14
15
НОВЫЕ ШИНЫ ДЛЯ „МОСКВИЧА"B. ГОРОХОВ, главный конструктор Московского шинного завода; C. ЛЕЙБЧИК, руководитель сектора шин. проектированияинамика, экономичность, комфортабельность современных легковых автомобилей в значительной степени зависят от шин. Они должны обеспечивать надежное сцепление с дорогой и безопасность движения на больших скоростях, работать бесшумно, иметь хорошую боковую устойчивость, малыйДвес, минимальный статический и динамический дисбаланс, небольшие потери на качение, а главное — достаточно высокую износоустойчивость. Для комфортабельной езды в автомобиле на больших скоростях применяются шины низкого давления. Они очень эластичны и обладают способностью смягчать толчки и удары на неровных дорогах. Вместе с тем в их конструкции есть и уязвимые места. Эти шины вследствие увеличенной деформации каркаса испытывают большое напряжение. В результате они изнашиваются гораздо быстрее, чем шины нормального давления. Ранее созданные Московским шинным заводом шины низкого давления 5.60—15 модели М-45 для широкого обода выходили из строя после 25—27 тыс. к м пробега главным образом изза истирания рисунка протектора. Во многих же случаях протектор покрышек на передних колесах изнашивался даже и после пробега в 12—15 тыс. км. Такое положение не могло удовлетворить ни владельцев автомобилей, ни работников шинной промышленности. Улучшая модель М-45, применяя более прочные материалы, совершенствуя технологический процесс, коллектив Московского шинного завода одновременно работал над созданием новых шин. Эти работы увенчались успехом, и с начала 1960 года наш завод приступил к серийному производству шин моделей М-57 и М-59 с большей износостойкостью протектора. В чем особенности их конструкции? Профиль и рисунок протектора выполнены так, что обеспечивают значительное снижение удельных нагрузок в площади контакта шины. Это достигнуто путем уменьшения кривизны беговой дорожки и применения щелевидных «ножевых» канавок, которые позволяют получить эластичный протектор с насыщенным рисунком и увеличенной площадью контакта (рис, 1 и 2), Углублению рисунка способствовало также использование натурального каучука в качестве материала протектора и каркаса. При этом учитывалась возможность применения в будущем такого синтетического каучука, который по своим физико-механическим свойствам не уступал бы натуральному. Качество шин новых моделей повышено также благодаря применению висРис. 2. Шина модели М-57.козного корда увеличенной прочности, улучшенных пропиток, укрепляющих связь резины с кордом, и специальных веществ, снижающих «утомляемость» резины. Предварительные испытания этих шин, проведенные МЗМА на десяти автомобилях «Москвич-407» в тяжелых эксплуатационных условиях, показали, что по сравнению со старыми моделями износостойкость их повысилась в два раза.Стандартная шинаШина но8ой конструкцииРис. 3. Разрез шины модели М-75. В настоящее время 85 проц. продукции Московского шинного завода, предназначаемой для автомобилей «Москвич», составляют шины моделей М-57 и М-59. С четвертого квартала 1960 года модель М-45 полностью снимается с производства. Завод продолжает совершенствовать конструкцию шин. Уже в 1960 году будут созданы новые опытные их образцы для автомобилей «Москвич» модели 1963 года. Но этим не ограничиваются наши поиски. Недавно Московский шинный завод выпустил еще один опытный образец шин модели М-75 для того же автомобиля. Они снабжены съемными протекторными кольцами, имеют радиальное расположение нитей корда в каркасе. Создание их вносит коренные изменения в принципы конструирования и изготовления автомобильных шин. Как же устроены эти шины принципиально новой конструкции? Беговая часть протектора состоит из трех съемных колец, расположенных в направляющих пазах каркаса (рис. 3). Протекторные кольца у основания уси-ПОСЛЕДНИЕ ДНИ ВЫПУСКА НЕДОЛГОВЕЧНЫХ ШИН М~45* МОСКОВСКИЙ ШИННЫЙ ЗАВОД ОСВОИЛ ПРОИЗВОДСТВО новых ШИН М-57 И М-59 # ГЛАВНЫЙ КОНСТРУКТОР ЗАВОДА РАССКАЗЫВАЕТ ОБ ИНТЕРЕСНЫХ ЭКСПЕРИМЕНТАХ. Протекторное кольцоIбегобая рортксг протектогС рисунка,Радиальное расположение нитей кордаЧслоя каркаса5.Рис. А, Изменение профиля шины модели М-75 (а) по сравнению с профилем стандартных шин (б).лены металлокордом, состоящим из одиннадцати металлических нитей. Такие практически нерастяжимые кольца ограничивают раздутье каркаса при накачивании шины до их внутреннего диаметра. По сравнению со стандартными, каркас новой шины имеет меньшее ко ­ личество слоев благодаря радиальному расположению нитей корда, позволившему снизить напряжение на нить. Кроме того, применение прочного металлокорда в протекторных кольцах разгружает каркас; это дало возможность изъять резинотканевую прослойку (брекер), применяемый в стандартных шинах. Радиальное расположение нитей корда в каркасе потребовало конструктивных изменений. Отношение высоты к ширине профиля у обычных шин больше единицы, а у новых всего 0.70—0.85 (рис. 4, а, б). Такой профиль необходим для того, чтобы обеспечить легкое растяжение шины по наружному диаметру (при наполнении ее полости воздухом) и прочное прижатие поверхности каркаса к нерастяжимым съемным протекторным кольцам. Покрышку со съемными протекторными кольцами монтируют на обычном ободе колеса. Делают это так: на ненакаченную находящуюся на ободе шину надевают центральное кольцо, а затем крайние протекторные кольца (рис. 5, а, б, в). Шину накачивают до 2 давления 2 кг/см , на 0,3 кг/см2 больше, чем обычные шины. Шины модели М-75 имеют следующие основные преимущества: возможность многократно использовать каркас путем замены протекторных колец после их истирания, т. е. увеличение срока службы в 2—3 раза; способность к эластичному «мягкому» поглощению неровностей дороги благодаря большей гибкости боковин в связи с радиальным расположением нитей корда и раздельной работе протекторных колец; уменьшенный расход кордной ткани и, следовательно, снижение веса шины; повышенная сопротивляемость механическим повреждениям благодаря применению металлокорда в основании протекторных колец; возможность применения различных рисунков протектора для тех или иныхэксплуатационных условий (бездорожье, снег, лед) путем быстрой замены колец. Шина новой конструкции предварительно была испытана на стенде. Ее обкатывали при начальной нагрузке 330 кг (максимально допустимой на автомобиле «Москвич-407»), с последующим увеличением до 495 кг, при скорости 80 км/час и внутреннем давлении 2,0 кг/см 2 . Покрышка пробежала 17 тыс. к ми была снята со стенда без значительных дефектов. Если учесть, что серийные шины 5,60—15 пробегают «а станке в среднем 6—8 тыс. к м , то результаты стендовых испытаний позволяют сделать выводы о надежности работы покрышки с радиальным расположением нитей корда в каркасе.Первые образцы шин новой конструкции испытывались также и на экспериментальном автомобиле «Москвич-407». Пробег их к 10 июня 1960 года был равен 46 тыс. км. Каркас никаких дефектов не имел. Протекторные кольца вследствие недостаточно отработанной технологии изготовления выходили из строя через 8—10 тыс. к м из-за разрыва. Однако несколько из них все же пробежали 33 тыс, к м . Конструкция шин модели М-75 совершенствуется с учетом данных предварительных испытаний. В ближайшее время будут изготовлены новые, улучшенные их варианты, которые предполагается всесторонне испытать на автомобилях «Москвич».Рис. 5. Монтаж шины модели М-75. На ненакаченную, находящуюся на ободе шину (а) надевают сначала центральное (б), а затем крайние протекторные кольца (в).К ОГДА БУДУТ «ВЕЧНЫЕ» ШИНЫ СО СЪЕМНЫМИ ПРОТЕКТОРНЫМИ КОЛЬЦАМИ !3*