18
19
вот они,РЕЗЕРВЫ МОЩНОСТИ!1 июня 1960 года началась Всесоюзная спартакиада по техническим видам спор* та. В ее программе большое место занимают мотосоревнования. Многие участники мотоциклетных состязаний будут выступать на «ижах». Это надежные, хорошо зарекомендовавшие себя машины. Однако их серийные двигатели имеют значительный резерв мощности, О том, как выявить »тот резерв и умело использовать его, думают сегодня многие мотоциклисты. Ниже мы помещаем статью, обобщающую опыт лучших спортсменов по подготовке двигателя к соревнованиям.Взависимости от требований, предъявляемых к машинам на тех или иных соревнованиях, мощность серийных двигателей мотоциклов, которые выпускаются в Ижевске, может быть увеличена на 15—20 проц. Для этого следует произвести форсировку или, как принято говорить, доводку двигателя. Прежде чем приступить к этой работе, необходимо хорошо изучить конструкцию двигателя и, конечно же , в соответствии с инструкцией обкатать его. Затем на стенде или т дорожных условиях надо получить скоростную характеристику двигателя, которая представляет зависимость между числом оборотов и изменением мощности или скол. срости. Сравнительные характеристики нескольких ижевских двигателей приведены на рис. 1. Начальные показатели мощности двигателя или скорости мотоцикла служат исходными данными для определения результатов, полученных при доводке. Рассмотрим, как следует форсировать наиболее важные узлы двигателя. ЦИЛИНДР Прежде всего уточняют правильность установки цилиндра на картере, проверяют совпадение контуров окон с кромками поршня и симметричность расположения каналов. При обычной эксплуатации еще можно мириться с небольшими отклонениями размеров окон, но для получения высокой мощности эти отклонения недопустимы. Основные размеры окон цилиндра ИЖ-57 и фазы 'газораспределения показаны на рис. 2. Приступая к работе, необходимо составить 'развернутую диаграмму расположения окон цилиндра двигателя, к о ­ торый намечено довести. Для этого кромки окон смазывают маслом или графитом, затем внутрь цилиндра вставляют чистый лист бумапи, осторожно прижимая его к зеркалу цилиндра. Результаты отпечатков контура окон сравниваются с заводскими чертежами. Если их размеры совпадают, то увеличивать окна не следует. Нужно обратить особое 'внимание на то, чтобы верхние кромки выпускных, продувочных окон были расположены на одной линии, как показано на рис. 2 (внизу). Нижние кромки выпускных и продувочных окон должны быть на одной прямой, совпадающей с 'верхней кромкой поршня при его положении т нижней мертвой точке. Расстояние между верхними кромками продувочных окон и верхними «рамками выпускных окон (перепад) должно быть 7—8 мм . Если нельзя провести выравнивания кромокв цилиндре, тосделать это можно за счет соответствующего подпиливания поршня со стороны окон. Опыт показывает, что если верхнюю кромку выхлопного окна поднять на 1мм , максимальная мощность двигателя несколько повысится (число оборотов возрастет на 150—200 в минуту). Однак о это будет продолжаться до определенного предела, после чего дальнейшее поднятие кромки приведет к уменьшению мощности. Более рациональным является увеличение ширины выхлопного окна. Но делать это надо крайне осторожно, так как чрезмерное расширение может привести к западанию колец в окна, отчего двигатель выходит из строя. Каждое выхлопное окно двигателя ИЖ-57 можно увеличить примерно на 4мм по ширине. Большое влияние на мощность двигателя оказывает форма, конструкция и размеры продувочных окон и каналов. В цилиндре двигателя продувочные окна в горизонтальной плоскости расположены под углом 120° друг « другу, а в вертикальной — под углом 140°. Благодаря этому из картера рабочая смесь поступает в цилиндр симметрично с обеих сторон; .встретившись у стенки цилиндра, противоположной выхлопным окнам, она направляется вдоль нее, омывает головку и опускается со стороны выхлопных окон; таким образом, возникает петлеобразный поток. При точном соответствии размеров окон и углов между ними такое направление Проду-/И??i.— -? 71 р/"* —.J-':ча*>§ §— —.РПt*-> Ь — -ч;3'f...\м* г**«»«~10•— к Л-IsEsi г — , —,,—'"Ni .зоа• i——11_,£.- —— —Рис. 2. Цилиндр двигателя его развертка (внизу).ИЖ-57 и-•и *смт •/_ЗрО05N. —с—L'-гт~-щ г# ! в »*141. /Рис. 1. Внешние характеристики двигателей ижевских мотоциклов. 1 — серийный спортивный ИЖ-57, 2 — для многодневных соревнований, 3 — для кроссов, 4 — для шоссейно-кольцевых гонок, 5 — ИЖ-Ю для шоссейно-кольцевых гонок.' 30 'О,34,„ 34 ,УЧ.;( 30')^...РИС. 3. Развертка цилиндра двигателя ИЖ-56, подготовленного для соревнований.18 вочного потока способствует хорошей очистке цилиндра от отработавших газов. Направление потока можно определить по поверхности днища поршня, на котором остаются следы. Для проверки правильности направления продувочных потоков необходимо вскрыть заглушки ис помощью стержней одинакового размера определить точку пересечения осей каналов. Бели осевые линии совпадают в заданной точке, каналы не следует исправлять. Если же точка пересечения осей ушла в сторону, необходимо добиться правильного ее положения. Большое влияние на мощность двигателя оказывает форма и размеры всасывающих окон. Для лучшего наполнения цилиндра их следует делать как можно шире. Наиболее рациональная высота всасывающего окна, как и других, определяется ' практически подпиливанием его кромок. В этих целях лучше всего производить подпиливание нижней кромки юбки поршня. Для зтого со стороныположение цилиндра по отношению к картеру. Это необходимо для того, чтобы определить правильное положение цилиндра «а двигателе. Иногда незначительное поднятие цилиндра вверх содействует 'улучшению работы двигателя. После работы с окнами цилиндр необходимо отполировать. Затем кромки окон нужно слегка закруглить. Начинающим спортсменам следует помнить, что при работе по изменению размеров и формы каналов нужно быть особенно осторожным, так как неправильное или неумелое исправление приведет к выходу цилиндра из строя. Так же, как ИЖ-57, можно подготовить к соревнованиям обычный дорожный двигатель ИЖ-56. При этом диаметры вертикальных и (горизонтальных каналов необходимо рассверлить с 22 до 24 шк. Мощность двигателя ИЖ-56 можно повысить на 5—6 л. с. На рис. 3 приведена развертка цилиндра двигателя ИЖ-56, подготовленного для спортивных соревнований.Xf'q л, *wля, его мощность и расход горючего оказывают размеры и конструкция выпускной трубы и глушителя. Правильно подобрав конструкцию этих деталей, можно на 20—25 проц. повысить мощность двигателя. Изменения мощности в зависимости от различных вариантов выпускной трубы и глушителя показаны на рис. 6 и 7. Из сравнения кривых графиков ясно, что один и тот же двигатель, но с разными глушителями имеет различную мощность. Следовательно, раз-HtлсРис. 5. Сдвоенный всасывающий патрубок для установки двух карбюраторов. Рис. 4. Р азмерыи конструкция всасывающего патрубка ИЖ-57.РПIГ'ISinвсасывания поршень подпиливается на 1 мм, после чего двигатель" испытывается на стенде. Подпиливание поршня производят до тех пор, пока не будет достигнута наибольшая мощность. При этом увеличение мощности также будет происходить до определенных пределов (затем возможно резкое ухудшение работы двигателя). Методам подпиливания поршня, определив наивыгоднейшую высоту всасывающего окна, можно произвести увеличение окна по высоте и поставить нормальный по размерам поршень, Все каналы цилиндров следует обрабатывать так, чтобы « них совершенно не было неровностей. Каналы должны иметь плавные переходы, поверхность их необходимо отполировать. При проверке и испытании двигателя можно также с помощью прокладок между картером и цилиндром изменить ВСАСЫВАЮЩАЯ И ВЫПУСКНАЯ СИСТЕМЫ Особое внимание следует обратить на форму и размер всасывающего трубопровода, который является также иор ­ ганом смесеобразования. Для одноцилиндровых двигателей, имеющих объем до 350 см", длина патрубка должна быть в пределах 65—85 мм. Наиболее рациональная конструкция патрубка представлена на рис. 4. Чтобы повысить мощность и улучшить приемистость двигателя, рекомендуется применять два карбюратора. При этом патрубки должны быть по возможности сближены. Чем больше угол между патрубками, тем хуже наполнение цилиндра, так как при встрече двух потоков образуются большие завихрения. Сдвоенный всасывающий патрубок показан на рис. 5. Большое влияние на работу двигатеуК?4 3/7.30 004000г1звроВС ПН /мРис. 7. Влияние длины выпускной трубы (диаметром >12 мм) на мощность двигателя ИЖ-57: Т — при длине ее 650 мм иИ — 540 мм (конструкция и размеры глушителя не изменялись). меры и конструкция выпускной системы для каждого двигателя должны подбираться экспериментально. Переделка выпускной системы без последующей проверки ее на двигателе может привести к ухудшению его работы и снижению мощности. Инж. Н. СЛЕСАРЕНКО (Окончание следует) г. Ижевск19