ПОБЕДА ДВУХТАКТНЫХКрупный успех народного предприятия ГДРс двухтактными двигателями хотя и участвовали в гонках, но имели лишь временный успех. «Соперничество» между четырехтактными и двухтактными двигателями в шоссейно-кольцевых гонках — одна из самых интересных страниц истории мо ­ тоциклетного спорта. В начальный период существования мотоциклов (1885—1910 годы) двухтактные двигатели применялись довольно редко. Однако уже к тому времени относятся первые их успехи в соревнованиях. В 1906 году на велосипедных треках в Германии появился мотоцикл конструктора Г. Граде, развивавший высокую скорость и отличавшийся необычным шумом своего двухтактного двигателя. Спустя несколько лет, в 1912 ив 1913 годах, английские мотоциклы «Скотт» с двухцилиндровыми двухтактными двигателями водяного охлаждения получили первые призы в гонке Турист Трофи. Такого же успеха в этом популярном и трудном соревновании добились через 7 лет мотоциклы с двухтактными двигателями класса 250 см 3 фирмы «Левис». Но в целом этот период отмечен преимуществом мотоциклов с четырехтакт ными двигателями. Своего рода сенсацией явилась победа гонщика Э. Торичелли в гонке на Большой приз Германии в 1931 году. Он участвовал в соревновании на австрийском мотоцикле «Пух» с двухтактным двухпоршневым двигателем рабочим объемом 250 см 3 . Может быть, это обстоятельство повлияло на решение немецкой фирмы ДКВ перейти в 1932 году на выпуск двухпоршневых двухтактных двигателей, имевших водяное охлаждение. Такая конструкция в сочетании с поршневыми нагнетателями позволила получить литровые мощности выше 100 л. с. Начиная с 1934 года, мотоциклы ДКВ нередко занимали первые места в международных состязаниях. В послевоенные годы, когда ФИМ запретила использовать нагнетатели в шоссейно-кольцевых гонках, возможность применения двухтактных двигателей на гоночных мотоциклах казалась практически исчерпанной. • Однако действительность скоро опровергла это мнение. Усовершенствовав двухтактный двигатель обычного типа с возвратной продувкой (без нагнетатетя), мотоциклетные заводы ДКВ, Адлер в ФРГ иMZ (ранее ИФА) в ГДР сумелиВ1958 году в соревнованиях на Большой приз Швеции лучший результат в классе 250 см 3 был показан на мотоцикле MZ (ГДР) с двухтактным двигателем. Многие расценивали этот успех как случайный. Но в нескольких гонках чемпионата мира 1959 года снова на первое место вышли спортсмены, выступавшие на мотоциклах той же марки. Уже к концу прошлого сезона мало кто сомневался в том, что мотоциклы MZ представляют собой грозную силу в большом мотоспорте.Рис. 1. Одпоци.пшдрииыи двухтактный 1 оночный двигатель MZ класса 125 см а (1959 год).Специалисты решили тогда, что завод, выпускающий MZ , имеет шансы на звание чемпиона мира среди мотозазодов, а его гонщики могут завоевать личное первенстве в мировом чемпионате. Сообщения о том, что мотоциклетные фирмы капиталистических стран стали уступать пальму первенства народному предприятию, вызвали сенсацию в спортивных кругах. Само по себе успешное выступление мотоциклов с двухтактными двигателями в шоссейно-кольцезых гонках международного масштаба — событие довольно редкое и примечательное. Правила проведения мотогонок никогда не предписывали использование двигателей с тем или иным принципом работы, а лишь определяли допустимую величину рабочего объема цилиндров. И все же на подавляющем большинстве гоночных мотоциклов устанавливались четырехтактные двигатели. МотоциклыРис. 2. Двухцилиндровый двухтактный гоночный двигатель М £ класса 250 см 3 (1959 год). получить очень высокие удельные мощности. Наибольших успехов в создании двухтактных двигателей добились мотоциклостроители ГДР. В 1959 году в розы-По следам наших выступленийТак называлась статья инженера М. Шапошникова, опубликованная в № 1 журнала за 1960 год. Редакция получила на нее много откликов. Начальник отдела автомобильного и тракторного машиностроения Госплана РСФСР И. Лоскутов сообщил, что планами производства предусмотрен рост выпуска запасных частей к мотоциклам. Так, если в текущем году их будет изготовлено на сумму в 158 млн. рублей, то в 1961 году эта цифра увеличится до 200 — 220 млн. рублей. * Заместитель начальника отдела химической промышленности Госплана СССР Н. Казарцев пишет, что в нынешнем году для продажи населению намечено выделить в два раза больше моторезины, чем в 1959 году. Заместитель управляющего республиПОЧЕМУканской конторой «Роскультторг» П. Корнеев отмечает, что факты, изложенные в статье, соответствуют истинному положению дел. Из-за ограниченности фондов, выделенных Министерству торговли РСФСР, заявки Посылторга удовлетворены не полностью. После опубликования статьи перед планирующими органами поставлен вопрос о дополнительном выделении фондов на запчасти. В редакцию поступили также письма с предприятий, о которых упоминалось в статье. Заместитель директора Орджоникидзевского завода автомобильного и тракторного электрооборудования Г. Калантаров сообщил, что критические замечания в адрес ОЗАТЭ, высказанные нг. страницах журнала, обсуждались на совещании руководящих работников и признаны совер-НЕПОСЫЛАЕТшенно правильными. Ныне на заводе приняты меры к тому, чтобы впредь не было задержек в отгрузке генераторов Посылторгу. В первом квартале I960 года завод перевыполнил план своих поставок Посылторгу. Директор Ирбитского мотозавода М. Савин пишет, что перебои, имевшие место в отгрузке Посылторгу запчастей к мотоциклам М-72, в основном объясняются ограниченностью производственных мощностей завода. Необходима помощь Свердловского совнархоза, чтобы завод мог удовлетворить потребности многих тысяч мотоциклистов нашей страны. Редакция получила письмо с предприятия, выпускающего мотоциклы марки ИЖ. Главный инженер тов. Шарапов сообщает, что завод систематически увеличивает производство запасных деталей к26