П Р ивJLV fe Г«ЗА МИРИ ДРУЖБУ!»Любителям автомобильного спорта хорошо известны «Ралли Монте-Карло», «Ралли тюльпанов», «Ралли викингов», «Ралли 1000 озер» и др. На трассах этих соревнований вот уже многие годы в острейшей борьбе встречаются лучшие спортсмены всех континентов. М ожно твердо сказать, что список международных состязаний такого масштаба пополнился еще одним наименованием — в нем появилось ралли «За мир и дружбу». И пусть оно пона еще не входит в календарь ФИАи поначалу привлекло не столь уж много участников. Мы уверены, что оно быстро войдет в сердца энтузиастов автомобильного спорта, а своей популярностью скоро поспорит с «признанными авторитетами». Это будет достигнуто, прежде всего, благодаря той прекрасной, возвышенной, человеколюбивой идее, которой осенено все соревнование. Борьба за воплощение миролюбивых чаяний простых людей всего земного шара сейчас достигла невиданного накала. Оголтелые империалистические силы предпринимают отчаянные усилия, чтобы раздуть «холодную войну», посеять вражду и недоверие между народами. И нет сейчас ничего более притягательного для простого честного человека на земле, чем призыв к миру и дружбе. Не случайно велогонка мира за кор откий срок стала самым популярным в Европе состязанием велосипедистов. Мы можем гордиться тем, что старт первому международному автомобильному ралли «За мир и дружбу» был дан в наш ей стране, в столице нашей Родины Москве. Общеизвестно, что советский народ является знаменосцем массового движения за мир. Немало делают для достижения этой высокой цели, выступая в международных соревнованиях, и советские спортсмены.ПЕРЕД СТАРТОММысль о проведении автомобильного ралли по дорогам Советского Союза, Польши, ГДР и Чехословакии нашла го ­ р ячее одобрение и активную поддерж ­ ку со стороны спортивных организаций и широких кругов общественности этих стран. В короткий срок были созданы местные оргкомитеты, судейские коллегии по проведению ралли, оперативно решены многие организационные вопросы. О большом внимании и интересе к ралли убедительно свидетельствует то обстоятельство, что, п омимо официальных призов для команди экипажей, учрежденных Центральным автомото«Приз открытия ралли» выигралк лубом СССР, целый ряд общественных организаций, автомобильных предприятий, р едакций газет и журналов учредил дополнительно свои призы для участников. Таких неофициальных призов было установлено около сорока, в том числе « К убокдружбы народов», .учрежденный Председателем Совета Министров Польской Народной Республики — за лучший спортивный результат, п оказан ­ ный на территории Польши командойв составе трех экипажей ; приз Москов ­ ского городского совнархоза — эа лучший результат в скоростных состязаниях на территории Московской зоны; газеты «Известия», ж урнала « З а рулем» и т. д. А. Кисилев.молодой жокейВенгрия и ГДР заявили к участию в ралли по 12 экипажей, Польша, Чехословакия и СССР — по 15. Так как по Положениюк соревнованию допускались спортсмены только на машинах серийного производства стран народной демократии, то на ралли оказались, по существу, все лучшие легковые автомобили этих стран. Чехословацкая промышленность представлена на соревнованиях автомобилями « Ш кода » и «Татра», ГДР — «Трабант» и «Вартбург», польская — «Сирена» и «Варшава», с о ­ ветская — «Москвич-407», «Победа», «Волга». Принимая во внимание, что наряду с зачетом по отдельным классам в ходе ралли будет также разыгрываться абсолютное первенство независимо от того, на каком автомобиле тот или иной экипаж выступает, такая встреча автомобилей социалистических стран в условиях одних соревнований представляет большой технический интерес. С пе ­ циалисты на основе анализа итогов этих своего рода сравнительных испытаний сумеют, надо полагать, сделать важные выводы о достоинствах ипреимущест ­ вах той или иной конструкции и использовать свои наблюдения для совершен ­ ствования легковых автомобилей социа- ма были переполнены, как в лучшие дни Всесоюзного Дерби), что все было очень четко организовано и зрелища сменяли друг друга в темпе хорошо отлаженной театральной постановки. Главное в этом празднике было то, что наш спорт предстал перед глазами требовательных москвичей как зрелый вид спорта, нашедший выход уже и на международную арену. Но расскажем все по порядку. После того, как председатель Международного оргкомитета по проведению ралли «За мир и дружбу» С. С. Шатилов произнес короткую речь и объявил соревнования открытыми, состоялся парад участников. Капитаны команд обменялись памятными вымпелами; юные пионеры преподнесли спортсменам цветы. Торжественно продефилировали перед трибунами, сделав круг по ипподрому, ярко раскрашенные автомобили; перед каждой национальной командой ехал мотоциклист с флагом страны —участницы соревнований. Пройдя, так сказать, авансом этот своеобразный круг почета на ипподроме, спортсмены вновь поставили свои машины • закрытый парк и... превратились • зрителей. Дирекция ипподрома посвятила открытию ралли три коротких соревнования: заезд лучших беговых лошадей на дистанцию 1600 метров, скачку на дистанции . 1800 метров и гонку на «руслистических стран. Тем более, что предских тройках». Во всех трех соревноваставители всех автомобильных заводов, ниях разыгрывались «Призы открытия выпускающих названные машины, активралли», И тут обнаружилось, что (нено участвуют в соревновании. смотря на общеизвестный «антагонизм» После некоторых уточнений опредеи борьбу нового со старым, отживаюлилось, что общая длина трассы ралли щим а жизни и спорте) между скачка«За мир и дружбу» составит 4844 км ми и рысистыми испытаниями с одной (по территории СССР — 1779 км, Польстороны и автомотоспортом с другой ши — 991, ГДР — 971, Чехословакии — сохраняется и ло сей день немало об1103 км). Спортсмены должны пройти щего. Видимо, динамизм, высокие скоее со средней скоростью 60,5 км/час. В рости, связанное с этим чувство опасноходе дорожных соревнований состоится сти долго еще будут в равной мере востринадцать скоростных состязаний, в хищать широкие круги зрителей и ботом числе ипподромная, шоссейные, лельщиков, вызывать у них одинаковые горные и дорожные гонки, три соревнования по фигурному вождению и др. эмоции. Поэтому нужно серьезно подумать о. том, чтобы чаще использовать Старт примут 69 экипажей, представдорожки ипподрома для мотоциклетных ляющих 23 автомобильных клуба пяти и автомобильных соревнований. Последстран. Наиболее интересная спортивная нее, как показал опыт, не только возборьба — за обладание главным приможно, но и обещает быть очень интезом, учрежденным Центральным авторесным. мотоклубом СССР — предстоит между Убедительным аргументом • пользу национальными командами стран — учатакого вывода явился, между прочим, стниц ралли. В составе каждой из этих мотоциклетный «кросс», проведенный • команд — по шести лучших экипажей, честь открытия ралли «За мир и дружзащищающих честь автомобильного бу». Оказалось, что «пересеченную» меспорта своих стран, стность и труднейшие препятствия совсем не сложно воссоздать на ипподроПРАЗДНИК ОТКРЫТИЯ ме. И если бы состав его участников И вот мы на Московском Государственном ипподроме, дирекция которого любезно предоставила многочисленные помещения, поле и беговые дорожки для проведения спортивного праздника, посвященного открытию ралли. Скажем сразу, — это был замечательный праздник, какого автомобилисты не припомнят за долгие годы. И не только потому, что все на ипподроме было красочно, нарядно и подлинно празднично (причем эту обстановку в равной мере создавали как флаги расцвечивания и воздушные шары над полем ипподрома, так и многокрасочная цветная гамма автомобилей, выстроившихся в закрытом парке), что впервые на автомобильных соревнованиях в Москве присутствовало несколько десятков тысяч зрителей (трибуны ипподро2 «За рулем» № 7Знамена пяти стран — участниц ралли раавевались над ипподромом. Фото Ю. КЛЕМАНОВА и Ю. ПОЧЕПЦОВА. Захватывающим был поединок мастеров спорта А. Егорова (впереди) и Г. Плешакова в мотоциклетном «кроссе» на ипподроме. Традиционный обмен вымпелами.вызвало большой интерес как новая (и многообещающая!) разновидность автомобильного спорта. Ведь если это удалось на стандартных машинах, в том числе на громоздких «Татрах» и «Волгах», то можно себе представить успех подобного соревнования на «юниорах» и «пятисотках»! Таким образом, первое зачетное соревнование, входившее в комплекс ралли «За мир и дружбу», имело также и известное самостоятельное значение. Результаты его будут тщательно изучены Автомобильным комитетом ФАМСи выводы, надеемся, не замедлят сказаться на практике. Здесь хочется только предварительно заметить, что не следовало бы будущим устроителям подобных соревнований чересчур «перестраховываться» — можно выпускать в одном заезде и четыре, и даже пять автомобилей; чаще практиковать гандикапы в заездах и т. п. Пора понять, что обгон (и даже двойной обгон!) в автомобильном спорте не.столь уже противопоказан, как в обычном уличном движении, и чем больше и чаще гонщики обгоняют друг друга, чем смелее проходят они виражи, чем больше борьбы на треке, тем лучше для всех — и для гонщиков, и для зрителей, и для устроителей соревнований, которым, надо полагать, не чужды спортивные эмоции. К сожалению, подобных эмоций было не слишком много на ипподромных гон' ках, явившихся первым зачетным этапом ралли. Дистанция (2800 м) была слишком мала, в 'перспектива пройти на том же автомобиле еще 5000 км охлаждала даже самые горячие головы гонщиков. Поэтому технические результаты, показанные в этот день, не имели существенного значения, хотя радиокомментатор торжественно объявлял «рекорды» трассы, время лучшего круга и пр. Мы говорим все это только для того, чтобы оттенить интереснейший факт: несмотря на отсутствие «внешних эффектов» в состоявшейся ипподромной гонке, несмотря на невысокий спортивный накал борьбы, многочисленные зрители оставались на трибунах до самого последнего заезда! Они нашли себе «дело», отмечая результаты в программках, напряженно следя за тем, как неуклонно улучшался результат автомобилей от класса к классу. В классе до 850 см 3 борьба между польскими «Сиренами» и «Трабантами» (ГДР) протекала довольно упорно, несмотря на значительную разницу в рабочих объемах цилиндров двигателей. Существенно улучшились технические результаты, когда на дорожку вышли «Вартбурги» и «Шкоды». Экипаж № 16 (Курт Отто и Герман Ханф, ГДР) показал время 2.43, которое долго оставалось лучшим, пока его не побила... последняя из стартовавших «Шкод»: чехословацкие гонщики Мирослав Фоусек и Окадрих Горсак на «Шкоде» № 41 прошли 2800 м за 2.41. Такой же результат показали на «Москвиче» Владимир Локтионов и Виктор Лапин, но... в классе автомобилей до 1600 см 3 . А в этом классе дистанцию можно пройти за 2.39,2, что и доказали советские гонщики Артур Бренцис и Сергей Тенишев. Их время долго оставалось лучшим. Но вот на линии старта (он давался по типу Ле-Ман) выстроились две «Волги» и поблескивающая красными бокамиПоследние заметки перед выездом. Старт типа Ле-Ман.«Татра». Какой наглядный урок по курсу «теории автомобиля» дал этот заезд! Обе «Волги» почти одновременно ушли со старта и были уже метров на восемьдесят впереди, когда «Татра» лишь тронулась с места. Но разгонная динамика у этой машины такова, что на первый (!) ж е вираж она вышла в... качестве лидера гонки. Выступавшие на ней Алоис Марк и Любомир Рек показали время 2.34,0. Еще лучшее время показали в следующем заезде Ярослав Павелка и Иван Мичик — 2.32,6. После такого «дебюта» болельщики наших «Волг» приуныли и уже не ожидали ничего хорошего. Каков же был восторг на трибунах, когда в следующем заезде два экипажа рижских досаафовцев (№ 71 и № 73) уверенно вышли вперед и не уступали первенства «Татре» в течение всей дистанции. Советские спортсмены Анатолий Швачко и Арнольд Дамбис (№ 71) так и закончили дистанцию первыми (2.32,8), а «Волгу» № 73 мощная «Татра» обошла лишь на финишной прямой. Еще более убедительной была победа Юрия Андреева и Ивана Пугачева в следующем заезде. Они чисто выиграли у Л. Лаксмана и 3. Ряжки, шедших на «Татре». Эти две победы показались нам многообещающими. И. когда последняя машина, пройдя скоростную дистанцию, вышла за ворота ипподрома в свой долгий 5000-«иламетровый путь, мы проводили ее взглядом, полным надежды и уверенности в том, что советские спортсмены на советских автомобилях с честью выдержат предстоящие трудные испытания... Гонки «Вартбургов» на ипподроме.был подобран более ровно, кросс стал бы, несомненно, самым интересным соревнованием дня. Впрочем, следует признать, что и борьба, развернувшаяся только между двумя гонщиками — А. Егоровым и Г. Плешаковым тоже бы ­ ла достаточно напряженной и увлекательной. Если теперь добавить, что и гонки на «русских тройках» прошли живо (особенно они понравились иностранным участникам ралли), а в заключение состоялось вручение призов, то каждому станет ясно, что праздник открытия ралли удался на славу. Большое спасибо его организаторам! АВТОМОБИЛИ НА ИППОДРОМЕ Уже само по себе это соревнование — ипподромная гонка на автомобилях —10