин. При 5-мии. режиме режиме Аса ОЧЯА _<!ч Чм К « .Н оООо<н«м _<! нк те о CJ Он н З-СТ-65 З-СТ-80 З-СТ-100 З-СТ-112 З-СТ-126 З-СТ-142 3,3 45 5,6 6,3 7,1н ом2ога рас иcd Ж со ЧЧИн оок те оО Ом Н« 2шик коftHо м2<0м5Я чкиsu й.Н О2 203 250 290 340 370 410О 5с и65 80 100 112 126 1425,6 7,5 8,6 10,1 11,0 12,356 75 86 101 ПО 1239,9 13,2 15,4 17,6 19,8 2249 66 77 88 99 ПО83 102 119 136 153 17027,5 34 39,7 45,6 51 5717 20,8 24,2 28,3 30,8 34,2При понижении температуры электролита на один 0 градус емкость уменьшается на I /», а при повышении температуры соответственноувеличивается. Температура электролита более 40° С действует на пластины и сепараторы разрушающе.ПОРШНИ ЧЕТЫРЕХЦИЛИНДРОВЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ ГАЗИнж. Н. КУНЯЕВпоршД ИАМЕТРЫ цилиндров и ГАЗ-А невые пальцы двигателей и ГАЗ-М совершенно одинаковы и поэтому при постановке поршней в цилиндры их можно перепутать. Поршень ГАЗ-М (рис. 1) отличается от ГАЗ-А (рис. 2) тем, что имеет ребра 11 и несимметричную прорезь под бобышкой пальца. Будучи прочнее чем поршень ГАЗ-А, он в то лее время тяжелее на 50 г. Учитывая это, нельзя ставить в один двигатель разные поршни, так как это может вызвать вибрирование двигателя. При отсутствии поршней ГАЗ-А допускается постановка поршней ГАЗ-М. Ставить поршни ГАЗ-А вместо ГАЗ-М можно кроме тех случаев, когда двигатель работает с повышенной нагрузкой. В настоящее время ГАЗ выпускает все поршни без смазывающих сверлений в бобышках Б (рис. 1). Смазка пальцев оказывается достаточной и без этих отверстий.Рис. 1. Поршень ГАЗ-М старого выпускаРис. 2. Поршень ГАЗ-А15