ВИТ и О. Х АЛУПАШОФЕРСКИЙГОРОДОКТрудный Логарский перевал остался позади. Неровная дорога тянется вдоль крутогоморского берега. О коло7 часов вечера в сеете заходящего солнца перед нашими глазами появляется нечто неописуеможивописное . К рутой склон морского берега глубоко прорезан по ­ т оком , п робившимв известняковой скале узкое русло, н апоминающее каньон. На обоих берегах потока раскинулась деревенька, или, м ожет быть, маленьк ийгородок . А посреди селения избольшой скалы бьет источник, возле которого вытянулась длинная людская очередь за водой. От потока кморю тянется крутаядо ­ р ожка , доступная для автомобиля только с хорошими тормозами. Д орожкабежитмимо зеленых цитрусовых садов, буйных оливковых рощиоканчи ­ вается уогромной отвесной скалы, возвышающейся не менее чем на 1000 метров над маленькимморским залив ом . Д икие бананы и пальмы украшают этот дивный уголок Албании. Селенье называется Дерми . Как намсообщили , большинство местных муж ­ чин — ш оферы по профессии. О нисо ­ бираются вокруг наших «Татр» и син ­ т ересом их осматривают, задавая технические вопросы . БОЛТЫ ТОРСИОНОВ ДОСТАВЛЕНЫ САМОЛЕТОМ От Дермидорогав соответствии с картой должна идти вдоль побережья . Но на самом деле это не так. Бесчисл еннымизигзагами она сбегает кмо ­ р ю , поворачивает и снова упрямо вьется между утесами, впадинами и отдельн ыми валунами, к ак будто разбросан ­ н ыми кем-то нарочно. Почти все время видно мореи близлежащие греческие острова Фамос , Самотраки иКорфу . Все больше чувствуются субтропики . Воздух становится горячимивлажным . Проехав отрезокдороги по южномупобережью , м ыуже не удивляемся, п очему большинство шоферовпредпо ­ читает ездить по центральной части страны. Д ороги вдоль берега моря опасны не только своей узостью, к олос ­ сальными подъемамииспусками , но и очень плохимпокрытием . Участки, п о ­ х ожие на специальную «гребенку» испытательного полигона, чередуются ска ­ м еннымпокрытием , в котором имеются ямы глубиной в четверть метра , и сдо ­ р огами старого турецкого мощения, п ригодными разве для телег и ослов, но не для современных автомобилей. П родвигаемся вперед со скоростью 10—15 км/час. На наилучших участках развиваем «головокружительную» скорость до 25 км / ч ас . Кузов содрогается, автомобиль качается из стороны в стор ону , в ременами то одно , то другоеколесо проваливается вглубокую яму. Все старания объехать ямы напрасны. * Продолжение. См. «За рулем» № 1. 2, 4, 5 и 6.У Саранды выезжаем на шоссе , ведущ ее от Гьирокастры к Дельвине. Ш оссеширокое , н ои здесь 'Покрытие плохое. Приехав в Дельвину, останавливаемся передмаленьким отелем ипроизводимосмотр автомобилей. На обеих маши ­ нах снова сломаны болты рычагов тор ­ сионной подвески . Д лятого чтобы получить новыебол ­ ты, пришлось запросить завод, откуда они были доставлены воздушнойпоч ­ той. М ы тщательно отремонтировалипод ­ веску, но... у же на следующий день пришлось повторить все заново. Д оро ­ га за Дельвинойбольше не делает « п рыжков » в высоту, о днакопокрытие ее не изменилось клучшему . Настоящая «гребенка»! А втомобили дребезжат. Ехать приходится очень медленно. Над нами вздымаются облака пыли. За Гьирокастро, р асположеннымне ­ с кольков стороне от главного шоссе, д орога поднимается на склон речной долины изатемсразуже опускается на 50 мниже уровня бурнойреки . Красный автомобиль, д вижущийсявпереди , останавливается. Левая половина задней части кузова автомобиля осела на ко ­ леса. Снова лопнули все болты левого торсиона. Этот явный дефект конструкции нас серьезно беспокоит . Халупа простоза ­ мучился, р укиу него расцарапаны вкровь , хотя он иприобрелнеобыкно ­ венный опыт времонте торсионных ры ­ чагов и имеет новые запасные болты (из тех, что присланы на самолете). Все же работа отнимает у него более 2,5 часов. В прочем , м ы ведь сами хотели этого. М ы поставили себе целью пройти про ­ верку перед поездкой по Азии. И нигде нельзя было найти лучшуюшколу для нас и наших автомобилей, ч ем здесь, в Албании. СКАЗКА СТЕКЛЯННОЙ ГОРЫплодородной долиной и пустынными горамипрямо - т аки разительный. Д оро ­ га необитаема, на протяжениимногихкилометров не встречаем ни однойжи ­ вой души . Это предвещает приближе ­ ние греческойграницы . На северо-востоке возникает новая мощная горная цепь, в ершиныкоторойпокрытыснегом Это Грамос, г депро ­ ходит албанско-греческая граница. Д о ­ рога идет вплотную вдоль границы , з а ­ т ем поворачивает к северу. Здесь начинается крутойподъем . В ключаем четв ертую передачу, т ретью , з атем втор ую . П одъем не уменьшается. Едем все выше и выше — 400, 500 и, н ако ­ нец, 700 м. Здесь открывается картина, п ревзо ­ шедшая все наши ожидания . На конусо ­ о бразнойвершинегоры высотой 900 мрасположеноместечко , а над ним на 2000 м тянется ослепительно белый из ­ вестняковый щит. К ажется , что мыс нашими «Татрами» попали всказкуотом , к акв стеклянной горе заточена за ­ к олдованная принцесса. Л учи заходящего солнца набрасывают на белуюгору розовато-золотой покров. Посредине лесковикской деревенской площади вместо замка и принцессы — постоялый двор , далеко разносится за ­ пах баранины. П рямо на площади бьет ключевой источник со студеной горной водой. Не можем оторвать глаз отсказоч ­ ной стеклянной горы , но голод дает себя знать и, у вы , гонит на... постоялый двор. Спать ложимся на деревенской площади, в своих автомобилях. Руки болят от руля ; все тело, к акизбитое ; усталость смыкает веки. ЛАГЕРЬ НА БЕРЕГУ ОЗЕРАЕсли быможнобыло провести шоссе от Гьирокастро прямо на восток, путь из Саранды вЛесковику сократился быминимум нд 50—60 км . Но меж ­ д у долинами Дринои Вийосы проле ­ гает мощная горная цепь Немерчкас вершинами до 2400 м; проложить до ­ р огу через эту цепь невозможно . П ри ­ ходится делать объезддо Тепелены и затем против течения реки Вийосы возвращаться назад, после чего ужедви ­ гаться к границе Греции и на север к Лесковику. Кругом прекрасное, волнующее, иногда просто фантастическое зрелище . Д орога гористая, узкая и трудная, но на юге Албании мык этому привыкли . Д олинареки Вийосы оставляет неизгладимое впечатление. Вдоль обоих бе ­ регов реки бесчисленными зигзагами вьется дорога , известковые скалы зст'ают над долиной отвесной стеной. М ину ­ тами кажется , что эти массивы могут сорваться и обрушиться в долину. Растительность буйная инеобыкновен ­ но 'красивая, п ричем контраст междуНа следующий день утромотправи ­ лись обследовать окрестности Охридокогоозера . Н ужно разбить лагерь, проверить все кино - и фотоаппараты, лагерное оборудование , электроагрегат, водяной фильтр, к ухонныепринадлеж ­ ности и еще ряд мелочей. В полдень перебираемся вдоль бере ­ га озера на север, к деревнеЛин . Это раскинувшееся на берегуОхридапод платанами местечко становится на неко ­ т ороевремя нашим вторым отчим до ­ мом. Ставим автомобили задом друг кдругуи натягиваем шатер. Раскидистые платаны укрываютегои автомобили от жгучих лучей солнца. Д оозера3 — 4 метра, н емного подальше — р однико ­ вая вода. Но у нас есть водный фильтр, пора его испробовать. Роем яму для отбросов . Отцепленные прицепы ставим на определенныеме ­ ста. Голубой прицеп становится кухней, на егокрыше появляются горшки , к а ­ с трюли , л ожки , вилки... (Продолжение следует)25